Следите за новостями

Цифра дня

99% - интернет-проникновение в Астане

Ни на один вопрос казахстанских водителей по поводу талонов к водительскому удостоверению нет ответа

Правозащитник Сергей Уткин о выдаче электронных талонов к водительскому удостоверению.

10 декабря 2008 11:34, Казахстан Сегодня
Рубрики: Общество

Ни на один вопрос казахстанских водителей по поводу талонов к водительскому удостоверению нет ответа. Об этом 10 декабря на пресс-конференции в информационном агентстве «Казахстан Сегодня» заявил правозащитник Сергей Уткин.

«В МВД заявляют, что талоны будут бесплатными, что водители должны обращаться в органы дорожной полиции, не надо покупать — прекрасный призыв. Однако нет механизма, то есть мне как юристу абсолютно непонятно, каким образом талоны оказываются в дорожной полиции. Естественно, это товар, выпуск талонов стоит денег. И занимается этим частная компания. И каким образом это потом передается в органы внутренних дел, в дорожную полицию, существует ли накладная, указана ли стоимость этого талона? Тем более господин Тусумов говорит, что у них даже нет договора. Эти правоотношения абсолютно непонятны», — сказал С. Уткин.

«Сегодня в том приказе №317, который существует и регламентирует процедуру «оталонивания» граждан, в нем не указано, должны ли быть эти талоны платными или бесплатными. Талон вышел из строя, каким образом заменить: платно, бесплатно, у кого — в дорожной полиции либо в частной фирме? Потерял водитель талон, истек срок действия талона, дальше что? Ни на один из этих вопросов ни один правовой акт не дает сегодня ответа», — отметил правозащитник.

Он также обратил внимание журналистов на то, что заявления на получение талонов пишутся на имя начальников управления дорожной полиции, но сдаются в частные фирмы, через которые автовладельцы получают талон. «Заявления сдаются не в дорожную полицию, заявления сдаются в частную фирму и те, кто принимают эти заявления, которые вбивают в компьютеры ваши данные, — это все сотрудники частной фирмы. Они никакого отношения к дорожной полиции не имеют», — сказал С. Уткин.

Он также отметил, что прежде чем вводить талоны, необходимо было тщательно продумать этот шаг. «На самом деле получилась громоздкая, очень непонятная система. В настоящее время никто не может ответить на множество вопросов, которые возникли у автовладельцев», — подчеркнул он.

«Имеет ли человек право отказаться получать этот талон, что делать, если он будет утерян? Каким образом сотрудники дорожной полиции будут вносить в чип талона данные о нарушениях? Имеет ли человек право вернуть талон? Предположим, автовладелец открыл талонный счет, но ему срочно понадобились деньги, имеет ли он право снять с этого счета, где его деньги могут лежать мертвым грузом, какую-то сумму? Распространяется ли на эту систему действие закона о защите прав потребителей?», — перечислил нерешенные вопросы С. Уткин.

Кроме того, он сообщил, что при получении талона к водительскому удостоверению автовладельцы ставят свою подпись под текстом, в котором написано, что они ознакомлены с инструкцией по использованию талона. «Однако саму эту инструкцию в глаза никто не видел», — сказал правозащитник, отметив при этом, что, «возможно, таковой не существует».

«Вторая проблема — это коррупционные отношения между МВД и АО «Kazakhstan Processing Centre» (КПЦ), в результате чего непонятно каким образом они бесплатно отдают сделанные ими талоны в дорожную полицию. Я примерно представляю ситуацию. Наверное, были какие-то разговоры, вы давайте ребята, бесплатно сделайте талоны для населения, но мы вам потом дадим возможность заработать и отбить в десятки раз те суммы, которые вы потратите. И вот сегодня МВД такую возможность этой частной фирме предоставляет. То есть не через оплату талонов, а когда срок действия их наступит, и эта фирма будет зарабатывать очень серьезные деньги на каждом из водителей», — считает правозащитник.

«Это я считаю, несправедливо, неправильно, то есть если это делается во благо каждого водителя, то не надо тогда это навязывать принудительно. Если говорится, что это делается во имя интересов государства, это тоже абсолютно нормально. Каждый водитель не хочет, чтобы его правонарушения учитывались, ему гораздо лучше, когда никто бы его историю не знал. А государство говорит: «Нет, конечно, тебе это не нравится, но это нам надо, это государству надо, чтобы вот таких нарушителей, как ты, которые каждый месяц совершают нарушения, мы очень быстро выявляли и наказывали гораздо серьезнее». Но, если это нужно государству, тогда делайте это за счет государственного бюджета. Не надо это все валить на водителей, и пусть он все эти расходы теперь оплачивает», — подчеркнул С. Уткин.

«Мы подали иск еще до объявления комитета дорожной полиции, что приостановлено действие талонов, в Медеуский суд 4 декабря, в котором мы просим признать незаконными действия компании Kazakhstan Processing Centre, которая по 1200 тенге всем навязала как бы задним числом, кто с 1 июня сдал заявление. И мы просим признать незаконным бездействие МВД, которое всю эту проблему породило», — напомнил он.

По словам правозащитника, отсрочка введения талонов на полгода не повлияла на их позицию. «Проблема не решена. МВД должно урегулировать эту ситуацию нормальным законным образом. Поэтому мы продолжаем настаивать на свих требованиях», — сказал С. Уткин.

Комментарии