Следите за новостями

Сближает электронный акимат

О реализации Программы электронного правительства в Казахстане.

16 февраля 2009 11:23, Дастан Арманов, Казахстанская Правда
Рубрики: Общество

Предоставление информации и оказание государственных услуг, при котором непосредственное взаимодействие между госорганом и гражданином минимизировано и, напротив, максимально возможно используются информационные технологии. Так коротко можно охарактеризовать понятие «электронное правительство». При этом оно не дополняет государственный орган, а определяет способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

Ядро такого электронного управления государством составляют системообразующие базы данных, веб-портал, удостоверяющий центр, электронный документооборот, а также информационные системы госорганов, объединенные единой средой передачи данных.

Организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации полностью трансформирует взаимоотношения Правительства и населения путем перевода их от административного к сервисному предоставлению услуг. При этом наиболее информированные граждане используют весь объем предоставляемых услуг каждый день, экономя при этом время и собственные ресурсы, которые впоследствии направляются на получение валового дохода. Таким образом, электронное правительство дает возможность правительственным органам использовать новые технологии для предоставления более удобного доступа к информации и услугам, повысить их качество и в большей мере обеспечить возможность участия в работе демократических институтов.

С учетом мирового опыта формирование инфраструктуры электронного правительства осуществляется в три этапа. Первый — это публикация и распространение информации. Второй этап — интерактивное взаимодействие путем реализации услуг, требующих реагирования государственных служащих. И наконец, транзакционное взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций, требующих подтверждения личности пользователя. Есть еще четвертый этап — формирование информационного общества, при котором электронные услуги будут преобладать над бумажными и охватывать весь жизненный цикл человека.

В Казахстане перевод деятельности госорганов в электронную форму уже стал реальностью, государственными учреждениями совместно с Агентством РК по информатизации и связи осуществляется автоматизация процессов управления, все большее количество государственных органов выкладывают на свои web-сайты различные справки, публикации, базы данных, большинство сайтов предлагает исчерпывающую контактную информацию государственных органов (телефоны, адреса, ссылки).

Сегодня наша страна находится на третьем этапе развития электронного правительства, приступив в 2008 году к реализации Программы развития электронного правительства на 2008–2010 годы. Программа направлена на автоматизацию наиболее востребованных категорий государственных услуг, осуществление административно-информационной реформы, развитие механизмов доступа к ее ресурсам и сервисам, охватывающих все сферы жизнедеятельности граждан и функционирования государственных органов. В числе «запрограммированных» ею мер в 2009 году стартовал проект реализации комплекса мероприятий по объединению существующей информационной инфраструктуры акиматов с созданной инфраструктурой электронного правительства.

Таким образом, учитывая накопленный опыт при создании е-правительства по взаимодействию как между собой, так и с ведомственными информационными системами, представляется возможным и целесообразным создание проектного решения по формированию и использованию для е-акиматов внешних информационных ресурсов. Его можно апробировать в одном из регионов в качестве пилотной зоны для получения практических результатов. Последние пригодятся при проведении семинара для других акиматов по организации информационного взаимодействия центра и региона.

Реализацию мероприятий по взаимодействию существующей информационной инфраструктуры акиматов с созданной инфраструктурой электронного правительства планируется осуществить в два этапа. На первом этапе в 2009 году необходимо изучить информационную инфраструктуру бизнес-процессов по предоставлению государственных услуг физическим и юридическим лицам местными исполнительными органами. В пилотной зоне обследуется акимат области, города, района, сельского округа. По результатам предпроектного обследования будут разработаны интеграционные модули е-акиматов пилотной зоны.

В 2010 году в рамках второй очереди информационного взаимодействия будут продолжены работы по информационному взаимодействию центра и региона пилотной зоны. Результаты работ по созданию типового решения организации информационного взаимодействия центра и региона будут представлены акиматам областей, Астаны и Алматы посредством проведения семинара.

И все же реализация Программы развития электронного правительства, различные технические и технологические аспекты развития электронного правительства не решают другую важную проблему, возникающую при его создании. Проблема заключается в неподготовленности сотрудников органов государственного управления к работе, построенной на новых принципах взаимодействия с населением — получателями услуг. Работа, основанная на технологиях электронного правительства, требует от чиновников постоянной информационной поддержки интернет-ресурсов органов управления, их оперативного обновления, ответов на запросы пользователей по электронной почте и другого, не вписывающегося в привычный для них регламент работы. Таким образом, возникает необходимость «прививать» сотрудникам органов государственного управления и местного самоуправления новые функции путем включения в их обязанности работу с заинтересованной аудиторией по электронной почте, а также назначения ответственных лиц за предоставление конкретных видов информации через интернет.

Комментарии