Следите за новостями

Нариман Мукушев, Казпочта: у нас огромный вал амбициозных ИТ-проектов

Интервью с главным ИТ-директором АО «Казпочта» — о том, как компания планирует развиваться, базируясь на информационных технологиях.

12 августа 2015 10:08, Наргиз Асланова, Profit.kz

Почтовые системы — сфера, на которую более всего повлияла цифровизация. Услуги почты в современных условиях становятся все менее востребованными. Profit.kz побеседовал с Нариманом Мукушевым, главным ИТ-директором АО «Казпочта» и расспросил его о том, как компания планирует развиваться, базируясь на информационных технологиях.

Нариман Мукушев, Казпочта

— Нариман, за текущий год Казпочта анонсировала несколько новых сервисов, напрямую «завязанных» на ИТ. Например — SMS-уведомления, гибридная почта и др. Расскажите, как запуск таких проектов выглядит с точки зрения вашего блока? Насколько серьезные преобразования претерпели информационные технологии в Казпочте?

— В компанию я пришел в конце прошлого года и, если честно, ожидал увидеть худшую картину. На самом деле, ИТ-составляющая Казпочты, сама платформа, была уже достаточно сильной. Единственное, наверное, как во всех крупных организациях, ИТ играли в большей степени исполнительную роль. Мы плотно работали, чтобы это мышление поменять и переосмыслить. Новый подход заключается в том, что ИТ должны быть и могут быть в том числе и двигателем, инициатором. Так, например, человек с ИТ-мышлением мыслит математически, поэтому он где-то может подсказать, как лучше выстроить процессы, как сделать правильно. Ведь бизнес-заказчик может просто не знать и не понимать, как лучше выстроить процессы.

У нас существует некое разделение. Есть команда, которая занимается проектной работой — менеджеры ИТ-проектов. Они, с одной стороны, и айтишники, но больше заняты ведением и продвижением ИТ-проектов внутри компании. Сейчас у нас в компании очень много проектов, основанных на ИТ. И есть отдельная команда, очень большая и сильная, которая занимается именно эксплуатационными вещами. Они сопровождают проекты, чтобы все работало правильно, а также плотно работают с проектными менеджерами с точки зрения ведения текущих проектов.

— Если говорить в целом об ИТ-преобразованиях в Казпочте — какие задачи стоят перед вашими департаментами? Куда движется компания с точки зрения информационных технологий?

— Задач сейчас перед нами стоит очень много. У нас реализуются проекты так называемых «быстрых побед». То есть, это небольшие проекты, которые, тем не менее, позволят улучшить некоторые процессы в Казпочте. Есть вещи, которые надо менять глобально. Например — в целом пересмотреть какую-то систему. А есть вещи, которые кажутся мелочью, вроде тех же смс-уведомлений. Технически это мелочь. Но с точки зрения пользы для клиентов это несет большую ценность. Сейчас проектов, которые мы ведем, гораздо больше, чем проектов, которые мы уже презентовали. Это огромный вал амбициозных и интересных проектов. Все наши ребята, и в ИТ, и не в ИТ, занимаются ими с большим энтузиазмом.

С точки зрения преобразований — сильных преобразований пока не было. В рамках трансформации они, скорее всего, будут. Возможно, какие-то подразделения профильно «подвяжут», разграничат полномочия. Но на текущий момент у нас уже есть такая структура, которая позволяет эффективно вести наши проекты.

— Как это все коснется вашей системы логистики, какая работа планируется в данном направлении? Ранее уже объявлялось, что Казпочта реализовала проект по установке датчиков GPS-слежения на своем транспорте.

— Да, мы поставили GPS, а сейчас работаем над оптимизацией и улучшением системы контроля маршрутов, чтобы система могла мониторить и сообщать о случаях отклонения от маршрутов или о неэффективных и нерациональных маршрутах.

Также в этом году мы планируем раздать почтальонам смартфоны. Посредством смартфонов они смогут не только поддерживать связь с клиентами, но и регистрировать в системе изменения о статусе отправлений. Сейчас это все фиксируется в журналы, затем почтальоны идут в отделения, и только там все заносится в систему. Это очень неэффективно — трата времени, бумаги и так далее. Кроме того, через смартфоны наши почтальоны смогут принимать платежи — коммунальные, мобильные — все, что угодно. Мы постараемся вынести туда весь спектр оплат, которые есть у нас в отделениях.

Для ускорения логистики в сортировочном центре Алматы мы установили автоматическую сортировочную линию. Если раньше работники отбирали и раскладывали по мешкам посылки, например, для Алматы или Астаны, то теперь посылки едут по сортировочной линии и система, считывая штрих-коды, автоматически отправляет посылки на тот или иной спуск на линии. Этих спусков 16, для каждого из регионов республики. За счет этого мы смогли ускорить сортировку и оптимизировать труд сотрудников. Тех сотрудников, которые освободились, мы смогли направить на другую деятельность, где требовалось увеличение штата. То есть, сотрудников просто переориентировали.

Нариман Мукушев, Казпочта

— К вопросу о сортировочном центре — многие казахстанские интернет-пользователи проводят аналогию с автоматизированными сортировочными центрами крупных мировых e-commerce компаний, интересуясь, будет ли в Казахстане реализовано что-либо подобное...

— В сортировке мы планируем максимально механизировать процесс. Чтобы единственной задачей человека осталось положить «на входе» посылку на ленту. Сейчас сортировочные линии где-то задействуют труд людей, например — сотрудники работают с ручными сканерами. Мы же планируем установить такие сканеры, которые будут считывать все сами.

Про использование дронов для доставки корреспонденции вы, наверное, слышали. Здесь у нас есть планы, сейчас идет подготовительная работа в этом направлении. В текущем году мы проведем пилотный проект и, надеюсь, запустим хотя бы один аппарат, который будет доставлять газеты и журналы в отдаленные села республики. Это не просто дрон ради дрона. Проект нам очень поможет. Например, в отдаленном селе (300-400 километров) несколько человек заказали какую-то газету. Из-за этого из районного центра наш почтальон едет на машине все эти 400 километров, чтобы вручить газеты клиенту. То есть, машина пустая практически. А потом еще и обратно едет. Это нерентабельно для компании и очень долго для клиента. Как раз в таком случае дроны нам помогут.

Также, что касается логистики — недавно мы анонсировали обновленный портал для слежения за посылками. Кроме того, что мы в целом обновили портал и улучшили мощности (раньше он мог подвисать при большом потоке посетителей), основная его «фишка» в том, что мы сделали его с открытым кодом. Сейчас мы уже помогаем нескольким магазинам и объясняем, как пользоваться предоставленной нами возможностью. Все коды выложены, всем интернет-компаниям мы говорим: «Вы продали клиенту продукт и вы можете без участия наших специалистов сами встроить трекинг на ваш сайт для удобства клиентов». Трекинг доступен в различных видах — и обычное отслеживание, и push-уведомления в мобильных приложениях.

Также у нас появилась услуга e-mail-подписки. То есть, вы отслеживаете что-то, ввели свой e-mail и далее все изменения статуса вашей посылки будут приходить на электронную почту. Больше не нужно каждый раз заходить и проверять. Эта услуга очень удобна, в первый же день на нее подписалось около тысячи клиентов.

— Весной стало известно, что Казпочта интегрировала свою систему с системой Всемирного почтового союза. Что для этого потребовалось с точки зрения ИТ и что это даст пользователям?

— Прежде всего, это даст скорость. Раньше посылки, которые приходили из других стран через их почты, приходили на наш склад, где операторы перезабивали в нашу систему всю информацию с доставочных листов. Только после этой «процедуры» посылки отправлялись дальше. Сейчас появилась возможность брать всю информацию о посылках напрямую. Мы видим идентификатор, трек-номер и по нему у почты, у которой получили посылку, берем всю информацию из системы. Это скорость обработки. Второе — возможность отслеживать данную посылку с полной историей. Раньше, например, если отслеживать на международном трекинге посылку из Китая в Караганду, трекинг показывал ее статус только до Казахстана, а что там дальше, было непонятно. Теперь же синхронизация со Всемирным почтовым союзом позволит показывать весь путь, включая и казахстанскую часть.

Со стороны ИТ, конечно, была проведена большая работа. Интегрировать две системы очень непросто. Тем более, наша почтовая система очень большая, и проводить в ней глобальные изменения необходимо было очень аккуратно. Поэтому у нас было задействовано много людей со всех направлений, которые все тестировали, проверяли. Проект был очень большой.

— Сколько времени заняла ИТ-часть этого проекта?

— В чистом виде проект занял 3-4 месяца плотной работы. Основной пул сделан, но какие-то моменты мы «докручиваем» до сих пор. Например, в скором времени нашим клиентам будет доступна возможность видеть перемещение своих посылок не только на территории Казахстана, но и за его пределами посредством нашего трекинг-сервиса. Это с учетом того, что у нас помимо интеграции в работе еще множество других проектов.

— У Казпочты имеется банковская лицензия. Вы выпускаете собственные карточки, есть сеть банкоматов. А как обстоит дело с мобильными платежами?

— По мобильным платежам стоит уточнить — есть мобильные платежи, а есть платежи через мобильные телефоны. Платежи через мобильные телефоны — это, по сути, платежи с банковского счета с использованием телефона. А мобильные платежи — это оплата со счета мобильного оператора. Оплата через счет мобильного оператора на текущий момент в Казахстане невозможна, так как есть законодательные ограничения. Есть предпосылки, что скоро это решится, если будет принят соответствующий закон. Мы сами ждем.

А с точки зрения оплат мы продумываем различные варианты. Например, недавно мы запустили систему быстрых почтовых переводов «Salem, Tenge». Данная услуга доступна в более 2000 отделений и осуществляется за одну минуту. Все, что для этого нужно — прийти в отделение, сообщить имя клиента и код, который будет ему выслан по SMS. Аналогичный проект мы планируем запустить в онлайне, чтобы клиенты могли переводить деньги с одного счета на другой. Мы двигаемся в сторону онлайн-переводов, смотрим в сторону онлайн-платежей, думаем, какие варианты мы можем реализовать.

Нариман Мукушев, Казпочта

— Вы упоминали, что ИТ для вашей компании начинают играть другую роль. Как, на ваш взгляд, в век информационных технологий будут трансформироваться почтовые услуги? Как технологии могут помочь почте развиваться и прийти к пользователю, тем более к современному, который уже не пишет больше писем?

— Здесь есть несколько частей, одна из которых — back, внутренняя часть. Чтобы все проходило быстро и с посылками, и с онлайн-услугами, необходимо, чтобы внутри компании все проходило быстро. А чтобы внутри все проходило быстро и качественно, все процессы должны быть построены грамотно. Те процессы, где нет автоматизации, должны быть автоматизированы. Эта внутренняя часть — очень большая и важная. Это как раз один из ключевых моментов, к которому мы идем. Внутренние процессы Казпочты, которые важны, дают качество для клиентов либо сокращение расходов и оптимизацию для каких-то видов услуг, мы стараемся автоматизировать и внести в систему, если их там нет.

Мы идем к тому, чтобы максимально все свои услуги вывести в онлайн. В Казахстане с каждым годом растет количество «избалованных» интернетом пользователей, которые хотят получать услуги онлайн, в своих смартфонах. Мы прилагаем большие усилия для того, чтобы наши услуги клиент мог потребить онлайн, хотя бы ту текущую массу, которая у нас уже есть, те услуги, которые клиенты получают в отделениях.

Интервью было проведено в рамках Первого Международного ИТ-форума, прошедшего 8 июля 2015 года. Напомним, Форум посетили более 200 специалистов из Казахстана и зарубежья. Большую часть участников составили представители национальных компаний, а также специалисты из коммерческого сектора, компании-вендоры, образовательные учреждения, общественные организации и др. В рамках форума, наряду с обзором современных тенденций и рекомендациями экспертов, был сделан ряд заявлений касательно целей ИТ в рамках трансформации группы компаний АО «Самрук-Казына». Организационным комитетом Форума выступил Корпоративный Университет Самрук-Казына.