Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Два щелчка, и продано!

В ближайшие два-три года в Казахстане начнется расцвет торговли и обмена товарами через интернет-аукционы.

14 июля 2006 14:56, Тимур Алиев, Бизнес & Власть
Рубрики: Интернет

В ближайшие два-три года в Казахстане начнется расцвет торговли и обмена товарами через интернет-аукционы. Так считают владельцы аукционных площадок в сети Казнет — Agora (http://www.agora.kz/) и One (http://www.one.kz/).

«Известная американская поговорка гласит: чей-то мусор — это чье-то богатство. Каждому человеку всегда есть что продать, что-нибудь ненужное. Может быть, даже мешающее ему жить. И почти наверняка есть другой человек, который нуждается в этой самой вещи. Это и есть поле деятельности аукционов, — рассказывает исполнительный директор проекта agora.kz Маргарита Досмагамбетова. — Поэтому суть проекта проста — быстро и легко свести продавцов и покупателей на одной площадке».

Главный принцип и одновременно залог успеха аукционов в том, что покупатель и продавец общаются напрямую, без посредников. Мы привыкли к торговле по фиксированным ценам, как в магазине или на рынке. В лучшем случае вы можете поторговаться и получить скидку. Ведь когда мы покупаем или продаем товар через магазин, то продавец берет за посредничество от 30 до 50% от реальной стоимости товара.

Идея же торгов через интернет-аукцион проста и стара, как мир. Это чистый рынок, как из учебника — продавец продает, а покупатель покупает необходимый товар. И его стоимость определяется потребностями двух сторон. По сути, это древнейшая, но облагороженная форма меновой торговли. В результате складывается парадоксальная ситуация: покупатель тратит меньше денег, но вместе с тем продавец зарабатывает больше.

Для некоторых видов товаров интернет-аукцион — единственный метод определения их реальной стоимости и цены. У нас эта форма торговли начинает проявляться только сейчас. Но пока — для продажи эксклюзивных, ценных и крупных объектов. Например, земли и зданий. Поэтому поначалу само слово «аукцион» некоторых людей даже пугает.

Например, у вас есть старая книга, цена которой неизвестна. Но для себя вы прикинули, что если бы вам предложили 1000 тенге, вы бы ее «отдали». Это ваша «резервная цена». За меньшую цену вы с книгой расставаться не хотите. Для тех, кто торопится, есть цена «купи сейчас», которая может быть больше резервной. Например, 1500 тенге. В то же время вы хотите запустить ваш лот в аукцион — а вдруг она нужна многим, вдруг вам предложат 10 тысяч?

Для затравки вы назначаете первоначальную цену в 100 тенге. Выбирается срок — опционально он может быть назначен до двух месяцев. Теперь вам остается лишь проверять свой почтовый ящик, куда будут приходить уведомления или вопросы по детализации товара.

Потенциальный покупатель, заинтересовавшись книгой, предлагает свою цену, например, 150 тенге. Допустим, последнее предложение составило 900 тенге и срок торгов закончился. Вы получаете e-mail, что, к сожалению, резервная цена не была достигнута и никто не выиграл этот аукцион. Если последняя ставка достигла или превысила резервную цену, товар считается проданным. В этом случае продавец и покупатель договариваются о форме оплаты и способе получения товара.

Другой вариант. Вы хотите обязательно избавиться от ненужной вещи. Тогда вы назначаете первоначальную цену, и даже если была назначена единственная ставка, вы обязаны продать.

Пока аукционы в Казнете не популярны. Скорее, даже неизвестны большинству пользователей, так как подавляющая их часть пользуется лишь российскими ресурсами. По состоянию на июль 2006 года на сайте agora.kz зарегистрировано около 950 пользователей. 90% из них — это жители Казахстана, остальные 10% — жители стран СНГ, причем большая часть из них — россияне, которые уже имеют опыт торговли или покупки через подобные порталы. Для Казахстана это пока лучший показатель, но для окупаемости проекта — очень мало. Тем не менее проект развивается. И это видно по цифрам. Год назад количество пользователей составляло 400 человек, которые выставили 30 лотов.

Большей частью через такие аукционы продают компьютерную технику и личные вещи, бывшие в употреблении. Это, кстати, характерная черта для всех стран СНГ.

В СНГ наибольшее развитие интернет-аукционы получили в России. На раскачку им потребовалось 7 лет: самый первый и самый большой сайт Molotok.ru (http://www.molotok.ru/), проект компании Mail.ru, появился в 1999 году, несколько лет существовал фактически в тестовом режиме и потихоньку набирал обороты. Несколько месяцев назад здесь был продан 10-миллионный лот, и теперь заключается приблизительно по 40 тыс. сделок в месяц. На 11 июля здесь было зарегистрировано 204 тыс. активных аукционов, которые выставили на торги лоты на общую сумму $1,5 млрд. И это не так много. Для сравнения: продажи крупнейшего американского сайта eBay только в 2004 году достигли $304 млрд.

Кроме продажи единичных лотов, аукционные площадки предлагают себя в качестве площадок для размещения интернет-магазинов. Создатель и руководитель украинского аукциона E-torg Олег Брезицкий уверен, что в Украине интернет-аукционы постепенно начнут вытеснять с рынка физические магазины. «Интернет отберет у традиционной торговли часть рынка, и достаточно весомую. Это сейчас происходит на Западе. В США сейчас больше товара покупается и продается через интернет, а не с прилавка. Мы говорим в большей степени о стандартизированной электронике, мобильных телефонах. Антиквариат и коллекционирование — это все-таки немного другой сегмент, требующий больше работы».

E-torg планирует разделить свою площадку. Аукцион останется как универсальный торговый зал для обычных продавцов. Для магазинов и других юридических лиц — подразделы, которые добавляются с помощью прайс-листов. «Покупателю предоставляется больший выбор товаров, что привлекает больше пользователей. Соответственно, вероятность продать товар повышается, появляются новые продавцы, что опять-таки привлекает больше покупателей», — рассказывает г-н Брезицкий.

Дешевизна работы через интернет-аукцион — вот главное, что привлечет торговые компании в Сеть, уверена Маргарита Досмагамбетова. «Вместо того, чтобы вкладывать деньги в открытие своего сайта, небольшие торговые компании могут в течение 15 минут открыть свою площадку, получить свой уникальный адрес и торговать, как интернет-магазин, через наш сайт. Общая тенденция такова: многие физические магазины будут закрываться, так как они попросту не выдержат конкуренции с интернет-магазинами. Расходы первых включают расходы на торговые помещения, их оформление, содержание большого штата продавцов, которые работают ограниченное время, охрану, коммунальные услуги. Расходы интернет-магазина — лишь склады и доставка товара клиентам, — считает г-жа Досмагамбетова. — Мы обеспечиваем практически полную автоматизацию торговли».

Анна Артамонова, вице-президент и директор по маркетингу и PR холдинга Mail.ru: «Феномен интернет-аукционов возник на стыке идеи гаражных аукционов (распродажа ненужных вещей у себя на заднем дворе), которые являются обычным делом в Америке, и интернета как универсального коммуникационного средства, позволяющего одинаково просто общаться и передавать информацию людям в любой точке планеты. Интернет позволил выставить все это барахло на глобальные торги без дополнительных материальных затрат.

Я бы не сказала, что в России происходит бурный рост интернет-торгов. Скорее, идет планомерное развитие. У россиян нет традиций гаражных сейлов (распродаж), поэтому народ втягивается постепенно. Мы стараемся этому всячески способствовать. Недавно подвели итоги акции «Весенняя уборка», которая пользовалась огромным успехом. Основные проблемы интернет-аукционов в России — это доставка и оплата товаров. Жители России не очень доверяют почте в плане сроков и сохранности посылок, хотя, на мой взгляд, в последнее время ситуация сильно изменилась в лучшую сторону. Также нет культуры использования пластиковых карт и электронных денег. Соответственно, возникают сложности с переводом денег между контрагентами. В Америке интернет-аукционы работают в масштабах страны. У нас основная масса продавцов не готовы пересылать лот в другие города. Исключение составляют, пожалуй, коллекционеры. Думаю, в Казахстане похожие проблемы, плюс аудитория интернета значительно меньше российской».

Самыми популярными категориями на сайте molotok.ru по-прежнему остаются традиционно аукционные направления — коллекционирование, искусство и антиквариат. Большое количество лотов представлено также в разделах «Книги, видео, музыка, CD». Большой выбор предлагается тем, кто хочет приобрести подержанную технику — фотоаппараты, мобильные телефоны и компьютеры. Кроме того, за последнее время сильно выросла активность продавцов и покупателей в категориях «Одежда, обувь, аксессуары, бижутерия». Доход компания получает от продажи платных услуг (реклама лотов) и от комиссий за удачно завершенные сделки. Бизнес прибыльный, но пока до американского уровня еще далеко.

Сегмент on-line-торговли находится либо в стадии зарождения, либо в стадии глубокого сна. Так считает Артем Исмагилов, руководитель проекта интернет-аукциона one.kz ТОО «Neolabs».

Солидные темпы роста интернет-аудитории позволяют говорить о больших перспективах в области электронной коммерции. Для успешного ведения онлайн-бизнеса требуется наличие трех основных условий: рост количества пользователей Сети, увеличение скорости появления на виртуальной арене новых сайтов и нарастание темпов развития электронной коммерции (около 50% в год). При этом главными задачами присутствия в интернете сегодня коммерсанты считают увеличение объемов сбыта и прибыли, взаимодействие с клиентами и повышение уровня их обслуживания, расширение связей с общественностью и потребность во внутренних коммуникациях.

Но, к сожалению, собственно казахстанский сегмент интернета не развит. У нас представлены либо сайты-визитки компаний, либо крупные информационно-развлекательные проекты. Сегмент on-line-торговли крайне скуден. Я считаю, это направление находится в стадии зарождения или в стадии глубокого сна. Например, посещаемость аукциона one.kz в данный момент ориентировочно составляет от 60 до 150 пользователей в сутки. Ежедневно активных (открытых) аукционов — от 50 до 120. Это пока невысокие показатели, так как мы не занимаемся активной раскруткой данного проекта.

Если рассматривать только интернет-торговлю в Казнете, то причин ее неразвитости можно найти много. Это и низкая степень проникновения интернета, и низкий уровень образованности пользователей. К сожалению, главным барьером на пути развития on-line-торгов и продаж остается недоверие людей к on-line-системам, ведь все новое — это незнакомое. Люди привыкли тратить деньги по схеме «товар — деньги», то есть «утром деньги — вечером стулья». В нашем случае пользователь не видит продавца, не знает, достоверна ли информация о нем, в каком состоянии товар, выполнит ли продавец свои обязательства. Все это оказывает негативное влияние на темпы роста и популяризацию данного сегмента.

Самой распространенной остается форма оплаты «Наличные при встрече». Мы практикуем также следующие виды оплаты: интернет-банкинг, WebMoney, кредитные карты, Yandex-Деньги.

Сейчас на сайте one.kz большей популярностью пользуются сотовые телефоны, компьютеры, комплектующие, аксессуары. И ситуация в ближайшее время вряд ли изменится. На начальной стадии развития в наш проект было вложено около 120 тыс. тенге. Думаю, мы сможем вернуть наши средства не раньше, чем через год.

Комментарии