Следите за новостями

Телекоммуникации не должны быть монопольными

Сегодня на большом телекоммуникационном рынке нашей страны, увы, нет конкуренции.

12 июня 2006 14:49, Ольга Муравьева, Мегаполис
Рубрики: Рынок, Связь

Сегодня на большом телекоммуникационном рынке нашей страны, увы, нет конкуренции. По сути, работает лишь один оператор — акционерное общество «Казахтелеком», которое само же устанавливает цены на большой перечень своих услуг и таким образом диктует эти цены на территории всего Казахстана. В результате — непомерные для многих семей тарифы на международную, междугородную и мобильную связь, а интернет по этой же причине остается для многих непозволительной роскошью.

Напомним, что на одном из последних совещаний по вопросам либерализации отрасли телекоммуникаций глава правительства Даниал Ахметов привел такие цифры: с 2004 года более восьмисот операторов связи изъявили желание работать в секторе телекоммуникаций, впрочем, повезло немногим — лишь 36 компаний подключились к сетям «Казахтелекома». Премьер-министр подверг критике «Казахтелеком» за монополизацию рынка телекоммуникаций, который получил 33 миллиарда прибыли, установив при этом одни из самых высоких тарифов в мире на услуги интернета, международной и междугородной связи.

В результате Казахстан, имея уровень ВВП на душу населения, примерно равный с Россией, по развитию телекоммуникаций — телефонная и интернет-плотность — значительно отстает от своего ближайшего соседа. По этим же показателям наша страна находится на несколько шагов позади Беларуси и Украины, учитывая, что у них, внутренний валовой продукт на душу населения ниже. Если говорить об этом в цифрах абсолютных, можно привести такую статистику. Уровень обеспеченности мобильной связи достигает лишь 37 процентов, телефонная плотность составит 17,7 абонента на 100 жителей, а количество пользователей интернета — всего 2,7 на 100 жителей. Нет сомнения, что причиной всему высокие тарифы. Так, например, тарифы на выход во Всемирную сеть в Казахстане в три раза выше, чем в России, Китае, в два раза — чем в Украине, Беларуси, Германии и США. Не поговоришь долго и по «мобильнику» — стоимость на разговоры в нашей стране почти в три раза выше, чем в Беларуси, в четыре — чем в Китае! Звонки из Казахстана в зарубежье ударят по вашему кошельку в три раза сильнее, чем если бы вы находились в России и Украине, и в полтора раза — если бы вы звонили из Германии.

Такая ситуация сложилась из-за отсутствия конкуренции на рынке телекоммуникаций. Долгое время компания «Казахтелеком» имела эксклюзивное право на предоставление услуг междугородной и международной связи, которое отменили лишь в 2004 году, после принятия нового Закона «О связи». Альтернативные операторы в настоящее время только строят свои сети связи и по своим финансовым и техническим условиям пока значительно уступают возможностям «Казахтелекома». По данным Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли, сегодня «Казахтелеком» занимает более чем 90% долю на рынках международной, междугородной связи и интернета.

Немаловажен вопрос присоединения операторов. Сейчас ситуация выглядит так: отсутствуют прямые присоединения между их сетями. Все шесть альтернативных монополисту операторов вынуждены взаимодействовать между собой в основном через сети «Казахтелеком», при этом ни одна их этих компаний не присоединилась к его сетям ни на междугородном, ни на международном уровне. За два последних года к сети «Казахтелекома» присоединились только 19 из 119 операторов местной связи и пять из 114 провайдеров интернета. То же самое касается и 62 операторов новой, но очень востребованной услуги — IP-телефонии.

На прошедшем совещании премьер-министр поручил подготовить ряд мер по созданию конкуренции на рынке телекоммуникаций с учетом мирового опыта. По мнению экспертов, необходимо осуществить реструктуризацию и демонополизацию «Казахтелекома». Рассмотрев возможные варианты, рабочая группа предложила функциональный признак реструктуризации компании.

Однако для принятия окончательного решения Агентство намерено изучить этот вопрос с привлечением независимой зарубежной консалтинговой компании, имеющей опыт работы в столь специфическом секторе. И только после завершения работ консультантов можно будет сделать выводы, каким образом можно достичь конкуренции в телекоммуникационной сфере.

Кроме этого, как пояснили в АИС, для решения сложившейся ситуации на телекоммуникационном рынке были предложены определенные меры. Во-первых, уже сейчас реализуется пилотный проект по присоединению операторов междугородной и международной связи с участием нескольких компаний: «Нурсат», «Казтранском», «Транстелеком» и «Арна» в Атырауской области. Что касается операторов IP-телефонии, уже согласован типовой договор о предоставлении доступа к этим услугам. В дополнение к этому Агентство по регулированию естественных монополий разработало проект методики по расчету тарифов на присоединение сети и пропуск трафика IP-телефонии. После завершения этого проекта существующие правила присоединения операторов будут доработаны.

Для развития интернета в Казахстане необходимо решить ряд вопросов: развить контент казахстанского сегмента Всемирной сети, снизить тарифы на доступ к ней, обеспечить ценовую доступность персональных компьютеров и повысить компьютерную грамотность населения.

Одним из путей решения проблемы контента является размещение в казахстанском секторе интернета зеркал российских сайтов, так как до 80 процентов казахстанцев предпочитают посещать пока именно российские веб-страницы. Также наполнению Казнета может поспособствовать создание всеми республиканскими и местными СМИ своих веб-сайтов. Есть программа и по повышению привлекательности сайтов госорганов и увеличению числа их пользователей. Предлагается также развитие специализированных сайтов. Например, бесплатных почтовых серверов, информационно-познавательных и развлекательных порталов, культурных, образовательных и молодежных сайтов. Но для развития Казнета должны быть созданы определенные условия. Так необходимы льготы на хостинг для сайтов школ, колледжей и университетов. Очень важна и разработка системы интеллектуального поиска информационных ресурсов.

Нельзя не отметить тот факт, что тарифы на услуги доступа в интернет начали постепенно снижаться — с первого июня на 25 процентов, а с первого сентября еще на 25 процентов (в течение суток в рабочие и выходные дни). В дальнейшем снижение тарифов на интернет будет проходить за счет роста конкуренции, вследствие появления новых операторов, а также развития мобильного интернета.

Для решения вопросов тарифной политики на доступ в интернет и ценовой доступности компьютерной техники уже в текущем году планируется завершить строительство парка информационных технологий, где будут созданы производства по выпуску дешевых компьютеров за счет того, что в нем предусмотрена безналоговая зона. Одновременно совместно с банками второго уровня прорабатывается вопрос о льготном кредитовании населения при покупке компьютеров. Сейчас в стране 700 тысяч компьютеров, а за три года их количество благодаря различным «акциям» планируется увеличить до одного миллиона трехсот тысяч.

Но если даже при этом кто-то не сможет купить компьютер, то они легко смогут воспользоваться пунктами общественного доступа, которые разместятся во всех городах — в акиматах, на вокзалах, в аэропортах, больницах, библиотеках и почтах.

Есть у АИС конкретные планы и по развитию сотовой связи. Во-первых, «Казахтелекому» и операторам сотовой связи необходимо в самые кратчайшие сроки выровнять и начать снижение расчетных ставок. Жизнь подсказывает и то, что уже не обойтись без третьего оператора сотовой связи стандарта GSM. Но, чтобы сотовая связь стала по-настоящему доступной, нужно в первую очередь снизить тарифы на нее, что и было сделано. С первого июня все операторы должны перейти на 10-секундную тарификацию трафика. К началу 2007 года прогнозируется снижение тарифов на сотовую связь при звонках с сети одного сотового оператора на сеть другого. До конца этого года ожидается и снижение тарифов при звонках с фиксированного телефона на сотовый — в общем на 10–15 процентов. Все эти меры в конечном итоге должны привести к тому, что число пользователей сотовой связи возрастет до 7,5 миллиона в 2008 году (сейчас — около 6 миллионов).

Что касается международной связи, то и здесь назрела необходимость снижения тарифов. Из-за существующих сегодня тарифов на международную связь долго с заграничными друзьями и родственниками по телефону не поговоришь. В октябре 2004 года «Казахтелеком» снижал тарифы на международную связь на 20 процентов, но тарифы по-прежнему остаются высокими. Сейчас АИС совместно с другими госорганами прорабатывает вопрос о снижении «Казахтелекомом» тарифов на международную связь на 12,5 процента и во втором полугодии — еще на 12,5 процента.

Все с нетерпением ждут и скорейшего запуска спутника КазСат — это позволит предоставлять транспондерные емкости по более низким ценам, чем у действующих сейчас операторов спутниковой связи. Повысить конкуренцию позволит и развитие операторов IP-телефонии, являющейся аналогом междугородной и международной связи.

Кроме этого, для дальнейшей либерализации отрасли телекоммуникаций агентством планируется принятие целого ряда нормативных актов. Необходимые документы будут разработаны в рамках Программы развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на 2006–2008 годы, проект которой одобрен операторами связи и сейчас находится на утверждении в правительстве.

Комментарии