Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

Жесткие условия «мягкого» рынка

Питомцы дорогостоящего казахстанского IT-инкубатора вряд ли смогут совершить прорыв на зарубежные рынки.

19 сентября 2006 11:27, Антон Лисицын, Gazeta.kz
Рубрики: Бизнес, Рынок, Софт

Открытый в поселке Алатау под Алматы парк информационных технологий можно действительно назвать инкубатором успешных IT-компаний. Но, похоже, выращивать в этом инкубаторе такие фирмы незачем: их программы вряд ли заинтересуют крупных заказчиков с миллиардными бюджетами.

«Примерно пятьдесят процентов продукта отечественные софтверные компании поставляют государственным структурам, государственным компаниям и институтам. Приблизительно тридцать процентов приходится на крупные компании и банки. Оставшееся делят малый и средний бизнес. Причем на долю малого бизнеса приходится процента два, — рассказывает директор ТОО Softdeco Сергей Алабугин. — В основном заказывают обеспечение по автоматизации бизнес-процессов либо по ведению корпоративных баз данных».

«Казахстанских разработок практически незаметно даже на внутреннем рынке. Это понятно — чтобы продукт окупился, он должен разойтись достаточно большим тиражом. Такого тиража наш рынок обеспечить по объективным причинам не может, — объясняет главный редактор журнала Computer Club Александр Васильев. — Поэтому удел отечественных производителей — не так называемые коробочные решения, а заказы у крупных компаний, которым в силу каких-то обстоятельств требуется специфический программный продукт».

Новосибирские ученые, пытающиеся у себя созданием технопарка вдохнуть новую жизнь в стареющий Академгородок, столкнулись с тем, что даже в такой державе, как Россия, рынок IT-технологий невелик. Положение мог бы спасти крупный госзаказ, но его пока нет. Как привлекательную, но пока недостижимую высоту российские ученые называли цифру в 10 миллиардов долларов. Именно в такую сумму американскому военному ведомству обошелся заказ в индийском технопарке в Бангалоре. Как ни пессимистично звучит, но возможно, что для фирм в поселке Алатау, собранных, как за рубежом в «парк», такие объемы заказов даже в отдаленном будущем станут ненаучной фантастикой.

«С зарубежными заказами тоже все складывается не совсем благополучно. Нашим компаниям либо отдают небольшие и незначительные кусочки работы, которые не дают возможности быть полноценно причастными к полному циклу создания программного обеспечения, либо нашим программистам достаются задачи по локализации уже готового зарубежного продукта, что тоже никак нельзя назвать полноценным производством», — считает Сергей Алабугин.

По словам сотрудников одной из софтверных фирм, работающей в основном на зарубежный рынок, иностранные покупатели приобретают продукт made in Kazakhstan только при условии доступа к исходному коду. Исходный код позволяет модернизировать и переписывать созданную программу. У Microsoft он всегда засекречен — «закрыт», говорят специалисты. Это значит, что приложение к Windows, к примеру, нельзя создать любому пользователю. Свое же требование «раскрыться» (open source) пользователи казахстанских программ объясняют так: вы — компания из развивающейся страны третьего мира. Сколько ваша фирма просуществует — никто не знает. А что мы будем делать с вашими программами после ликвидации вашего предприятия?

«Исходный код требует и подавляющее большинство отечественных заказчиков, — уточняет Сергей Алабугин. — По опыту общения с клиентами я знаю, что open source им обычно нужен, так как до этого у них были прецеденты, когда компании не справлялись с задачами или просили за дальнейшую техническую поддержку баснословные суммы. Последним часто «грешили» российские компании. Когда софтверная индустрия Казахстана была слаба и не могла выполнять задачи, которые требовал от нее рынок, приходилось заказывать продукты в России. Прошло восемь-десять лет, программное обеспечение устарело, его нужно модернизировать. Запрашивают компанию-разработчика — предоставьте нам исходный код. Там отвечают: «исходники» мы вам не дадим, можем предоставить поддержку. Но по такой цене! Нескольким крупным учреждениям пришлось отказаться от купленного когда-то софта и заказывать программное обеспечение «с нуля»».

Утешительным моментом в положении дел на казахстанском рынке IT-технологий является только его бурный рост.

«Мы показываем очень хорошие темпы развития, но конечная емкость рынка все равно очень мала, — говорит Александр Васильев. — Да, иностранные компании очень довольны — штат их представительств здесь постоянно растет. Но по объемам продаж мы не можем конкурировать даже с Украиной. Что уж говорить про соседний Китай — огромный, емкий рынок и источник дешевых трудовых ресурсов. Как нам за ним угнаться? В кулуарах во время открытия парка информационных технологий многие задавались вопросом — пригодится ли он нам? Зачем все это было сделано?»

Комментарии