Следите за новостями

IT до самых до окраин

О продвижениях в вопросах реализации электронного правительства в Казахстане.

14 февраля 2009 11:19, Батыр Маханбетажиев, Казахстанская Правда
Рубрики: Общество

Ключевым показателем развития информационных технологий в Казахстане является динамика продвижения страны на пути к информационному обществу. Сегодня мы можем сказать, что прогресс этого продвижения налицо. Две важнейшие его составляющие — готовность инфраструктуры и возможности населения — растут быстрыми темпами.

Технологии — в массы

Понимая значение опережающего развития сектора информационных технологий, которое будет содействовать устранению сырьевой зависимости отечественной экономики и успешной реализации реформ в социальной сфере и в области государственного управления, государство проводит автоматизацию своих услуг для населения и бизнес-процессов для госслужащих. В последние годы в стране ускорились процессы создания инфраструктуры электронного правительства и внедрения электронных услуг через интернет и другие каналы, использующие информационно-коммуникационные технологии. Об этом свидетельствует принятие законов «Об информатизации» и «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». Приняты и государственные программы: Программа формирования электронного правительства в РК на 2005–2007 годы и на 2008–2010 годы, Программа снижения информационного неравенства на 2007–2009 годы, Программа развития отрасли телекоммуникаций, Концепция формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента интернета (Казнета) на 2008–2012 годы.

А теперь давайте посмотрим, как работает механизм, называемый электронным правительством. Основной принцип построения его инфраструктуры — это обеспечение работы государственных органов по принципу «для и вокруг событий в жизни гражданина». В центре всей системы стоит гражданин, который взаимодействует с государством через «единое окно». Роль последнего выполняют ЦОНы и интернет-портал электронного правительства.

Но портал электронного правительства — не просто интернет-сайт, а связующее звено между всеми государственными органами, единая точка доступа к электронным услугам госорганов. Для того чтобы обеспечить взаимодействие со всеми государственными и местными исполнительными органами, функционирование всего аппарата государственного управления, существует шлюз электронного правительства. Эта система — ворота, через которые вся необходимая информация от государственных и местных исполнительных органов попадает на портал ЭП. Шлюз задает стандарты общения всех государственных органов.

Обратная связь

Запустив механизм предоставления государственных услуг, логично пойти дальше и обеспечить обратную связь, например получать платежи за оказанные услуги. Это стало возможным благодаря разработанному платежному шлюзу электронного правительства. В ближайшем будущем ожидается подключение ПШ к сети банков второго уровня по мере их готовности, а также интеграция с операторами сотовой связи по мере готовности операторов.

Следующая задача — обеспечить достоверность передаваемой и получаемой информации. Для этого созданы электронные цифровые подписи, которые каждый человек или организация могут получить в Национальном удостоверяющем центре.

Для того чтобы гражданин в своих справках и запросах получал от государства только достоверную и непротиворечивую информацию (помните, у нас было много случаев, когда в налоговом учете о человеке была одна информация, а в данных пенсионного или паспортного учета — другая), созданы государственные базы данных. Сведения о каждом субъекте и объекте нашей страны хранятся в специально созданных государственных базах данных: база данных физических лиц, база данных юридических лиц, база данных регистра недвижимости. Являясь едиными для всех информационных систем, государственные базы облегчают работу всех государственных органов, так как изменение, например, места жительства отображается одновременно в информационных системах всех причастных государственных органов. Таким образом, достигается непротиворечивость, точность и актуальность информации.

Кроме открытого доступа к информационным ресурсам в интернете, имеется сугубо служебная информация, которой обмениваются государственные органы, реализована она созданием «интранета» (внутренней сети) государственных органов. Скорость, безопасность передаваемой информации обеспечивается единой транспортной средой (ЕТС). Вся переписка идет посредством единой системы электронного документооборота (ЕСЭДО). Подтверждение подлинности отправленной информации обеспечивается ЭЦП.

Для обеспечения возможности взаимодействия граждан с госорганами посредством электронных документов с применением электронной цифровой подписи разработано программное обеспечение интеграции ЕСЭДО с веб-порталом электронного правительства. В настоящее время Агентством РК по информатизации и связи на постоянной основе ведется сопровождение серверного оборудования ЕСЭДО в 65 государственных органах. Ежедневно электронную цифровую подпись ставят на свои документы около четырех тысяч государственных служащих. Таким образом, основные компоненты инфраструктуры электронного правительства уже готовы и работают, нынешний же этап нашей работы направлен на разработку и предоставление различных видов электронных услуг.

Три в одном

Важная роль в модели работы электронного правительства отводится ЦОНам, так как они предоставляют государственные услуги физическим и юридическим лицам по принципу «одного окна». Сегодня идет создание интегрированной информационной системы центров обслуживания населения (ИИС ЦОН). Уже введен в опытную эксплуатацию прототип ИИС ЦОН по четырем государственным услугам на базе одного ЦОНа в Астане. Результатом внедрения ИИС ЦОН станет повышение эффективности работы центров обслуживания населения посредством ускорения процессов оказания услуг физическим и юридическим лицам, удобства получения гражданами услуг государственных органов в режиме «одного окна».

В Казахстане 18 государственных органов проводят лицензирование физических и юридических лиц. С целью автоматизации процессов лицензирования в 2008 году создан прототип информационной системы е-лицензирование. В пилотной зоне с участием трех государственных органов-лицензиаров эта система сегодня работает в опытном режиме.

Механизм работы электронного правительства должен быть таким, чтобы легко и без особых затрат подключать к нему местные органы власти. Работы в этом направлении находятся в самом разгаре, и ряд акиматов уже старается добиться результатов в создании инфраструктуры е-акимата.

Интеграция инфраструктуры е-акиматов с системой е-правительства будет способствовать более интенсивным контактам с населением, особенно удаленных уголков страны. Таким образом, гражданин не будет чувствовать свою оторванность от жизни страны.

Наше время требует мобильности всех технологий, наличие ноутбуков становится привычным, мобильной связью пользуются люди любого возраста. Мобильный банкинг становится все популярнее. Проводится работа над тем, чтобы в скором времени обеспечить гражданам получение через свои мобильные телефоны необходимых государственных услуг, а также оплату коммунальных и других платежей.

Информационный ликбез

Использование новых технологий и информационных возможностей тогда и только тогда будет эффективным, когда граждане получат необходимые знания и навыки работы с ними. С этой целью разработана и утверждена постановлением Правительства Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007–2009 годы. Направлена она на решение задач по снижению информационного неравенства, характеризующегося разным уровнем компьютерной грамотности населения и неравными возможностями доступа к современным инфокоммуникационным технологиям.

С момента реализации программы агентством совместно с акиматами областей, Астаны и Алматы и государственными органами организованы 2512 компьютерных классов, из них 512 постоянно действующих и две тысячи — в «летних» школах в течение одного месяца. Классы оснащены компьютерной и организационной техникой, а также обеспечены бесплатным доступом к интернету. Для обучения населения компьютерной грамотности подготовлены 1848 преподавателей-тренеров и 2000 студентов IТ-специальностей для работы в «летних» школах.

Создан учебно-консалтинговый центр дистанционного и очного обучения в сфере ИКТ. Министерствами культуры и информации, индустрии и торговли, юстиции, образования и науки, здравоохранения, а также Агентством по информатизации и связи разработаны восемь информационно-познавательных порталов.

За два года реализации программы обучено и сертифицировано более 1575 тысяч человек. В их число входят госслужащие, работники бюджетных организаций, внебюджетники, военнослужащие, работники национальных компаний, воспитанники и сотрудники детских домов и выпускники школ, профшкол, лицеев и студенты вузов.

Согласно программе охвачены все слои населения независимо от приоритетности категорий населения, а особое внимание при этом уделяется социально незащищенным слоям населения, в том числе малоимущим, сиротам и безработным. Любой гражданин Казахстана имеет право на бесплатное обучение в рамках программы, обратившись к координатору одного из обучающих классов, при этом по итогам обучения сертифицированному слушателю курсов бесплатно выдадут учебно-методическое пособие и специальный компакт-диск с обучающей программой.

Комментарии