Следите за новостями

За участок, за который отвечают двое, не отвечает никто

Интервью Александра Евсюкова, вице-президента компании New Age Technologies, о реализации проекта электронного правительства в Казахстане.

4 августа 2006 21:05, Асель Ермаканова, Бизнес & Власть
Рубрики: Общество

Электронное правительство — это хороший способ сформировать развитую отечественную IT-индустрию. Чиновники же использует этот проект только как инструмент для наведения порядка в государственном управлении и как имиджевую составляющую. Об этом в интервью «&» заявил первый вице-президент компании New Age Technologies Александр Евсюков.

— Как Вы оцениваете концепцию создания электронного правительства?

— Есть несколько взглядов, как надо строить электронное правительство. В таких странах, как Южная Корея и Сингапур, такой проект используется как способ развития IT-индустрии. Благодаря такому подходу отрасль в этих странах успешно развивается, их продукты востребованы в мире. Казахстанские чиновники почему-то смотрят на электронное правительство только как на инструмент наведения порядка в государственном управлении плюс как на имиджевую вещь. К чему это приводит? К тому, что выбираются соответствующие методы достижения цели. Во-первых, к реализации проекта привлекаются иностранные компании. Но хотелось бы отметить, что зависимость от иностранного потенциала в развитии электронного правительства — не совсем правильный выбор с точки зрения национальной безопасности. Во-вторых, власти намерены принудительно обучить компьютерной грамотности население. Но такие шаги в долгосрочной перспективе не приведут к положительному результату, а даже наоборот, в комплексе приведут к отставанию IT-отрасли. В то время как развитая отрасль информационных технологий создает возможности для повышения конкурентоспособности государства, о которой говорит президент.

— Что необходимо сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?

— Для этого нужно взглянуть на электронное правительство через призму развития отечественного бизнеса. Почему у нас предпочитают иностранные компании? Главная причина — страх неудачи. Ведь реализация столь масштабного проекта с местными компаниями, которые не имеют достаточного опыта, рискованна. А иностранные компании обеспечат успешное и быстрое исполнение задачи, хорошее качество. Высокая цена их услуг компенсируется гарантированным результатом. Мне кажется, надо переломить ситуацию. Не надо бояться ошибок наших компаний, которые возможны, но исправимы. Необходимо дать возможность казахстанским компаниям сделать этот проект самостоятельно, при этом вовсе не надо отказываться от мирового опыта. Конечно, реализация проекта отечественными компаниями затянется по срокам. Но это будет хороший опыт для казахстанских компаний, их экспортный потенциал значительно вырастет.

В результате, кроме построения автоматизированной системы государственного управления, мы получим сильную IT-индустрию, экспортирующую свои решения на зарубежные рынки и способную создавать и обслуживать электронное правительство. Ведь многие думают, что надо выбрать одну хорошую систему, и она будет работать, как часы, сто лет. Но эволюция и изменения происходят как в сфере технологий, так в сфере финансового управления, государственного управления и других сферах. И, как следствие, возникает потребность в модернизации или замене системы. В мире нет ни одной крупной информационной системы, которая существует в неизмененном виде больше пяти лет. Это процесс неизбежный.

На мой взгляд, еще одна из глубинных причин отставания IT-индустрии кроется в разделении ответственности за развитие этого сектора. За создание электронного правительства отвечает Агентство информатизации и связи, и где-то частично оно отвечает за развитие отрасли. Министерство индустрии и торговли курирует все отрасли, в том числе информационные технологии. В итоге вопросами индустрии информационных технологий занимаются два ведомства. Согласно законам менеджмента, за участок, за который отвечают двое, не отвечает никто. Думаю, что ведомство, ответственное за электронное правительство, должно способствовать развитию индустрии информационных технологий в целом.

Подъем IT-индустрии повлечет за собой создание дополнительных рабочих мест именно в сфере высоких технологий. Это на самом деле очень важно. Появится естественная потребность, личная мотивация населения в обучении компьютерной грамотности. Активное развитие IT-отрасли будет лучшим стимулом для людей. Сегодня эту грамотность хотят насадить искусственно, потому что есть «идея фикс» обучить несколько миллионов человек. А где они будут применять знания при неразвитости IT-инфраструктуры, IT-отрасли? Ведь они не найдут рабочих мест, где будут востребованы полученные знания. И, как известно, принудительное образование качественно отличается от добровольного.

Интересен опыт Румынии в плане формирования конкурентоспособной индустрии высоких технологий. IT-специалист в этой стране независимо от того, работает он в частном или государственном секторе, полностью освобожден от социального и подоходного налогов. Так в Румынии привлекают IT-специалистов во все отрасли, а IT-компании получают опосредованные льготы.

Для обеспечения качественно нового уровня развития IT-индустрии необходимо также задействовать венчурный капитал. Должна заработать система снижения рисков. Надо понимать, что в информационных проектах есть понятие пилотный проект. Пилотный проект необязательно должен быть успешным. По его результатам можно отменить все предыдущие решения, пойти другим путем. Наша же система контроля финансовой дисциплины не допускает неудачных проектов. Это воспринимается как преступление.

— В сентябре ожидается открытие парка информационных технологий. Как это событие повлияет на развитие отрасли?

— Я сомневаюсь в успехе этого проекта. Парк создается специальной зоной. Если отечественный потребитель услуг компаний парка находится за его пределами, то все налоговые льготы для него аннулируются. Получается, что если заказчик и подрядчик работают на территории парка, тогда специальный налоговый режим действуют. Преференции существуют и для зарубежных компаний, импортирующих информационные продукты парка. В мировой практике такие парки информационных технологий строятся для экспорта. Для этой цели они работают эффективно. Но дело в том, что отрасль неразвита, компании слабые. Как экспортеры мы не конкурентоспособны. То есть парк информационных технологий построили, создали налоговый льготный режим для экспорта за рубеж, но предложить там нам нечего. На самом деле надо индустрии накачать мускулы, а потом идти на экспорт. А накачать мускулы где? Только у государственного заказчика. А в этой системе парк информационных технологий не работает. Обычно в развивающихся странах создаются специальные зоны, работающие на экспорт. Параллельно строятся национальные зоны, где действуют налоговые преференции для отечественных заказчиков. Вторые предназначены для того, чтобы взрастить IT-отрасль на местном рынке, и, естественно, государство выступает главным заказчиком, помогая индустрии высоких технологий.

— Пытаются ли наши IT-компании создать конкурентоспособные продукты?

— Казахстанский рынок очень маленький. Создать серьезный продукт, разработать конкурентоспособные решения невозможно. Если региональные объединения реально заработают, то этот рынок для IT-компаний значительно увеличится. Таможенные преграды значительно сдерживают их выход. Если в рамкам ЕврАзЭС будет создано единое экономическое пространство, то показатели даже нашей компании значительно возрастут. Потенциальные заказчики компаний страны — это государственные органы менее развитых государств, чем Казахстан, а также компании малого и среднего бизнеса более развитых. Несмотря на то, что тенденция привлечения иностранных компаний в Казахстан усиливается, услуги наших компаний востребованы в странах Центральной Азии. Это во многом связано с тем, что республика выбилась в экономические лидеры региона. У наших соседей все казахстанское воспринимается позитивно. Срабатывает чисто психологический фактор. К примеру, мы подписали меморандум с налоговым комитетом Узбекистана о совместной деятельности. Сейчас идут поиски источников финансирования государственного проекта. Достигнуты договоренности с государственными органами Таджикистана. Но это сделано без государственной помощи. Просто имидж Казахстана открывает нам дорогу. Лоббирование интересов казахстанского бизнеса именно в сфере IT государственными чиновниками, посольствами на международных конференциях не наблюдается.

Сейчас степень вовлеченности отечественных компаний в создание электронного правительства высокая. Но вызывает тревогу усиливающаяся тенденция предпочтения иностранных поставщиков. Этот процесс таит в себе опасность: казахстанские компании в скором будущем могут потерять и доверие региональных заказчиков. Хотя сейчас именно страны Центральной Азии и Казахстан — площадка для наращивания мускулов наших компаний.

Иногда мне кажется, что наши чиновники неуважительно относятся к отечественной IT-отрасли. Думаю, что это вопрос зрелости. Мы еще не подошли к тому рубежу, когда информационные технологии становятся краеугольным камнем развития страны. Но сейчас в рамках борьбы с коррупцией хотят максимально задействовать IT-системы. Может быть, тогда отрасль окажется в фокусе внимания.

Комментарии