Следите за новостями

Цифра дня

269,5 млрд тг составили ИКТ-расходы в компаниях Казахстана в 2016 г.

Автобиржа

О шестимесячной отсрочке введения электронных талонов к водительским удостоверениям в Казахстане.

12 декабря 2008 08:41, Алан Байтенов, Новое поколение
Рубрики: Общество

Оказывается, дорожная полиция выдала всего 150 тысяч талонов к водительским удостоверениям. 10 декабря общественность узнала об этом у заместителя начальника УДП ДВД Алматы Мукана Досымбаева. Что значит эта цифра? Желание оправдать еще одну, четвертую по счету экономически выгодную шестимесячную отсрочку введения талонов? Кстати, эта отсрочка и дает нам повод полагать, что введение талонов — не простое «кидалово» (о котором мы не первый раз сообщаем компетентным органам с полос нашего издания), а четко спланированное прибыльное дело. Кто же будет прекращать продажи нашего с вами спокойствия на пике популярности? Отсрочка же дает возможность пережить скачок спроса еще раз, например, через полгода.

Цифирь — штука послушная. Особенно, если находится в умелых руках. Вспомните, какие только цифры относительно талонофикации ни приводились: и 300 тысяч, и даже 500 тысяч талонов, которые якобы уже нашли своих хозяев. Так, например, шесть месяцев назад Омирзак Тусумов, возможно, будучи полностью уверенным в том, что МВД все-таки успеет ввести талоны до контрольной точки 1 января 2009 года, отмечал цифру в 300 тысяч.

Позже в прессе начали появляться интервью с представителями процессингового центра, где речь шла уже о 500 тысячах распространенных талонов: мол, дело за малым, еще немного — и можно уже будет ими пользоваться в полную силу. Однако теперь мы слышим про 150 тысяч. Может, это сказано специально, дабы хоть как-то официально оправдать уже 4-ю отсрочку?

Хотя дело, скорее всего, в другом. В обыкновенном коммерческом успехе проекта. Вообще работу по продаже талонов можно сравнить с западной системой продвижения бесполезных товаров — выдается огромный рекламный блок, а там уже на кого попадет, то есть кто «разведется» на покупку. В данном случае в качестве таковой «рекламы» выступает Кодекс административных правонарушений и ПДД. Достаточно помочь подмахнуть пару бумаг и… вуаля! — талоны имеют законное основание. Прицепом начинает работать и УДП, так как государственный, по сути репрессивный, орган просто обязан требовать исполнения закона. А участие УДП дает огромное количество очков, так сказать, индексу популярности проекта. Хотя оно и отчаянно сопротивляется: мол, мы ни при чем, мы только посредники в выдаче талонов. Да и комнату у нас они только снимают…

Вообще вся ситуация с талонами до недавнего момента напоминала заурядную аферу. Однако теперь мы видим, что все намного тоньше, это просто-таки какая-то биржа, где на цену и уровень продаж влияют косвенные факторы и стимулы, созданные за ее бортом.

Судите сами — талон по сути и не является товаром. Торгуется на «бирже» самое дорогое, что всегда в цене, — наше спокойствие. Ну что такое 3000 тенге по сравнению с огромными очередями и весомыми штрафами в случае, если не успеешь получить талон? Ну а если сроки введения подходят, а выкуплено очень мало, то их надо просто отодвинуть и заставить пережить ажиотаж и хороший спрос еще раз. А то, что цены подскочили в аккурат к контрольной точке введения талонов, только подтверждает нашу теорию о рыночных отношениях — включается обыкновенный закон спроса и предложения и, как следствие, формирование новой цены.

Тут уже примазываются к ситуации частные компании, так сказать, «быки» и «медведи» казахстанского розлива, они-то и подхватывают дальше эстафету распространения талонов среди населения, на свой манер работая с ценами и с «наваром», при этом делая основное — все сильнее укрепляя в подсознании обязательное присутствие талонов в нашей жизни.

УДП, впрочем, продолжает открещиваться от процесса выдачи талонов, сообщая при каждом удобном случае о том, что это не их затея. Известно, однако, что в этом деле участвует государственный фонд «Самгау». Наверное, поэтому УДП не может сказать решительного «нет» напрямую (особенно если учесть, что УДП обязано следить за исполнением Кодекса административных нарушений и ПДД, в которых кое-что все-таки прописано о талонах). Но отпихивание происходит настолько явно, что выясняется еще одна интересная подробность: УДП и изготовитель талонов не скреплены никакими официальными документальными отношениями. При этом фирма бесплатно снабжает УДП талонами, основываясь только на заявлении желающего получить карточку. При этом компания, несомненно, находится под давлением государственных структур. Иначе как объяснить вложение также и собственных средств компании на талонофикацию страны. Хотя не исключено, что есть устная взаимовыгодная договоренность…

Осталось необъяснимым одно: почему каждый раз пролонгация составляет шесть месяцев и приурочивается к 1 января. Но с точки зрения коммерции (а мы уже условились, что именно с этой точки зрения и стоит смотреть на дело) и это вполне объяснимо. Новый год — самое время делать грандиозные скидки и проводить помпезные праздничные акции, посвященные талонофикации населения.

Комментарии