Следите за новостями

Цифра дня

99% - интернет-проникновение в Астане

Антон Арнаутов: в выигрыше оказываются банки с наиболее продвинутыми дистанционными сервисами

Роль инноваций в финансах в настоящее время весьма велика, ведь новейшие технологии дают неоспоримые преимущества в работе с клиентами.

28 мая 2015 12:32, Наргиз Асланова, Profit.kz

Антон АрнаутовВ конце прошлой недели в Сочи прошел 12-й Банковский саммит по инновациям и развитию. В течение четырех дней участники мероприятия обсуждали вопросы развития банков в новом социально-экономическом контексте, включая и тренды развития отрасли, а также платежного рынка и банковской автоматизации, включая интернет-банкинг.

Роль инноваций в финансах в настоящее время весьма велика, ведь новейшие технологии дают неоспоримые преимущества в работе с клиентами. В то же время, с развитием технологий необходимо уделять серьезнейшее внимание и безопасности. Применительно к Казахстану эти вопросы будут обсуждаться на PROFIT Finance Day, конференции, посвященной ИТ-инновациям в финансовой сфере.

А для того чтобы полнее представить важнейшие аспекты обсуждений, Profit.kz пообщался с одним из активных участников банковского саммита, Антоном Арнаутовым, создателем сайтов rebanking.ru и FutureBanking.ru, основателем форума FinNext о ключевых событиях Банковского саммита и тенденциях, которые стоит вскоре ожидать в Казахстане.

— Антон, какие наиболее актуальные тенденции в банковской сфере вы бы отметили?

— Несмотря на то, что все участники конференции признают, что мы находимся в состоянии экономического кризиса, который не может не затрагивать банковскую сферу, общее настроение я бы охарактеризовал как осторожный оптимизм.

Банки настроены на поиск новых моделей не только выживания, но и развития в существующих условиях. Если говорить о состоянии банковского рынка, то острая фаза кризиса с ее паническими настроениями клиентов (как физиков, так и юриков), проблемами с ликвидностью, общей тотальной неуверенностью уже пройдена. Сейчас главной проблемой для банков становится не то, где и как добыть ликвидность, а то как на ней заработать. Среди возможных бизнес-стратегий банков в существующих условиях на саммите были выделены:

1. Финансовая вовлеченность (inclusion). Увеличение охвата населения банковскими продуктами. Увеличение количества банковских продуктов в расчете на одного клиента банка. Более глубокое проникновение банка в повседневную жизнь клиента.
2. Дизайн, как драйвер лояльности клиентов. Банки должны конкурировать не за место в кошельке, а за место в сердце клиента.
3. Дистанционное банковское обслуживание. В условиях сокращения расходов на отделения в выигрыше оказываются банки с наиболее продвинутыми дистанционными сервисами. Но при этом и остальные банки должны обеспечивать определенный уровень качества дистанционных услуг, который уже становится стандартом для рынка.
4. Управление расходами через упрощение всего. Более точная аллокация расходов, упрощение административных процедур, экономия за счет централизации обслуживающих функций.
5. Массовая персонализация предложения. Использование имеющихся у банка данных и инструментов аналитики для массовой персонализации не только маркетинговых предложений, но и самих продуктов.
6. Сервис, как главный комиссионный доход. Развитие сервисов, полезных для клиента в повседневной жизни — от оплаты ЖКХ до р-2-р переводов, снижение зависимости банка от прибыли по кредитным продуктам.
7. Дружественные экосистемы, где комфортно клиенту. Создание партнерств, позволяющих предложить банковские услуги клиенту там, где ему это удобно — в салонах сотовой связи, торговых точках и т.п.
8. Новый подход к риск-менеджменту. Пересмотр скоринговых моделей, использование новых источников данных для оценки платежеспособности клиента.

— Как всеобщее внимание к мобильности трансформирует банковскую сферу? Чего ожидать клиентам?

— Пока в России это влияние еще не проявилось, оно до конца не осознано игроками рынка. Хотя многие игроки рынка и отмечают, что с мобильных устройств уже происходит очень большая часть онлайн-взаимодействий с банком. Потенциал у mobility огромный. Это связано, прежде всего, с географической протяженностью страны — банки не могут охватить своими отделениями все населенные пункты страны. При этом уровень проникновения мобильной связи очень высокий.

Второе — мобильный телефон (точнее смартфон или планшет) дает возможность гораздо более частых контактов с клиентом, чем даже «обычный» интернет-банкинг. Но для этого банк должен разработать удобные и нужные клиенту сервисы.

— На что стоит обратить внимание казахстанским банкам? Какие технологии стоит взять «на вооружение»?

— Первое — оптимизация и управление бизнес-процессами. Здесь, наверное, у банков есть самые большие возможности по повышению эффективности. Российским банкам в кризис уже удалось существенно сократить средние расходы на операционную деятельность, хотя нам все равно еще далеко до мировых стандартов.

Второе — некий стандартный набор опций ДБО становится уже отраслевым стандартом. Если нет ресурсов на развитие своих эксклюзивных сервисов, банк вполне может использовать одно из многочисленных коробочных решений, которые есть на рынке. Я имею в виду, в том числе, и банковские мобильные приложения.

Третье — как ни парадоксально, но в сфере ИТ банкам необходимо задуматься о возможности смены устаревшего зоопарка систем на единые более современные платформы с прогнозируемой стоимостью обслуживания. Может оказаться, что с учетом стоимости обслуживания более современные и производительные системы могут обходиться дешевле, чем устаревшие.

Четвертое — в банках накопилось огромное количество данных, т.н. «кладбища данных», которые могут быть использованы для персонализации предложений, разработки более точно таргетированных банковских продуктов и т.д. Необходимо выработать стратегию работы с данными в банке и проанализировать, какие инструменты банк может использовать для этого.

— Как быстро банки СНГ и, в частности, Казахстана, воспринимают новые технологические веяния?

— Сорри, но здесь я с удовольствием заполню пробел в своих знаниях. Если судить по банкам России и Украины, то в некоторых областях мы даже опережаем западные банки по развитию цифровых сервисов, например. Другое дело, что условный Запад очень неоднороден по своему развитию. И если сравнивать банковскую сферу в СНГ и в Юго-Восточной Азии, например, то мы существенно отстаем по уровню развития безналичных платежей, мобильным сервисам и др.

Одной из общих проблем наших рынков является отсутствие инфраструктуры развития финтех инноваций — всех этих венчурных фондов, акселераторов, инкубаторов и бизнес-форумов. В такой ситуации развитие инноваций становится частным делом каждого отдельно взятого банка. Понято, что ресурсы одного игрока всегда меньше, чем ресурсы рынка.

— Безопасность в современных условиях является важнейшей частью ИТ-стратегии банка. На что необходимо ориентироваться уже сейчас и к чему готовиться в будущем?

— Банковские технологии всегда балансируют между безопасностью и удобством и инновационностью сервисов. Как адепт инноваций я явно на стороне последнего. Но не могу не признать, что проблемы с безопасностью страшны тем, что подрывают доверие к банкам у пользователей. Мне кажется, основные возможности развития систем безопасности в банкинге кроются в использовании проактивных аналитических систем и биометрии. Главное, чтобы тема безопасности не использовалась как предлог, чтобы отбиваться от любых изменений и инноваций в банковском бизнесе.