Следите за новостями

Оценка рынка телекоммуникаций

Общий обзор рынка связи в Казахстане в 2005 году.

12 июня 2006 15:11, Инна Соболева, Бизнес Путеводитель
Рубрики: Рынок, Связь

Для написания статьи использовались результаты анализа рынка телекоммуникаций, проведенного сотрудниками исследовательской компании ICT-Marketing, специализирующейся на маркетинговых исследованиях в сфере телекоммуникаций. Для получения общей характеристики рынка телекоммуникаций использовалось сочетание кабинетных исследований и экспертного опроса. Все денежные показатели, приведенные в статье, указаны без НДС.

Рынок связи РК является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей народного хозяйства Казахстана; среднегодовые темпы роста рынка значительно опережают темпы роста ВВП. За последние 5 лет прирост рынка в денежном выражении составил в среднем 24% ежегодно.

Общий объем доходов отрасли связи в 2005 году можно оценить в 209 млрд. тенге, что на 26% выше уровня 2004 года. По прогнозам, в 2006 году объем рынка связи может составить 246 млрд. тенге, а к 2008 году, при сохранении текущих темпов роста, достигнуть уровня 316 млрд. тенге. По состоянию на начало 2005 года в Казахстане действовало 338 предприятий связи, из которых 281 предприятие предоставляли услуги электросвязи, 57 предприятий — услуги почтовой связи.

Большая часть доходов отрасли «связь» в 2005 году была получена от предприятий, находящихся в Алматы и Астане (64%). Остальные регионы Казахстана обеспечивают 36% всех доходов отрасли «связь».

В целом доходы предприятий отрасли связи можно подразделить на доходы от услуг телекоммуникаций (202 млрд. тенге или 97% от доходов отрасли «связь» в 2005 году) и доходы от услуг почтовой связи (3% от всех доходов). Далее будет рассмотрена структура именно рынка услуг телекоммуникаций, без учета рынка услуг почтовой связи.

В 2005 году наиболее крупными сегментами рынка телекоммуникаций были сегменты услуг мобильной связи (41%), услуг ММТС (ММТС — услуги междугородней, международной связи, а также связи с сетями сотовых операторов 1 ММТС — услуги междугородней, международной связи, а также связи с сетями сотовых операторов) (22%), а также услуг операторам связи (12%). Наименьшую долю рынка занимают такие услуги как ІР-телефония (1%), интеллектуальные услуги (1%), услуги таксофонной связи (1%).

Два основных потребительских сегмента телекоммуникационных услуг — это рынок физических лиц и рынок юридических лиц (включая операторов связи, которые иногда выделяют в отдельный сегмент). Доходы от предоставления услуг телекоммуникаций физическим лицам в 2005 году составили около 110 млрд. тенге или 54% от общего объема рынка. На долю юридических лиц и операторов связи приходилось 92 млрд. тенге или 46% от общего объема рынка. При этом потребительская структура рынков различных услуг телекоммуникаций различается. Существуют рынки, на которых большая часть доходов обеспечивается от услуг для юридических лиц; к таким рынкам относится рынок интернет и частных линий, где поступления от юридических лиц составляют более 60% от текущего объема рынка в денежном выражении. Примером рынка услуги для населения является рынок кабельного телевидения, на котором около 90% всех поступлений составляют поступления от продажи услуги физическим лицам.

Основным оператором телекоммуникационного рынка Казахстана является АО «Казахтелеком», доля рынка которого в 2005 году оценивалась приблизительно в 47%.

Текущий и прогнозируемый объем доходов предприятий отрасли связи Казахстана:
2004 — 166 млрд. тенге
2005 — 209 млрд. тенге
2006 (прогноз) — 246 млрд. тенге
2007 (прогноз) — 249 млрд. тенге
2008 (прогноз) — 316 млрд. тенге

Географическая структура доходов отрасли «связь» в 2005 году:
Алматы и Астана — 64%
Другие регионы — 36%

Услуги:
Услуги операторам — 12%
ІР-телефония — 1%
Интернет и частные линии — 9%
Мобильная связь — 40%
Интеллектуальные услуги — 1%
Услуги таксофонов — 1%
ММТС — 22%
Местная телефонная связь — 8%
Услуги кабельного телевидения — 2%
Другие услуги — 4%

Структура доходов рынка телекоммуникаций в 2005 году по категориям потребителей:
Физические лица — 54%
Юридические лица и операторы связи — 46%

Комментарии