Следите за новостями

Цифра дня

Более 300 дронов официально зарегистрировано в РК

Национальные особенности райдерства

О работе райдеров — «провайдеров технологической помощи НПО» — в Казахстане.

«Райдер» — не только новое слово, но и новый феномен. По своему содержанию оно означает «провайдер технологической помощи НПО». По методу организации работы оно означает «мобильный консультант». Райдер не сидит на месте и не ждет, когда НПО придут к нему на тренинг. Он сам посещает каждое НПО в отдельности и проводит с ним соответствующую работу.

В декабре 2005 года в Казахстане завершился второй этап проекта «Мобильные консультанты». Сам проект был направлен на внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работу неправительственных организаций и проходил в трех городах: Павлодаре, Караганде и Петропавловске.

Е-rider — не герой мультсериала

Когда в 2002 году в Казахстане появились первые E-Rider’ы, в одной из региональных газет им дали энергичное и одновременно ироничное определение: «Хотя американское понятие «E-Rider» переводится на русский как «мобильный консультант», они не герои мультсериала и не торговцы недвижимостью. Они — люди, которые должны помочь общественным организациям разобраться с имеющейся оргтехникой». Впрочем, «помочь разобраться с имеющейся оргтехникой» — это не единственная задача «путешествующих консультантов», как их называют на родине, в Соединенных Штатах Америки. На самом деле функции, возлагаемые на мобильного консультанта, включали в себя не только подготовку сотрудников НПО к работе с современной техникой и программами, но и предоставление индивидуальных консультаций по проекту или организационному развитию, выполнение роли информационного посредника между общественностью и НПО, создание связей между организациями и распространение идеи одной организации среди других (в одном из ознакомительных проспектов мобильный консультант был назван «перекрестным опылителем»).

Эти функции выработали «отцы» райдерства. Само движение e-rider’ов зародилось в США в 1997 году и было поддержано фондами Mort и TechRoks. Согласно Техрокс, успешно работающий райдер должен владеть двумя видами навыков: техническим ноу-хау и пониманием нужд и методов работы некоммерческих организаций. Райдер также должен уметь общаться и осуществлять стратегическое планирование, а иногда и действовать в качестве менеджера проекта. Результатом деятельности инициативных и технологически «продвинутых» консультантов стало активное использование некоммерческими организациями в США интернета и других информационно-коммуникационных технологий, создание открытой базы данных и бесплатного программного обеспечения для нужд НПО. Сегодня это движение распространилось по всему миру.

А к нам оно пришло в 2002 году благодаря инициативе Фонда Сорос-Казахстан, Институту открытого общества. Миссией казахстанского проекта «Информационные технологии: новые возможности для НПО» стала оптимизация деятельности институтов гражданского общества через использование возможностей новых информационных и коммуникационных технологий. В рамках проекта в августе 2002 года была сформирована и обучена группа мобильных консультантов — е-райдеров  — из представителей НПО ряда городов Казахстана. Мобильные консультанты на первом этапе должны были помочь НПО найти пути для вхождения в информационное общество. Проект начал свою работу в Алматы, Астане и Усть-Каменогорске.

Увы, но первый опыт работы райдеров не принес ожидаемых результатов. При реализации проекта в 2002–2003 годах возникли трудности в управлении проектом, т.к.  была выбрана нечеткая модель распределения полномочий координации проекта и принятия решений. Нескоординированность действий команды привела к тому, что проект существенно замедлил ход работы. Еще одной проблемой «райдеров-2002-2003» стало то, что, следуя традиции TechRoks, в качестве мобильных консультантов пригласили сотрудников НПО, которые имели недостаточные навыки в работе с современными программами и информационным оборудованием. И опять-таки в соответствии с американскими технологиями внедрения ИКТ, количество консультаций в одной НПО в первом казахстанском проекте было ограничено до 3–4 в месяц. А этого было, конечно же, недостаточно для представителей нашего третьего сектора, потому что большинство организаций в тот период находились на нулевом уровне ИКТ-развития и нуждались в постоянной поддержке мобильных консультантов.

Одним словом, замечательной американской инициативе, которая ориентировалась на стремительное развитие в западном обществе информационных технологий, требовалась чисто казахстанская интерпретация, учитывающая ИКТ-уровень наших неправительственных организаций и их возможности информационного прогресса. Наступила пора вырабатывать собственную идеологию райдерства.

Райдер по-казахстански

Партнером Института открытого общества Фонда Сорос-Казахстан в реализации проекта «Мобильные консультанты»-2004/2005 стал алматинский фонд «Информационная инициатива». Его руководитель Михаил Тюнин увидел возможность реорганизации проекта в корректировке его менеджерской структуры, сосредоточив полное управление командой и проектом в целом в рамках операционного центра. Новая схема включала наличие таких участников проекта, как:

— операционный центр, в лице менеджера проекта и бухгалтера;
— совет экспертов, состоящий из представителей ресурсных центров;
— команда региональных райдеров в лице координатора, мобильного консультанта и волонтеров;
— ресурсный центр в регионе, который предоставлял материально-техническую базу и служил контактным ресурсом между райдерами и НПО.

«По иному мы подошли и к формированию команды мобильных консультантов, — говорит Михаил Тюнин. — Опыт проекта 2003 года показал, что ориентироваться на малограмотного в IT райдера-НПОшника губительно. Для проекта 2004 года мы подобрали квалифицированные кадры — специалистов в сфере ИКТ, способных развернуть качественный консалтинговый сервис — основу качественного роста НПО. По завершению проекта, мы надеемся, появились сотрудники НПО, в достаточной мере готовые оказывать консультации в области ИКТ, но создавали эту критическую массу айтишники под руководством грамотного представителя третьего сектора — эксперта».

В 2004 году увеличили и количество консультаций. Проект разделили на 4 этапа. На каждом этапе, длительность которого составляла 2 месяца, в регионах консультировали по пять НПО. Участвующие в проекте организации получали не менее двух консультаций в неделю в течение одного этапа.

Во втором проекте применили системный подход к работе с третьим сектором. На участие в программе «Мобильные консультанты» из трех регионов было подано более 100 заявок. Но отобрали только 60 неправительственных организаций — тех, которые были реально заинтересованы во внедрении ИКТ в свою деятельность, видели, как новые средства коммуникации помогут реализовать стратегические цели и задачи организации, стремились к созданию единого информационного пространства и сетей для решения общих проблем.

«Нашим достижением мы считаем то, что большинство консультируемых организаций теперь включают в свои стратегические планы разделы, связанные с информационным развитием, а при составлении бюджета собственных проектов руководители НПО начали закладывать средства на оборудование, необходимое для ИКТ-развития третьего сектора», — пояснила участница проекта «МК-2003» и менеджер проекта «МК-2004/2005» Лилия Архипова.

Еще одной частью «казахстанской» идеологии райдерства стала ориентация на региональные НПО. Райдеры пошли в НПОшный люд, проживающий в Караганде, Петропавловске и Павлодаре. Причем в каждом из городов складывались свои традиции оказания технологической помощи НПО.

Поход в регионы

Павлодар

В Павлодаре проект был реализован в лучших райдеровских традициях. А все потому, что там сделали акцент на сельских неправительственных организациях. Проект осуществлялся на базе ОФ «Десента», который выступал в качестве ресурсного центра. Эта организация давно работает с региональными НПО малых городов и сел, и в рамках проекта «Мобильные консультанты» можно было попытаться разрешить проблемы распространения информации, обмена опытом, попробовать улучшить взаимодействие между сельскими НПО, повышения профессионализма в сфере использования компьютерных технологий. Эксперимент удался.

Две из трех организаций, участвовавших в проекте, начали активно пользоваться электронной почтой, интернетом. Кстати, именно через интернет эти организации нашли доноров, которые профинансировали их текущие проекты. Все организации разработали и используют самые различные информационные материалы, эффективно занимаются фандрайзингом на ИКТ нужды. Например, руководители БОФ «Умит» из села Иртышск в рамках нового проекта заложили в бюджет и приобрели ноутбук и мультимедийный проектор.

«Самая большая трудность, с которой мы столкнулись во время реализации проекта, — говорит городской координатор Наталья Гилева, — это плохое развитие телекоммуникаций в сельских районах. В одном из сел банально не было телефонных линий. Именно поэтому в целях дальнейшего развития «Мобильных консультантов» наш ресурсный центр подготовил программу «Интернет для НПО», которая пока еще не профинансирована, но в которой очень нуждается наш регион».

Караганда

Караганда пошла своим путем и начала активно внедрять и пропагандировать программное обеспечение с открытым кодом. Мобильные консультанты смогли провести программное переоснащение большинства организаций, внедрить в работу свободный, не требующий лицензий софт, соответствующий Закону РК «Об авторском и смежном правах». Так, например, в Ассоциации предпринимателей Карагандинской области была установлена свободная почтовая программа, позволяющая быстро создавать списки для рассылки писем, сортировать адресаты по заданным критериям для отправки сообщений определенной группе буквально в «два клика». Руководитель вышеуказанной организации Гульнара Курбанбаева оценила и возможности свободного браузера Mozilla. Мобильные консультанты передали организации программные пакеты Open Office с условием, что дальнейшая работа ассоциации будет строиться на свободном софте.

«Мы понимаем ответственность бизнеса за соблюдение законодательства Республики Казахстан, которое строго регламентирует использование нелицензионных программ, именно поэтому среди предпринимателей нашей области мы будем популяризировать программное обеспечение с открытым кодом», — прокомментировала итоги работы мобильных консультантов Гульнара Курбанбаева.

Карагандинские райдеры также с помощью бесплатной программы Skype создали коммуникативную сеть для Гражданского альянса Карагандинской области, которая объединила 14 НПО. Теперь большинство встреч и заседаний участники Гражданского альянса проводят в интернете, благодаря чему экономятся время, материальные ресурсы, а также у НПОшников появилась возможность «всегда быть на связи».

И еще один неожиданный поворот в развитии проект получил благодаря ресурсному центру — Центру правовой помощи СМИ Караганды. Началось внедрение программного обеспечения с открытым кодом в деятельность независимых СМИ, которые являются самыми уязвимыми в политическом и экономическом отношении структурами. В декабре 2005 года для региональных СМИ при поддержке Казахстанской ассоциации издателей газет, фонда «Информационная инициатива» и зарубежных партнеров был проведен семинар «Проблемы использования нелицензионного программного обеспечения в деятельности редакций СМИ», где проводилась презентация программных продуктов на открытом коде, которые используются в работе зарубежных масс-медиа, в том числе и электронных.

«В 2006 году мы бы хотели, используя опыт и технологии работы мобильных консультантов, начать переводить программное обеспечение казахстанских региональных и республиканских СМИ на программные продукты с открытым кодом. Возможно, это поможет издателям и собственникам СМИ избежать столкновения с законом. Ответственность за использование нелицензионных программ вскоре будет ужесточена в связи с вхождением Казахстана во Всемирную торговую организацию», — прокомментировала ситуацию юрист, директор ЦПП СМИ Караганды Ольга Диденко.

Петропавловск

С нуля пришлось работать мобильным консультантам Петропавловска. Многие из организаций, участвующих в проекте, имели очень низкий уровень ИКТ-развития.

«Картина, которую мы увидели в общественных организациях «Организация ветеранов РК» и «Северо-Казахстанское добровольное общество инвалидов» — это компьютеры, покоящиеся под белой простыней — от пыли, — рассказывает городской координатор Ирина Воронова. — Сотрудники боялись подходить к технике. Но по истечении двух месяцев они с нашей помощью научились создавать и распечатывать документы, сохранять их на диски и дискеты, вести переписку с помощью электронной почты, пользоваться интернетом».

«Северо-Казахстанское добровольное общество инвалидов» приобрело модем, что свидетельствовало о том, что в организации увидели необходимость в использовании сетевых информационных ресурсов. Ветераны в свою очередь овладели основами Exel для подготовки бухгалтерских документов, научились вести электронную налоговую отчетность, что значительно облегчило их взаимоотношения с налоговыми органами.

Для внедрения ИКТ очень важно понимание руководителей и их стремление повышать технический уровень своих сотрудников. Так, благодаря прогрессивному мышлению руководителя ОО «Со-Знание» в организации была проведена модернизация оборудования, переустановлена операционная система.

Но самым запомнившимся в проекте для мобильных консультантов стало сотрудничество с Пресс-центром «Общественный диалог»: райдеры помогали в создании библиотеки редких электронных книг. Сотрудники центра под приглядом технических консультантов учились «реставрировать» старинную литературу с помощью сканера и компьютерной графики.

Все организации получили от МК диски с программами с открытым кодом Open Office и в дальнейшем планируют полностью перейти на ее использование.

Под «флаги» интернета

В использовании новых технологий НПО значительно отстают от коммерческих и правительственных организаций. Причины этого отставания кроются в фундаментальных особенностях их функционирования — нехватки средств и технической компетентности, а также в отсутствии понимания важности использования ИКТ при достижении своих организационных целей. Результатом технологического отставания НПО становится неэффективность выполнения ими своей главной обязанности — построения высококачественных отношений.

Максимально возможный эффект, имеющий место на сегодняшний день от использования ИКТ со стороны НПО, заключается в донесении до широких масс понимания деятельности, миссии организации и укреплении уровня доверия к ним со стороны потенциальных доноров. Между тем, ИКТ в целом, и интернет в частности, обладают огромным потенциалом для НПО при реализации целей информационной поддержки, образования, обмена знаниями, построения сообществ, защиты интересов, сбора средств, проведения исследований, оказания услуг, и в целом — развития отношений с членами НПО, волонтерами, спонсорами и общественностью.

Поэтому перед райдерами второго проекта года стояла сверхзадача вывести выбранные тематические НПО на одинаковый уровень использования ИКТ, что сократило бы разрыв между тематическими НПО в области использования информационных технологий, позволило усилить процессы коммуникации и увеличило эффективность партнерской работы в рамках реализации социально-значимой деятельности. Только после подведения тематических НПО к одинаковому уровню использования ИКТ можно говорить о создании эффективных виртуальных сетей и сообществ.

Отмечая достигнутые результаты проекта «Мобильные консультанты-2004/2005», хотелось бы особо подчеркнуть, что ИКТ послужили стимулом для установления контактов между организациями со сходной миссией, целями и задачами, началось формирование сетей и коалиций внутри регионов.

Теперь же пришел черед решения задачи-максимум. В новом году мобильные консультанты хотят добиться эффективного взаимодействия НПО как внутри области, так и вне ее.

А это станет возможным, если создать некое виртуальное сообщество неправительственных организаций области/республики, сообщество, которое будет общаться, решать вопросы, проводить встречи, презентации, конференции с использованием новых технологий и виртуального пространства. А это значит, что казахстанское интернет-пространство будет наполняться не просто сайтами-одиночками отдельных организаций, а будут развиваться тематические порталы, объединяющие под своим лого НПО различных регионов для решения общих проблем.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии