Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Задание на год

Интервью с председателем Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан Омурзаком Тусумовым об эффективности использования камер фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения.

26 декабря 2008 12:39, Ирина Лукьянина, Казахстанская Правда
Рубрики: Общество

Будущее в контроле скорости движения автотранспорта принадлежит полностью автоматизированным комплексам — их еще называют фоторадарами. Они способны без участия оператора достоверно определить нарушителя даже по одному зафиксированному фотокадру. Компьютер одновременно анализирует все получаемые сигналы, совершенно точно сопоставляя измерения скорости и изображения. Автоматизированные комплексы хороши тем, что лишают водителя возможности спорить с инспекторами, кивая то на радар, то на спидометр. Об эффективности использования камер фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения сегодня мы беседуем с председателем Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан Омурзаком Тусумовым.

— Расскажите предысторию появления так называемых фоторадаров.

— В период с 2001 по 2005 год на автодорогах страны складывалась крайне острая ситуация, основные показатели аварийности ухудшались из года в год. За этот период на фоне стремительного роста автомобильного парка страны (с 1,45 до 1,8 миллиона единиц) количество ежегодно совершаемых дорожно-транспортных происшествий возросло с 12,1 тысячи до 14,5 тысячи, погибших — с 2,2 тысячи до 3,3 тысячи человек, раненых — с 14,3 тысячи до 17,4 тысячи.

Дорожно-транспортный комплекс страны функционировал в сложных условиях. Темпы роста автопарка значительно превышали темпы развития улично-дорожной сети.

В то же время оставалась низкой дисциплина участников дорожного движения, и прежде всего — водителей транспортных средств. Свыше 30 процентов дорожно-транспортных происшествий было связано с нарушением водителями скоростных режимов движения и правил проезда перекрестков.

Высокий уровень дорожно-транспортного травматизма обусловил необходимость поиска и внедрения новых подходов к решению проблем аварийности на дорогах.

В 2006 году я лично в составе делегации МВД Республики Казахстан в Великобритании посещал выставку высоких технологий и систем управления дорожным движением в Лондоне. Делегацией были изучены организация работы местной полиции и опыт внедрения современных технических средств видео- и фотофиксации нарушений Правил дорожного движения.

Эти системы нашли широкое применение на всех континентах мира. Так, в Великобритании установлено свыше шести тысяч камер измерения скорости и контроля за проездом на запрещающий сигнал, в Норвегии — 250, а в Соединенных штатах Америки они работают в 80 городах в 20 штатах.

Внедрение технических средств видео- и фотофиксации нарушений в указанных странах позволило в местах установки оборудования снизить количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с превышением скоростного режима, до 30 процентов.

В этой связи в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и с учетом международного опыта в Казахстане начиная с 2006 года стали применяться технические средства фиксации нарушений скоростных режимов движения и контроля за проездом на запрещающий сигнал.

— Что ж, два года — это определенный срок, можно и некоторые итоги подвести подобных нововведений. Каковы результаты?

— В настоящее время за счет средств местного бюджета стационарные системы фиксации нарушений внедрены в Астане (52 камеры), Караганде (16), Усть-Каменогорске (15), Алматы (14), вводятся в эксплуатацию в Атырау (7), Шымкенте (3) и Актюбинске (2). Они устанавливаются на аварийно-опасных участках дорог, имеющих высокий уровень концентрации дорожно-транспортных происшествий — прямые скоростные участки, искусственные сооружения с ограниченной видимостью (мосты, путепроводы, тоннели), регулируемые перекрестки на основных магистралях городов. Вся информация с камер о нарушителях поступает в процессинговый центр, что очень удобно.

В столице в настоящее время в сутки камеры фиксируют в среднем не более 1500 нарушений, тогда как в 2006 году, когда впервые в Астане были установлены три камеры, они фиксировали до 5000 тысяч нарушений в сутки. Это говорит о том, что водители стали нарушать меньше. К примеру, средствами видеоконтроля, установленными на проспекте Кабанбай-батыра в 2006 году с 20 сентября, со дня начала работы процессингового центра, было выявлено более 25 тысяч нарушений, за весь 2007 год — 28 тысяч нарушений, а в текущем году уровень зафиксированных нарушений снизился до 16 тысяч. На участке дороги у «Базис-А» соответственно за четыре месяца 2006 года было зафиксировано 34 тысячи, за 2007 год — 56 тысяч, а в текущем году число совершенных нарушений сократилось до 20 тысяч.

Не нужно быть великим математиком, чтобы, глядя на эти цифры, говорить о возрастающем профилактическом влиянии камер фотовидеофиксации нарушений ПДД. Только в Астане использование таких систем наряду с другими мерами позволило в 2007 году снизить аварийность на 22,3%, число погибших — на 14,2%, и раненых — на 26,9%. В текущем году снижение аварийности составляет 26%, число погибших и раненых — на 26,3 и 36,8%  соответственно.

Приведу такой пример. В столице по проспекту Кабанбай-батыра в 2005 году до установки средств фиксации было зарегистрировано 16 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых два человека погибли и 21 получили ранения. С учетом высокой аварийности на данном участке дороги в середине 2006 года были установлены средства выявления и фиксации скоростного режима, и это позволило в уже в 2006 году снизить аварийность более чем в пять раз, а в 2007 и 2008 году на этом участке аварий допущено не было вообще. На участке дорог у путепровода по улице Сарыарка в 2005 году было зарегистрировано девять происшествий, в которых один человек погиб и 12 получили ранения, в 2006 году аварийность сократилась вдвое, а в 2007-м и в текущем году на этом участке также не совершено ни одной аварии с человеческими жертвами.

Аналогичные положительные тенденции отмечаются и на участках дорог, контролируемых средствами видеоконтроля в других городах страны. К примеру, на пересечении пр. Сатпаева — ул. Жибек жолы Усть-Каменогорска аварийность сократилась в пять раз, а в Караганде на участке дороги у рынка «Шыгыс» аварийность снизилась на 32%, на пр. Республики — на 43 процента.

— Впечатляет! У наших читателей много вопросов возникает по ответственности за нарушения ПДД, зафиксированные скоростемерами-фотоаппаратами. Например, одной машиной управляют несколько человек по доверенности. Кто должен платить штраф, на кого фиксируется нарушение?

— В целях повышения эффективности использования электронных систем фиксации и упрощения процедуры наложения административных взысканий, законом от четвертого июля 2008 года в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях внесены дополнения, устанавливающие ответственность владельцев транспортных средств. Принятые поправки позволяют направлять предписания о необходимости уплаты штрафа непосредственно владельцам автотранспорта без составления протоколов, то есть без приглашения виновного лица в дорожную полицию, которые подлежат обязательному исполнению в течение одного месяца. Если в течение указанного срока штраф не будет оплачен, то дорожной полицией копия предписания направляется в суд для принятия решения о принудительном взыскании наложенного взыскания. Это нововведение способствовало значительному повышению уровня исполнения решений, вынесенных по фактам таких нарушений.

Действительно, в связи с указанным у многих владельцев автотранспорта возникают вопросы, как быть, если в момент фиксации нарушения автомобилем управлял другой человек.

Разъясняю: в таких случаях кодексом предусмотрено освобождение владельца транспортного средства от административной ответственности за правонарушение, совершенное с участием этого транспортного средства, если в ходе проверки по его сообщению или заявлению будет установлено лицо, во владении которого оно находилось в момент фиксации правонарушения, либо оно выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц, проще говоря, кто допустил нарушение, тот и понесет административную ответственность.

— В преддверии Нового года не могу не спросить о планах дорожной полиции на будущее в сфере использования новых технологий?

— В целях дальнейшего распространения систем видео- и фотофиксации в МВД разработан инвестиционный проект Автоматизированной информационной системы «Видеоконтроль» на 2009–2011 годы.

Этим проектом предусмотрена организация работы координационного процессингового центра, который позволит создать республиканскую базу данных по нарушениям, зафиксированным системами фото- и видеофиксации, и обеспечить доступ к ней как сотрудников дорожной полиции, так и водителей посредством использования возможностей интернета. Такая работа уже организована в Астане, любой владелец сейчас может узнать о нарушениях, зафиксированных за его автомобилем.

По нашей инициативе совместно с Министерством транспорта и коммуникаций проработаны вопросы оснащения строящейся автодороги Астана-Боровое системой контроля скоростного режима. Она предусматривает в режиме видеонаблюдения контролировать время и фиксировать движение каждой автомашины из Астаны в Боровое и обратно. Это позволит автоматически выявлять превышение скорости и разыскиваемый автотранспорт. К примеру, если разрешенная скорость на этом участке будет составлять 150 километров в час, то расстояние в 240 километров (в одну сторону) можно проехать за час и двадцать минут. Водитель, проехавший расстояние за меньший промежуток времени, будет считаться нарушившим правила.

Комментарии