Следите за новостями

Автоматизированная торговля

Развитие рынка вендинг-торговли в Казахстане.

23 января 2009 13:39, Дарура Жалын, Деловая неделя
Рубрики: Бизнес, Рынок

Каждый из нас не раз сталкивался с необходимостью оплаты коммунальных услуг, пополнения баланса сотового телефона, погашения кредита или просто покупкой чашки горячего кофе посредством вендинг-аппарата. Это давно стало частью нашей жизни, хотя понятие вендинг-торговля появилось сравнительно недавно, и сейчас само существование этого рынка на территории Казахстана в силу несовершенства законодательной базы под большим вопросом.

По оценкам специалистов, вендинговая торговля в мире набирает обороты с каждой минутой. Яркой особенностью такой торговли является тесная связь с ритейлерами. Кроме того, вендинг является высокорентабельным бизнесом за счет минимизации накладных расходов и возможности перемещения торговых автоматов в более привлекательные точки без особых затрат. Схема проста — покупатель получает возможность ознакомиться с новым товаром и легко его приобрести, а торговый центр увеличить свою прибыль за счет вендинговой торговли. Из-за видового многообразия предоставления услуг культура пользования аппаратами в развитых странах очень популярна. Согласно статистическим данным, только в США и Японии количество торговых аппаратов превышает шесть миллионов штук. А если брать по отдельности страны, то лидером является Япония. Несколько лет назад совокупный объем их продаж составил 6,8 трлн. иен, или примерно 60 млрд. американских долларов.

Сегодня вендинговый бизнес может предложить два основных варианта развития дела: основной и побочный. Основной бизнес подразумевает получение первичного заработка с нескольких аппаратов. Затем происходит вложение полученных средств в закупку и установку большего количества вендинг-машин. Таким образом, осуществляется рост компаний. Есть другой вариант развития в рамках первой схемы: одновременная оптовая закупка большого количества аппаратов, и, так называемое, выстраивание вендинговой сети. Для этого требуется обладать бюджетом приблизительно в $100 тыс., но преимущество очевидно: моментальный выход на ритейлерские сети. Особенностью последних остается то, что если установлен один вендинг-аппарат в одном магазине, то подобный надо разместить во всех остальных его отделениях.

В роли побочного бизнеса вендинговая торговля выступает в том случае, когда аппараты используются в качестве рекламы компаниями-производителями. При этом объемы продаж продукции окупают рекламные вложения. Такая схема характерна для западных компаний. Также второстепенным бизнесом вендинговая торговля является не только для фирм-производителей, но и для ритейлеров. Ритейлер может сдавать в аренду площадь под аппараты, при этом рассчитывая на получение процента от продаж или же заранее оговоренной суммы. В этом случае все проблемы, связанные с загрузкой или обслуживанием аппаратом, не относятся к компетенции ритейлера. Более того, он может поставить условия для вендора или компании-производителя о продаже неконкурентного товара (товара, дополняющего ассортимент магазина). В том случае если ритейлер сам захочет заняться вендинговой торговлей, ему всего лишь надо закупить нужные аппараты и произвести их установку. В этом случае все вопросы касательно обслуживания и заполнения вендинг-машин являются прерогативой самого ритейлера. Хотя на Западе есть примеры сотрудничества с фирмами, осуществляющими гарантийное и постоянное обслуживание вендинг-машин, в Казахстане такого рода деятельность пока не развита.

В многих странах компании-производители при продаже своих товаров проводят предпродажную подготовку для потенциальных покупателей, получают информационный интенсионал о возможном ремонте и замене устаревших деталей, о том, как правильно мыть аппарат, как его правильно заправлять. Один обученный вендинг-оператор способен за день произвести обслуживающие работы 18–20 аппаратов. Два оператора при правильном распределении обязанностей и времени могут обслужить до 50 аппаратов в день. Хотя, к примеру, в Корее один оператор за день обслуживает такое же количество аппаратов, что и два оператора в Казахстане. Сталкиваясь с такой разницей, стоит помнить о местных условиях. Здесь имеют место затраты по времени на дорогу, а в Алматы, к примеру, потери во времени могут исчисляться часами, тем более если аппараты будут располагаться на приличном расстоянии друг от друга, а оператор не любит альтернативный транспорт, вроде велосипеда или регионов.

Нельзя не заметить привлекательность платежной системы, которую представляют собой некоторые виды этих аппаратов, расположенных буквально везде: в банках, супермаркетах, торговых и развлекательных центрах, в ВУЗах, где можно оплатить домашние счета, так сказать, не отходя далеко от дел насущных, учась, развлекаясь и просто гуляя; мы свободны, не думаем о бесконечных очередях, поджидающих практически во всех пунктах оплаты комуслуг.

Доступность и дешевизна входа на платежный рынок обратила на него внимание немало предпринимателей. Непосредственная установка автоматов не подлежит госконтролю и лицензированию, лицензия нужна только на прием и перечисление наличных денег. На первом этапе все что нужно — это купить автомат, подключить его к интернету и электронной платежной системе — и можно начинать сбор денег с населения. В Казахстане такой автомат стоит примерно 5000 долларов. Впрочем, простейшие «монеточные» машины могут стоить и 150$.

«Рынок платежных систем в республике развивается быстрыми темпами, у него есть большие перспективы развития и предоставления различных услуг. Количество клиентов, воспользовавшихся, в частности, услугами терминальной сети «Моментальная оплата» в период с марта 2006 года по март 2007, составило более 150 тыс.», — отмечает Ажар Уристембаева, директор ТОО «Элекснет Казахстан».

В Казахстане этот вид бизнеса начал активно развиваться после 2002 года. За 2002–2008 годы установлено более 3000 аппаратов. Ожидается, что к 2010 году количество аппаратов возрастет до 25000–30000.По самым оптимистичным подсчетам, емкость рынка заполнена лишь на 15–20%. В будущем развитие вендинга приведет к увеличению рабочих мест, появлению и расширению попутных производств, развитию МСБ, росту налоговых поступлений, улучшению качества услуг населению.

Система электронных платежей, по мнению специалистов, является возможностью наладить бесконфликтные и конструктивные взаимоотношения поставщика услуг и клиента. К примеру, поставщик заинтересован, чтобы его услуги оплачивались своевременно и в полном объеме и поэтому постоянно борется с неплательщиками-задолжниками. А клиент недоволен, что при оплате услуги он слишком долго стоит в очереди, и оттягивает это сомнительное удовольствие, объясняя тем, что у него просто нет возможности потратить впустую столько времени. Налицо конфликт интересов, который будет исчерпан, если обе стороны пересекутся в электронной платежной системе, что впоследствии неизбежно ведет к оттоку клиентов из банковских отделений. Впрочем, вендинг также позволяет и экономить на том же персонале, удешевляя услуги для потребителей.

В соседней России родоначальником этого бизнеса была компания «Элекснет», установившая первый терминал в марте 2002 года. Сейчас в этой стране около 26000 терминалов и примерно 16 крупных сетей платежных терминалов. Ее дочерняя компания ТОО «Элекснет Казахстан» начала принимать платежи в нашей стране с апреля 2006 года.

Недавно в Казахстане в этой сфере появилась первая национальная компания — CAPSYS, которая изначально поставила перед собой цель создания полноценной центрально-азиатской платежной системы InTime. По мнению специалистов, в Казахстан рынок электронных платежей только приходит, и у национальных компаний есть реальная возможность, выбрав свой путь и развивая экономику страны в целом, создать информационно-коммуникационную платформу для построения собственной платежной системы. По итогам I квартала 2007 года, CAPSYS установила 900 автоматов, и 39 кассовых модулей в 19 городах Казахстана. Впрочем, есть примеры и обратного. «ДН» обращалась и властям Алматы с просьбой выделить в аренду места для размещения автоматов по продаже газет, но наткнулась на безмолвный отказ.

Российская ОСМП начала свою деятельность на казахстанском рынке с 2006 года. Принимая платежи в пользу операторов связи, компания достаточно активно начала строить сеть по всей стране. Ее доля — примерно 10% рынка платежных систем Казахстана, представляет собой всего 400 аппаратов, а количество установленных терминалов превысило 400. Компания «Мультикасса» работает пока только в Астане, где у нее всего 20 автоматов.

«Платежный бизнес до 2005 года развивался в основном за счет банков, когда на рынок вышли российские платежные системы. С их приходом появились автоматы самообслуживания и pos-терминалы (последние в основном используются в собственных точках продаж как дополнительный заработок)», — рассказывает Владимир Ким, исполнительный директор ОСМП в Казахстане. Сейчас 98% всего объема платежей занимает оплата сотовой связи. Стоит отметить, что популярность платежного сервиса стремительно растет, так, за полгода работы ОСМП собственный оборот увеличился на 151%.

По данным компании CAPSYS, среднее время обслуживания одного клиента в системе занимает 3–4 минуты. Легко подсчитать, что пропускная способность — порядка 480 абонентов в сутки через один аппарат. При развертывании сети в 2000 аппаратов общая пропускная способность составит 960 тыс. человек в сутки. Впрочем, о таких объемах пока приходится только мечтать.

Главная проблема, с которой столкнулись собственники вендинг-машин, заключается в том, что не все торговые аппараты оснащены системой выдачи контрольного чека, а налоговое законодательство (пункт 1 статьи 546) Налогового кодекса требует его выдачи. В преддверии выхода новой версии кодекса возлагались большие надежды, что вдобавок к понятию «торговый автомат» будет предусмотрен специфический для этого рода коммерции режим налогообложения. Но этого не произошло. Предпринимателям придется руководствоваться стандартными схемами расчета с бюджетом. Которые, в свою очередь, подразумевают необходимость установки на каждый объект налогообложения (торговый автомат) контрольно-кассовой машины (ККМ), которая должна быть зарегистрирована по месту дислокации. Вот здесь-то и возникает ряд технических и специфических для бизнеса трудностей, поскольку в Казахстане не производятся торговые автоматы (за исключением небольших предприятий, занимающихся сборкой электронных терминалов), большинство вендинговых машин завозится к нам из-за границы. Поэтому в них чаще всего не предусмотрена возможность установки ККМ, так как на Западе вендинговый бизнес изначально работает по специальной схеме налогообложения.

И немаловажной проблемой для предпринимателей остается необходимость ежедневного снятия с ККМ отчета и последующей инкассации, так как выручка с аппарата в других странах снимается не каждый день, а по мере необходимости. Кроме того, часть вырученных денег должна постоянно быть в автомате, чтобы машина могла выдавать сдачу.

Сейчас, как пояснили в Минфине, ККМ, которыми оснащены торговые автоматы и терминалы оплаты услуг, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика. То есть изменение места дислокации торгового автомата или терминала оплаты услуг теперь не влечет за собой обязанности предпринимателя обращаться в налоговый орган для перерегистрации контрольно-кассовой машины, как это было раньше… Так законотворцами, как обычно, решена одна побочная проблема, но не основные. А их кроме бюрократии очень много.

Комментарии