Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Назад — в монополию?

Приобретая сотовых операторов, «Казахтелеком» уже сейчас будет контролировать 65-75% рынка мобильной связи.

22 апреля 2006 15:20, Виктор Бурдин, Страна и Мир

АО «Казахтелеком», владеющее 50% акций АО «Алтел» и 41% акций АО «Нурсат», намерено приобрести полный контроль над этими компаниями путем выкупа оставшихся акций, а также купить еще одного сотового оператора — ТОО «Мобайл Телеком Сервис» с торговой маркой «Жаршы». Таким образом, крупнейшая телекоммуникационная компания должна получить полный контроль над рынком мобильной связи CDMA 2000 1X, а также существенно расширить зону своего влияния на рынке интернет-услуг Казахстана.

По закону двух медведей

Представьте себе, если вдруг один из самых известных игроков рынка каких-нибудь товаров и услуг вдруг возьмется за скупку своих конкурентов. Ну, например, крупнейший в мире производитель сотовых телефонов Nokia вдруг заявит о том, что готовит сделки о приобретении других сотовых компаний и собирается купить подразделения по производству мобильных телефонов SonyEricsson, Motorola, BenQ-Siemens, LG, Samsung и других. Причем купить не по очереди, а всем скопом, сразу. Как вы считаете, после такого (пока, слава Богу, гипотетического) приобретения значительно усилятся финансовые вливания в купленные компании со стороны нового владельца? Улучшится качество и количество товаров — конкурентов Nokia? Вряд ли.

Однако, по сути, то же самое может произойти, купи «Казахтелеком» другие телекоммуникационные компании Казахстана в общей сложности за 220 млн. долларов. Есть большие сомнения в том, что став безоговорочным владельцем трех сотовых операторов стандарта CDMA — ТОО «Мобайл Телеком Сервис» («Жаршы»), АО «Алтел» (Dalacom и PAThWORD) и АО «Нурсат» (в данном случае связь Excord), «Казахтелеком» будет поддерживать и развивать все эти компании. Особенно учитывая, что у него под частичной опекой находится крупнейший и самый «дорогой» сотовый оператор страны — «GSM Казахстан» с 49% долей участия в уставном капитале. И вот почему: K’Cell и Dalacom — прямые конкуренты в доле корпоративных клиентов, ActiV и PAThWORD — в молодежном сегменте, «Жаршы» и Exсord — в области муниципальной телефонии с прямыми городскими номерами. Шесть брэндов мобильной связи, сосредоточенных в руках одного хозяина, просто столкнутся лоб в лоб друг с другом, кто-то (и, скорее всего, это будут вновь купленные компании) станет «нелюбимой женой». Ей будут доставаться объедки с хозяйского стола до тех пор, пока с ней не покончит муж, или она сама не наложит на себя руки.

За конкретным примером далеко ходить не надо. Купив полтора года назад ТОО «КаР-Тел», российская компания «Вымпелком» взялась за продвижение своего российского брэнда Beeline на территории Казахстана. В угоду торговой марке пришлось пожертвовать маркой отечественной. Кто теперь вспомнит про сотовую связь Excess? А ведь когда-то на нее делали большие ставки и противопоставляли самой многочисленной мобильной сети ActiV. И хотя абоненты Excess пользуются еще услугами своего оператора, с точки зрения PR-менеджмента и рекламы эта сотовая связь вот-вот почиет в бозе. Давно не было никаких существенных PR-акций и в поддержку брэнда K-Mobile, зато реклама Beeline не сходит с экранов, радиоэфира, билбордов и газетно-журнальных страниц. Все эти действия «КаР-Тел» понятны: двум медведям в одной берлоге не ужиться, как невозможно равноценно существовать и двум конкурентам в одной упряжке: кто-то постоянно будет в проигрыше.

Приобретая сотовых операторов, «Казахтелеком» уже сейчас будет контролировать 65–75%  рынка мобильной связи. А в свете все учащающихся разговоров о выдаче в этом году лицензии третьему GSM-оператору (вряд ли что-то мешает национальному оператору участвовать в тендере и победить) сотовый мегахолдинг будет устанавливать любые цены и подавлять конкурентов уже только своими размерами.

Коммерческий интерес или холодный расчет?

Впечатляет и возможная покупка АО «Нурсат» в аспекте международной телефонии и интернета. Этот телекоммуникационный игрок — крупнейший после самого «Казахтелекома», а по некоторым показателям и лидер. Так, например, по данным агентства «КомКон-2 Евразия», в Алматы 40% корпоративных пользователей интернета выбирают провайдером «Нурсат» и только 35% — «Казахтелеком». А по уровням продаж трафика международной и междугородной IP-телефонии «Нурсат» вообще занимает безоговорочные позиции благодаря своему карточному брэнду i-Card+. По разным оценкам, в этой области телекоммуникаций доля «Нурсата» — 70–80%, а это значит, он составляет хорошую конкуренцию самому «Казахтелекому», который из-за своих необычайно высоких тарифов на международную связь регулярно теряет абонентов. Таким образом, купив конкурента, две компании будут занимать более 75% рынка интернета.

Может, это просто желание завладеть самыми прибыльными достижениями конкурентов, перенять все лучшее, а конкурентов стереть в порошок? Не понятна и позиция пока еще владельцев «Алтела», «Нурсата» и «Мобайл Телеком Сервиса». Как возможно продавать кур, несущих золотые яйца? Или им просто кто-то сделал предложение, от которого невозможно было отказаться?

Впрочем, пока ни одна сделка не завершена, все потенциальные «компании-покупки» отмалчиваются или отделываются стандартным «Без комментариев!». Нет гласности и в рядах сотрудников самого национального оператора. Вот что смог сказать Андрей Вовнянко, пресс-секретарь АО «Казахтелеком»: «Поскольку речь идет об обнародовании решений совета директоров, то разговоры о возможной покупке, естественно, очень даже основательные. Но еще, я вас уверяю, ни по одной указанной компании де-юре сделки не совершены. Это значит, что пока «Казахтелеком» не является владельцем этих компаний, некорректно было бы говорить о том, что мы сделаем с ними при возможной покупке. Приобретение этих телекоммуникационных компаний не противоречит постановлениям Правительства о либерализации рынка связи, — продолжает пресс-секретарь национального оператора. — Там, где «Казахтелеком» был монополистом — это городская, междугородная и международная телефония — у нас уже нет эксклюзивных прав, мы входим в конкурентную среду. АО «Казахтелеком» — нормальная коммерческая компания, которая успешно занимается бизнесом, и если у нас нашлись средства для приобретения новых компаний, новых возможностей, почему бы это не сделать? А что касается продажи госпакета акций самого «Казахтелекома», переданного в холдинг «Самрук» (50% + 1 акция) то не нам, наемным менеджерам, решать эти вопросы, а акционерам, в том числе и государству».

У ряда ведущих экономистов Казахстана тоже возникло недоумение, связанное с такими крупными приобретениями «Казахтелекома». Эксперты не понимают, о какой либерализации и демонополизации рынка может идти речь, когда объем рынка услуг связи в 2005 году составил 700 млн. долларов, в том числе доля «Казахтелекома» достигает 390 млн. (55%), и новые покупки только значительно увеличат последние цифры. Специально для «СиМ» ситуацию прокомментировал экономист, действительный член Нью-Йоркской академии наук Булат Хусаинов: «На днях открывал отчет экспертов Всемирного банка Гарета Локса и Ховарда Питера Уильямса по Казахстану, которые называют «Казахтелеком» «одной из наиболее прибыльных компаний в мире, но это впечатление создается не от конкретной деятельности, а от ее доминирующего положения и рычагов влияния на рынке». Если «Казахтелеком» будет владельцем компаний-конкурентов в одной географической точке, произойдет перекрестное наложение деятельности, и всем ее дочерним компаниям невозможно будет удержаться на плаву. Такая ситуация только усугубит и так малую конкурентоспособность нашего рынка телекоммуникаций и отобьет желание прийти работать в эту область у многих инвесторов».

А вот что говорил в мае 2004 года тогда еще премьер-министр Имангали Тасмагамбетов, когда Правительству РК и Минтранскому было поручено активнее воплощать в жизнь идеи демонополизации рынка связи и самого «Казахтелекома»: «Национальный оператор должен заниматься обслуживанием и развитием инфраструктуры, и в первую очередь — телекоммуникационными магистралями. Тем самым он должен создавать инвестиционную привлекательность. Это четко и ясно должно быть в программе прописано».

Похоже, инвестиционную привлекательность «Казахтелеком» стал создавать для самого себя.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии