Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Всевидящее око ДВД

Заместители начальника ЦОУ ДВД Алматы Ермек Калибеков и Олег Кулешов о работе центра оперативного управления.

26 декабря 2008 12:29, Владимир Демидов, Известия-Казахстан
Рубрики: Общество

Центр оперативного управления (ЦОУ) можно без преувеличения назвать «сердцем» любого департамента внутренних дел. Именно сюда стекается вся оперативная информация и отсюда осуществляется управление всеми силами и средствами городских полицейских служб. По сравнению с обычной дежурной частью ЦОУ все равно, что новейший компьютер и пишущая машинка, а потому и работать здесь может не каждый. Деятельность этого управления не прекращается ни на минуту. Не станет исключением и празднование Нового года. Рассказать подробнее о работе этого полицейского подразделения мы попросили заместителей начальника ЦОУ ДВД Алматы Ермека Калибекова и Олега Кулешова.

Дежурная часть будущего

Центр оперативного управления Алматы был основан в декабре 2000 года и стал вторым в республике после столичного. Результат, по мнению самих полицейских, сказался незамедлительно — благодаря работе ЦОУ, по их словам, не только резко повысилась раскрываемость преступлений по горячим следам, но и стало гораздо проще выявлять разного рода правонарушения, совершенные в общественных местах и на улицах. Само помещение центра представляет собой огромный зал, одна из стен которого полностью состоит из телевизионных мониторов, на которые поступает изображение с 77 камер видеонаблюдения, установленных по всему городу. Рабочее место сотрудника — офисный стол, оборудованный компьютером и необходимыми средствами связи. Кстати, войти в ЦОУ не так-то просто. У каждого его работника имеется специальная карточка, причем вход и выход фиксируются по времени, а ее передача постороннему, пусть даже сотруднику полиции, наказывается очень строго. Такую карточку не имеет даже заместитель начальника ДВД.

По словам Ермека Оразовича, несмотря на определенные сложности, работать в ЦОУ довольно престижно. Эти полицейские, по сути, управляют комплексными силами всего ДВД. Практически все здесь настолько автоматизировано, что человеку только и нужно, что быть внимательным, остальное сделает машина. Например, при поступлении сигнала на «02» (с мобильного «112», звонок бесплатный) автоматически фиксируется номер телефона, и тут же включается аудиозапись. Если есть пострадавший — осуществляется прямая связь со «скорой». Но, правда, и здесь не обходится без сучка без задоринки.

— Нередко горожане жалуются, что дозвониться в ЦОУ довольно сложно, — отстаивает честь мундира Ермек Калибеков. — Но наши сотрудники и так работают на пределе сил. С каждым годом звонков становится больше. Если раньше в центр поступало до тысячи сообщений в сутки, то сейчас эта цифра увеличилась минимум в пять раз. Так, за 11 месяцев нынешнего года сюда поступило более полутора миллионов различных сообщений, из которых свыше 238 тысяч требовали немедленного реагирования полиции. Такую нагрузку иной раз даже телефонная станция не выдерживает. Однако количество людей, работающих в ЦОУ, со дня его основания осталось прежним. Ведь каждому сотруднику кроме зарплаты нужно еще и рабочее место, оборудованное всей необходимой техникой. Конечно, мы просим руководство увеличить штат, но все упирается в финансы. Так что пока приходится управляться теми силами, что есть.

Когда аврал, уже не до амуров

По статистике, ежедневно каждая из восьми девушек-операторов принимает 600–700 сообщений. Причем чуть ли не половина из них не входит в компетенцию сотрудников ОВД. Доходит до того, что пенсионеры звонят на «02», чтобы сообщить, что у них в квартире трубу канализации прорвало, и просят прислать сантехника. Но оператор «02» не имеет права не принять вызов, даже если он не имеет отношения к полиции. Поэтому все сообщения регистрируются и передаются соответствующим аварийным службам. Нередко встречаются «шутники», сообщающие о несуществующих происшествиях, или чрезмерно озабоченные молодые люди, которые звонят с целью познакомиться с девушками-операторами, мешая их работе. На первый раз таких «кавалеров» предупреждают об ответственности, а при повторе принимают меры, квалифицируя звонок как телефонное хулиганство.

— Хотелось бы предупредить различных телефонных шутников, что установленная здесь аппаратура позволяет определить любой телефонный номер, в том числе и мобильный, — говорит Олег Леонидович. — Поэтому вычислить и задержать хулигана нам совсем нетрудно. Но если вы сообщили в ЦОУ о каком-то преступлении или правонарушении, но не хотели бы называть свое имя, то быть свидетелем вас никто не заставит. Хотя, конечно, лучше оставить свои данные, так как во время следствия может понадобиться ваша помощь, если, к примеру, совершено убийство или потерпевший находится в тяжелом состоянии и ничего сообщить не может. Я считаю, что это долг каждого добропорядочного гражданина, хотя в последнее время все чаще встречаются равнодушные, которым проще пройти мимо лежащего на улице в мороз человека, чем оказать ему помощь или просто позвонить в полицию.

После того как сообщение зарегистрировано, компьютер сам выдает шаблон, в который технику «02» нужно только внести полученные данные, что занимает не больше минуты. Заполненная карточка направляется по компьютерной сети к дежурному офицеру ЦОУ, и у него на рабочем столе автоматически загорается индикатор тяжести преступления — красный (тяжкое, требующее неотложных мер), желтый (преступление средней тяжести) и зеленый (мелкое преступление или административное правонарушение). На электронной карте города тут же отмечается место происшествия, а также наиболее удобные маршруты подъезда к нему. При этом практически на каждом патрульном автомобиле установлена спутниковая система слежения, позволяющая определить на карте, где машина находится в данный момент, а также, куда и с какой скоростью движется. Если патрульный экипаж уже едет на другой вызов, то на карте эта машина окрашивается в зеленый цвет. Имея все эти данные, офицер тут же направляет свободный полицейский наряд, находящийся поблизости, сотрудники которого, прибыв на место, сообщают, подтверждается вызов или нет. Время прибытия полицейских на место происшествия в зависимости от тяжести преступления составляет от трех до двадцати минут. Подобным образом организуется и раскрытие преступления по горячим следам — в считанные минуты весь район блокируют патрульные наряды, которые «прочесывают» местность.

Пришел, увидел, задержал

Не менее занимательна и работа операторов видеонаблюдения, отслеживающих изображение, поступающее с видеокамер, установленных на автомагистралях и в общественных местах. Каждая из них имеет практически круговой обзор и может передавать изображение любого участка в увеличенном виде. Можно даже на весь экран вывести лицо человека или номер машины, находящихся от объектива на расстоянии 100–150 метров. Благодаря этому удается выявлять не только различные преступления, совершаемые на улицах, но и такие нарушения ПДД, как непристегнутый ремень безопасности, разговор по мобильному телефону и тому подобное. Каждая видеозапись хранится две недели.

— Кстати, раскрытие первого преступления с помощью видеокамер произошло прямо в момент их установки, — вспоминает Ермек Калибеков. — Сотрудники компании, занимающиеся монтажом, проверяли работоспособность техники, проводя различные тесты. В какой-то момент они вывели на монитор видеоизображение, поступающее от аппаратуры, установленной в районе Зеленого базара. Объектив как раз был наведен на людей, стоящих в очереди возле киоска со спиртным. Увеличенное изображение выявило все детали «работы» карманника, пытавшегося вытащить деньги из сумочки женщины. Наблюдавшие за всем этим операторы тут же подтянули находившийся поблизости полицейский наряд и взяли воришку с поличным. Спустя буквально пару дней благодаря видеонаблюдению удалось предотвратить угон. Увидев, что возле машины ходят какие-то подозрительные молодые люди, дежурный офицер установил за ними наблюдение и вскоре заметил, что те пытаются взломать замок. Через несколько минут на несостоявшихся угонщиков, уже успевших проникнуть в салон чужого авто, надели наручники.

Но если раньше подобные задержания были довольно редки и вызывали неподдельное изумление, то сейчас они воспринимаются как обычное явление. Только с начала этого года с помощью камер видеонаблюдения было выявлено 231 преступление, около 27 тысяч различных административных правонарушений, более 11 тысяч нарушений правил дорожного движения и 1463 ДТП.

Эффективность работы видеокамер алматинским полицейским удалось наглядно продемонстрировать даже московским делегатам управления внутренней безопасности. Осматривая ЦОУ, москвичи увидели на одном из мониторов драку. Дежурный офицер тут же направил на место происшествия патрульный наряд. Российских гостей, конечно, очень заинтересовала такая оперативность, а отечественные полицейские с замиранием сердца отслеживали передвижение экипажа, переживая, как бы он не застрял где-нибудь в дорожной пробке. Однако все прошло гладко.

Кстати, видеокамеры установлены во всех дежурных частях полицейских райотделов. Это дает возможность не только моментально отреагировать на какое-то ЧП, но и держать под контролем работу самих полицейских. Каждый кадр, переданный видеокамерой, записывается, и пленка может быть использована в качестве доказательной базы.

Не дешево, конечно, но необходимо

В ЦОУ есть офицер, который работает исключительно по линии дорожной полиции. С помощью видеокамер, установленных на автотрассах города, он следит за дорожной безопасностью. А получив сообщение о ДТП, тут же связывается со «скорой» и спасателями, направляет «дежурку» и контролирует прибытие сотрудников УДП на место происшествия. Есть в центре и дежурная часть с оперативным дежурным. Но если для самого ЦОУ главное — экстренное реагирование, то в задачу дежурной части входит распределение следственно-оперативных групп, сотрудников СОБР, кинолога с собакой, сбор материала и тому подобное.

Сейчас подобные центры существуют практически во всех крупных городах республики и, как это ни парадоксально, оснащены они гораздо лучше, чем в Алматы, где техника уже немного устарела. Конечно, по возможности ее стараются менять и модернизировать. Например, недавно центральные мониторы наблюдения в алматинском ЦОУ, которые представляли собой обычные телевизоры, заменили две новые плазменные панели, которые позволяют не только улучшить качество изображения, но и вывести отдельные кадры на весь экран размером в несколько квадратных метров. Теперь можно рассмотреть даже самые мельчайшие подробности происходящего в зоне действия видеокамеры. Еще один неоспоримый плюс этой новинки — минимальное излучение и энергопотребление.

— Конечно, такое удовольствие обходится не дешево, но и запросы мегаполиса неизмеримо больше, чем какого-нибудь областного центра, — поясняет Олег Леонидович. — Однажды МВД провело мониторинг всех республиканских ЦОУ, и выяснилось, что только один район южной столицы дал за год такое же количество сообщений о преступлениях и правонарушениях, как три области вместе взятые.

Одним веселье, другим — работа

В новогоднюю ночь, как, впрочем, и в другие праздники, сотрудники ЦОУ работают в усиленном режиме. И они утверждают, что у каждого преступления, как и у человека, свой характер. Если говорить о преступлениях, совершаемых в праздничные дни, то это в основном хулиганство, молодежные драки, нередко заканчивающиеся поножовщиной, уличные грабежи. Активизируются и домушники, которые проникают в пустые квартиры, отслеживая их по отсутствию света. Нередки также кражи из автомашин и угоны. В общем, по словам Олега Кулешова, новогодняя ночь мало отличается в криминальном плане от любой другой.

За все время работы ЦОУ полицейские смогли вспомнить только одно преступление, которое можно отнести к «новогодним». Пару лет назад некий подвыпивший мужчина решил украсть игрушечный шарик с новогодней елки, установленной на одной из площадей города. Однако воришка не учел того, что все лесные красавицы, установленные на улицах, находятся под электрическим напряжением. Словом, попытка добыть памятный трофей не удалась — получив удар током, выпивоха был доставлен в больницу, а каждую елку с тех пор обносят ограждением, и возле нее круглосуточно дежурит полицейский наряд.

Были случаи, когда в одну из новогодних ночей поступило сообщение о прибытии НЛО. К моменту приезда патрульного экипажа на улице собралась толпа народа, наблюдающая издали таинственный объект. Опросив изрядно подвыпившего заявителя, полицейские направились к кораблю пришельцев. Тут-то и выяснилось, что НЛО — это обычный строительный вагончик, увешанный гирляндами и фонариками, стоящий на пригорке. Здесь же стражи порядка застали группу «инопланетян», оказавшихся рабочими-гастарбайтерами, решившими встретить там праздник.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии