Следите за новостями

Цифра дня

99% - интернет-проникновение в Астане

Рынок мобильной связи

Интервью с генеральным директором «Вымпелкома» Дмитрием Кромским о рынке сотовой связи в Казахстане.

25 декабря 2008 12:22, Адиль Урманов, Капитал.kz
Рубрики: Бизнес, Связь

— Дмитрий Геннадьевич, как вы оцениваете успехи компании в 2008 году?

— Я считаю, что этот год был для Beeline очень успешным. По итогам третьего квартала мы добились увеличения нашей активной абонентской базы на 10,1%  по сравнению с предыдущим кварталом. В сочетании с практически стабильным уровнем пользования услугами и показателем ARPU (средний платеж одного клиента в месяц) это привело к росту выручки в мобильном сегменте за этот период на 7,3%. Рост выручки за год на 18,9%  подкреплен значительным увеличением показателя маржи OIBDA до 53,4%. Я считаю такие результаты нашей компании успешными.

— Все ли заявленные задачи были выполнены?

— Приоритетным для нас было инвестировать в развитие сети более $200 млн. Эту задачу мы выполнили. Мы поставили более 500 новых базовых станций только за 3 первых квартала по всему Казахстану. По итогам всего года мы планируем установить порядка 800 базовых станций. Это позволит нам охватить территорию, на которой проживает 80% населения страны. Также мы построили дополнительный участок волоконно-оптической связи, что позволит нам в скором будущем уйти от дорогостоящей аренды каналов передачи данных и даст возможность самим зарабатывать на сдаче в аренду излишков мощностей своих ВОЛС. Можно сказать, что вся наша инвестиционная программа в 2008 году выполнена.

Сеть продаж и обслуживания Beeline на конец текущего года состоит из 177 монобрэндовых экспресс-салонов. Вместе с собственными открытыми офисами количество наших эксклюзивных точек продаж и обслуживания приближается к двумстам. Таким образом, мы построили одну из крупнейших ритейловых сетей в Казахстане. Это позволяет говорить, что Beeline — самый близкий казахстанцам оператор связи, и мы выигрываем в лояльности населения.

— Чего вы не сумели достигнуть?

— К сожалению, в 2008 году в Казахстане так и не был решен вопрос с разрешениями на предоставление услуг третьего поколения. Мы предполагали, что лицензии на 3G и разрешения на частоты будут получены в текущем году, и мы сможем приступить к развертыванию сетей.

— Одним из путей повышения доходов операторов мобильной связи является увеличение доли неголосовых услуг (VAS). Какова сейчас структура доходов ТОО «КаР-Тел»? Какова доля доходов от VAS-услуг?

— Да, в условиях насыщенного рынка роль VAS-услуг будет приобретать все большее значение. Опыт зарубежных компаний показывает, что чем выше уровень проникновения, тем выше доля VAS-услуг, и это один из резервов увеличения ARPU клиентов. Сейчас неголосовые услуги дают нам 15% выручки, и мы будем продолжать развивать данное направление. В основном это передача SMS-сообщений и мобильный интернет. Процент проникновения GPRS пока не очень высок — порядка 6–7%  от нашей абонентской базы, но динамика роста положительная. Доля активных пользователей услуг SMS составляет порядка 50–55%.

Мы планируем популяризацию и увеличение уровня доступности этих слуг. Рост VAS-услуг тесно связан с ростом компьютерной грамотности населения и уровнем доступности услуг интернета. Несмотря на то, что в интернет выходит всего 15% казахстанцев, уровень проникновения мобильного доступа в Сеть не такой уж маленький. Скорее дело в низкой информационной грамотности. Хотя, конечно, фактор низкой скорости мобильного интернета тоже играет роль. Именно поэтому мы уверены в необходимости скорейшего внедрения 3G в Казахстане. Это может дать существенный импульс популяризации интернета. Уже сейчас более 80% казахстанцев пользуется мобильной связью, многие из них имеют телефоны, поддерживающие технологии третьего поколения. Да и на рынке уже довольно много бюджетных аппаратов с технологией 3G. Это значит, что 80% населения Казахстана на данный момент имеют все необходимое для пользования высокоскоростным мобильным интернетом.

Если в 2009 году будет решен вопрос с разрешениями на оказание услуг в стандарте 3G, то сегмент VAS-услуг получит дополнительный толчок, позволит предложить потребителям принципиально новые услуги. Тем более что мы имеем такой опыт уже в трех странах: в Таджикистане, России и Узбекистане, где Beeline запустил сети 3G в коммерческую эксплуатацию.

— Рынок мобильной связи в РК подошел к критической точке роста. Мобильной связью охвачено практически все платежеспособное население Казахстана. Одновременно в экономике происходит кризис. Как это сказывается на работе компании?

— Хотя телекоммуникации в целом и сотовая связь, в частности, в меньшей степени испытывают на себе последствия современного экономического кризиса, мы, наравне со всеми другими отраслями, столкнемся, скорее всего, с трудностями в следующем году. Поэтому основным приоритетом в 2009 году для нас станет повышение эффективности бизнеса. Кризис — это всегда новая возможность для развития.

В 2009 году уровень проникновения мобильной связи в РК превысит 100%. С учетом двойных-тройных SIM-карт уровень реального проникновения составит 70–75%. Это значит, что мы будем продолжать привлекать новых абонентов. Прежде всего, это будут абоненты в сельской местности, в тех регионах, где пока нет покрытия. Другая наша задача — работа над лояльностью существующих абонентов. Кроме того, мы ставим себе задачу увеличить эффективность наших операций. Кризис дает возможность пересмотреть подход к операциям. Если мы все правильно сделаем в будущем году, то сможем увеличить маржинальность нашего бизнеса.

Если говорить о необходимости финансирования, то можно сказать, что ТОО «КаР-Тел» в следующем году не будет нуждаться во внешних источниках средств: предприятие генерирует достаточное количество доходов, чтобы развиваться на собственные средства. В условиях кризиса — это позитивное качество для предприятия.

Конечно, мы будем внимательно следить за развитием ситуации, ростом доходов населения и поведением потребителей с тем, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на вызовы рынка. Очень сложно спрогнозировать сценарий развития на весь год, но в ближайшие 3 месяца можно с уверенностью сказать, что рост рынка будет продолжаться. Однако мы ожидаем более низкие темпы прироста, чем это было в 2007 или 2008 годах.

Основная часть населения страны, не являющаяся абонентами операторов мобильной связи, проживает в сельской местности. Понятно, что во время кризиса именно эта часть населения испытывает наибольшие трудности. Я не думаю, что резкое снижение тарифов позволит привлечь существенное количество абонентов. Тарифы будут плавно снижаться, и надеюсь, что ценовых войн за низкодоходный сегмент не будет.

— То есть вы не намерены активно снижать тарифы на услуги связи?

— Мы, так же, как и в 2008 году, будем сегментировано подходить к различным категориям потребителей. Тарифы будут снижаться, но мы постараемся не допустить «ценовых войн», так как мировой опыт показывает, что выигравших в них не бывает.

Комментарии