Следите за новостями

Цифра дня

На 54-м месте Казахстан в рейтинге скорости 4G

С е-зачетками на е-экзамен

Преподаватели и студенты о программе Универсальной системы автоматизированного тестирования, внедренной в Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева.

24 октября 2008 11:09, Айнагуль Жунубаева, Digital Kazakhstan
Рубрики: Образование

Помните сцену из «Приключений Шурика», когда студенты в сессионной суматохе толпятся у дверей аудитории, перечитывают потрепанные тетради с лекциями, теребят в руках зачетки в надежде вытянуть счастливый билет и шепотом пересказывают друг другу байки о настроении экзаменатора? Так вот сегодня эти кадры с уверенностью можно назвать историческими, поскольку большинство современных студентов сдает экзамены посредством компьютерного тестирования.

В Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева электронная форма сдачи экзамена с успехом функционирует уже четвертый год. Программа Универсальная система автоматизированного тестирования (УСАТ) создавалась ведущими сотрудниками университета, она учитывает особенности образовательной системы, действующей в данном вузе.

О своем детище разработчики программы говорят даже с некоторой долей поэтичности. В. З. Макатов, сотрудник МГУ, отмечает: «Можно даже сказать, что мы создали основу — маленькую лодку, которую пустили в плавание. А затем программа зажила своей собственной жизнью: она дописывалась, изменялась, и превратилась в большой корабль».

И. И. Фураева, руководитель тестирования отдела оценки знаний и аттестации, с улыбкой дополняет: «С каждым годом студенты умнеют, ищут новые способы »подбора« ключей к тестам. Но и программа претерпевает изменения, идет в ногу со временем, соответствуя реалиям жизни. Так, например, тесты, заранее загружаемые в базу, зашифрованы. И даже при взломе системы их утечка невозможна».

Конечно, сегодня компьютерным тестированием мало кого можно удивить. Подобные системы применяются во многих вузах. Однако преимущество УСАТ в том, что эта программа создавалась практикующими преподавателями, хорошо знакомыми с особенностями вузовской образовательной системы.

Виктор Зейнуллович, говоря об УСАТ, акцентирует внимание на психологическом факторе: «Нам очень помог опыт педагогической работы, мы постарались сделать программу максимально удобной для пользования, учесть потребности преподавателей в оценке знаний студента. Однако главная сложность состояла все-таки не в разработке программы (для этих целей в университете был создан специальный отдел оценки знаний и аттестации), а в негативном отношении людей к изменениям. Отрадно, что позже пользователи по достоинству оценили преимущества компьютерного тестирования».

Конечно, многие предметы сдать в электронной форме невозможно. К таковым относятся спортивные дисциплины, творческие экзамены, предметы математического цикла и другие. Каждый факультет определяет перечень дисциплин, сдаваемых в традиционной форме. Итак, какова же процедура сдачи экзамена?

Студенты в назначенное время подходят к компьютерному классу. Дежурные преподаватели из числа неспециалистов в тех дисциплинах, которые сдаются на экзамене, вызывают тестирующихся по списку, проверяют документы студента, определяют компьютер, за которым он будет проходить тестирование. Далее в программу вводят личный код студента и его пароль. Что интересно, этот пароль действителен только единожды, что исключает возможности повторной сдачи экзамена при несанкционированном входе в систему. Уникальная цифровая последовательность задается программой каждому студенту на каждый отдельный экзамен.

Для ответа на 40 вопросов теста дается 40 минут. Тестируемому предоставляется возможность вернуться к вопросам, изменить вариант ответа. По окончании экзамена на мониторе сразу же появляется окно с итоговой оценкой и вопросами, на которые студент дал неверные ответы. Здесь же можно подать апелляцию, если сдавший экзамен уверен в правильности своего ответа. С членами апелляционной комиссии, рассматривающими спорные вопросы, студент может встретиться лично. Никаких зачетных книжек на руках. Никаких шпаргалок с ключами к тестам. Никаких претензий к преподавателям.

На сегодняшний день УСАТ — это не просто программа приема экзаменов. Это огромная система, которая выполняет ряд функций по анализу результатов экзамена. Возможно получение статистики сдачи по факультетам, группам, по отдельным предметам и преподавателям. Возможно оперативное получение списков студентов, не сдавших экзамен, не явившихся на него, получивших отличные оценки и так далее. Возможно получение индивидуальных данных на каждого студента в отдельности.

Недавно в программе появился новый модуль, который проверяет тесты на идентичность, что исключает дублирование одних и тех же вопросов. Сегодня с помощью УСАТ можно оценить в целом уровень образовательного процесса, уровень каждого отдельного преподавателя, можно выявить вопросы в тестах, которые легко даются студентам. Как правило, затем они либо исключаются из базы, либо их формулировка изменяется.

На достигнутом разработчики программы останавливаться не собираются. В этом году впервые будет осуществлена выдача транскриптов в автоматизированном режиме. Это значит, что в базе, помимо баллов студента, будут находиться данные о практике, ее итогах, о теме дипломной работы. Планируется внедрение электронного автоматизированного расписания. Уже сейчас любой студент ЕНУ в специально оборудованном компьютерном классе, введя в программу номер зачетной книжки, сможет ознакомиться со своими баллами. Кроме того, программисты обещают, что скоро родители смогут просматривать е-зачетки своих детей посредством веб-сайта университета.

Пожалуй, невозможно существование такой формы приема экзамена, которая бы устраивала абсолютно всех: и студентов, и преподавателей. Быть может, поэтому, не утихают споры между сторонниками и противниками компьютерного тестирования.

Валерия Бучельникова, студентка: «Традиционная устная форма сдачи экзамена мне кажется наиболее приемлемой. Для того чтобы ответить на тестовый вопрос глубокие знания не требуются: можно ответить правильно методом исключения, отбросив очевидно неверные варианты. Вполне можно ответить наугад. Преподаватель, усомнившись в знаниях студента, имеет возможность задать ему дополнительный вопрос, а система компьютерного тестирования это исключает».

Лаура Сармантаева, магистр информатики, преподаватель: «Учителей в школах и преподавателей в вузах зачастую обвиняют в субъективности. Компьютерное тестирование снимает ответственность с преподавателей, да и не нужно тратить время на заполнение ведомостей, бланков. Преподаватель может устать, по ошибке поставить не ту цифру, программа это исключает. К тому же тестируемому не нужно ждать, пока все члены группы сдадут экзамен, и комиссия приступит к выставлению оценок. Баллы студента, его ошибки, отображаются программой сразу».

Юлия Ишунина, студентка: «Я считаю, что компьютерное тестирование — вещь необходимая. Это гораздо удобней остальных форм сдачи экзаменов, это экономия времени. Да к тому же тестирование исключает элемент субъективности. У любого преподавателя могут быть свои любимые и нелюбимые ученики. А перед экраном монитора все равны».

Серик Тахан, доктор филологических наук, профессор: «Компьютерное тестирование — это передовая технология, но она должна сопровождаться выдержанной, системной организацией учебного процесса. Силлабусы с конечным результатом не всегда увязаны. В итоге тестирование превращается в профанацию. Один мой знакомый, опытный преподаватель, рассказывал, что студенты не воспринимают его как лектора, не слушают. И все это потому, что экзамен принимает не он. Не секрет, что студенты каким-то образом находят ключи к тестам. Однако мы должны совершенствовать систему, стремиться к ней, исправлять недостатки».

Комментарии