Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Услуга в «Е» формате

Интервью с председателем Правления АО «НИТ» Бикеш Курмангалиевой о развитии электронных услуг в Казахстане.

18 февраля 2009 11:41, Александр Данилов, КазИнформ
Рубрики: Общество

Уйти от бюрократии и искоренить коррупцию. Это были основные предпосылки для начала развития электронных услуг в интернете. Мечта многих казахстанцев — получить нужный документ в короткие сроки, минуя очереди — уже стала реальностью. О развитии электронных услуг в Казахстане рассказала председатель Правления АО «НИТ» Бикеш Курмангалиева.

— Бикеш Кайдаровна, начиная с какого периода в Казахстане получили развитие электронные услуги?

— Если говорить об услугах финансового сектора, то они уже давно существуют и, вполне успешно. В случае с государственными услугами, можно сказать, что все началось с реализации первого этапа Госпрограммы «Создание электронного правительства». Но реально, как факт, первые услуги появились только на втором этапе. Поскольку, как мы уже неоднократно объясняли, первый этап реализации программы был посвящен построению базовых компонент инфраструктуры Электронного правительства. Сейчас активно сотрудничаем с государственными органами по переводу государственных услуг в электронный формат.

— Какие государственные органы ближе всех на пути к электронному правительству?

— Наиболее активно участвуют в реализации программы развития электронного правительства министерства юстиции и финансов, в частности, Налоговый Комитет. Это — самые активные госорганы, которые ведут работу по переводу своих услуг в электронный формат.

— Какие услуги можно получить уже сегодня?

— В этом году мы запустили тридцать две услуги. Это услуги Минфина по налогооблажению, услуги Минюста по получению справок из ГБД «Физические лица», «Юридические лица», «Регистр недвижимости». Также есть результаты работы с Министерством труда и социальной защиты населения по выдаче справок по СИКам и пенсионным накоплениям. Скоро должны быть приняты внутренние приказы в министерствах, которые сделают эти документы легитимными. Хотя уже сегодня гражданин может получить через интернет шесть легитимных документов.

— Большая работа была проделана, чтобы создать и наполнить целый ряд государственных баз данных. Какое значение они имеют во всей схеме предоставления электронных услуг?

— Базы нужны для того, чтобы был единый достоверный источник идентификационных данных. Например, для идентификации объектов недвижимости создан «Регистр недвижимости». Также база данных «Физические лица» идентифицирует граждан Республики Казахстан. Государственные базы данных значительно облегчают создание и дальнейшую интеграцию информационных систем государственного масштаба. Мы не изобретали велосипед — это международный опыт.

— Один из первых электронных документов, который можно было получить в рамках пилотного проекта в ЦОНах Астаны — «Справка о наличии или отсутствии недвижимости». Расскажите, как происходит процесс ее получения?

Во-первых, используется государственная БД «Физические лица». Мы ведь сначала должны идентифицировать человека. Затем происходит аутентификация через Национальный удостоверяющий центр. При этом гражданин использует свою электронную подпись, что подтверждает факт того, что запрос исходит именно от этого человека. После идентификации идет обращение в БД «Регистр недвижимости», откуда и извлекается необходимая информация.

— У населения электронная цифровая подпись (ЭЦП) уже начала пользоваться спросом?

— Сейчас только начальный этап выпуска ЭЦП. С октября прошлого года в ЦОНах мы открыли центры регистрации. Это — пункты выдачи сертификатов, там каждый гражданин может получить свою электронную подпись. Пока выдано небольшое количество подписей, но, я полагаю, что в следующем и последующем годах, по мере увеличения количества электронных услуг, интерес резко возрастет. Пока человек не поймет, где и как применять ЭЦП, он не пойдет ее получать.

— А насколько весь механизм защищен от мошенничества?

— Защищенность гарантируется текущим уровнем информационных технологий. Мы применяем достаточно новые технологии и, надеюсь, что обеспечиваем уровень необходимой защиты. Также мы являемся национальным оператором, который поддерживает функциональность инфраструктуры, обеспечивает ее работоспособность.

— Законопроект, который сейчас находится на рассмотрении в Парламенте, способен как-то помочь в этом процессе?

— Я надеюсь, что он поможет узаконить некоторые нормы по соблюдению определенных правил работы в Сети интернет. Интернет — это особая среда, виртуальное общество, в котором тоже необходимо соблюдать некоторые правила. Должен быть закон, который помогает регулировать отношения с участниками и заинтересованными сторонами.

Сейчас во всем мире нестабильная экономическая ситуация. Повлияет ли это на дальнейшее развитие «Электронного правительства» в Казахстане?

— Я думаю, что на данном этапе — незначительно, поскольку, мы перешли на этап применения созданной инфраструктуры, хотя потребуются определенные инвестиции со стороны госорганов на модернизацию своих информационных систем для предоставления электронных услуг через созданную инфраструктуру Электронного правительства . Также потребуется принятие административных и организационных мер по популяризации услуг, по их расширению.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии