Следите за новостями

Софтовый базар

Обзор рынка лицензионного софта в Казахстане.

6 ноября 2008 13:46, Наргиз Асланова, Computer Club Magazine
Рубрики: Рынок, Софт

Рынок софта в Казахстане — что он представляет собой сейчас? Безусловно, все мы видим, что лицензионное ПО по-прежнему уступает «пиратскому». Особенно ярко выражена эта ситуация в розничном секторе. Представители же бизнеса, в основном крупного и среднего, уже давно поняли, что лучше использовать лицензионный софт и не только избавить себя от проблем с надзорными органами и избежать судебных разбирательств, но и обеспечить поддержку со стороны производителя. Впрочем, наш сегодняшний разговор — не только и не столько о противостоянии лицензионного и нелицензионного софта, а о рынке ПО и его игроках в целом.

К вопросу пиратства мы еще вернемся, а пока посмотрим как выглядит структура рынка лицензионного ПО.

Всего в Казахстане в сфере разработки и продаж программного обеспечения занято более 200 компаний. Эта цифра — сводные данные из нескольких источников, в т.ч. справочных служб. Причем интересно отметить, что, как выяснилось в ходе подготовки этого материала, из двухсот компаний, заявленных на рынке, около 15% за 9 месяцев 2008 года уже прекратили свое существование. Что это — последствия финансового кризиса или неточность справочной информации — неизвестно. Но факт остается фактом.

Весь рынок программного обеспечения условно можно поделить на два больших сегмента: «коробочный» софт, не требующий серьезного участия специалистов по установке и сопровождению (это операционные системы и пакеты прикладных программ: текстовые и графические редакторы, антивирусы и т.д.); и софт в виде серьезных корпоративных решений, внедрение которых выливается в крупные проекты (это системы бизнес-анализа, управления ресурсами предприятия и отношениями с клиентами, электронный документооборот и т.п.).

В свою очередь рынок «коробочных» продуктов работает по традиционной схеме, когда несколько дистрибьюторов осуществляют поставку софта от разработчиков, а затем дилеры уже продают программное обеспечение конечным пользователям — как физическим, так и юридическим лицам.

Окончательная цена продукта зависит от того, имеет ли тот или иной реселлер какой-либо статус, а соответственно — и скидку, у производителя ПО. Цена на софт у авторизованных партнеров, как правило, немного ниже, чем у обычных реселлеров (списки авторизованных партнеров различных производителей можно найти на их сайтах). Здесь работает стандартный принцип рынка — чем меньше перекупщиков, тем дешевле сам товар.

Фактически казахстанский рынок софта поделен четырьмя крупными дистрибьюторами — компаниями Softline Kazakhstan & Central Asia, «1 С-Казахстан», «MONT Казахстан» и «Корпорацией Компьютерные Системы» (ККС). При этом первые три имеют российское происхождение, и лишь «Компьютерные Системы» — с казахстанскими корнями. Примечательно, что никто из дистрибьюторов не отважился назвать свою долю рынка, зато все единодушно согласились с тем, что доли ключевых игроков примерно равны.

Однако, в силу небольшого объема нашего рынка дистрибьюторский бизнес в чистом виде встретить можно не часто. Так и на рынке софта: Softline и «Компьютерные Системы», являясь дистрибьюторами, работают и с конечными клиентами. Львиная доля в структуре продаж этих компаний приходится на корпоративный сектор. Так, у Softline Kazakhstan это приблизительно 75% от общего спроса на услуги и продукты, у «Корпорации Компьютерные Системы» — 70%.

Наибольшим спросом в настоящее время пользуются антивирусные программы и продукты Microsoft. «У пользователей повысился уровень понимания необходимости защиты информации. Вирусописатели изобретательны, поток вирусной активности растет с каждым годом. Пользователи стремятся защитить свои компьютеры — именно этим обусловлена популярность антивирусов. Большой спрос на офисные пакеты также оправдан — это то, что нужно всем пользователям в повседневной работе для ее оптимизации», — делится своим мнением Екатерина Волкова, директор по маркетингу ККС.

Хотя, конечно, ассортимент продукции у дистрибьюторов намного богаче: операционные системы, офисные и графические приложения, антивирусные пакеты, бухгалтерские программы, системы электронного распознавании и перевода, — это лишь самые популярные направления, помимо которых есть и очень специализированные программы. Приятно, что компании работают не только с крупными международными и российскими производителями софта, такими как Corel, Borland, Microsoft, Promt, Autodesk, Trend Micro, UserGate, Symantec, Adobe, IBM, «Лаборатория Касперского», но и с казахстанскими разработчиками (например, MegaSoft с продуктом для контроля звонков, Asia Legal & Business Consulting с продуктом «БД Эталон»).

На общем фоне выделяется компания «1 С-Казахстан». Ее основное направление — это, в первую очередь, продвижение продуктов собственной разработки, под торговой маркой «1 С», через партнерскую сеть. Продукты других вендоров представлены в направлении «1 С:Дистрибуция». Кроме деловых программных пакетов для дома и офиса, в линейке компании присутствуют и мультимедийные продукты: игры, обучающие программы, словари, аудиокниги. «Самая лучшая оценка вашему товару — это спрос покупателя. Если программные продукты, которые вы производите либо продаете, эффективно решают те или иные задачи, полезны, удобны, необходимы, предоставлено высококачественное обслуживание потребителю, то спрос и востребованность вашим программным продуктам на рынке обеспечены», — считает Дмитрий Годун, директор «1 С-Казахстан». В то же время выделить спрос на какие-то отдельные продукты в компании затруднились. Дмитрий отметил, что у каждого продукта своя категория покупателей: «Было бы неверно говорить о том, что какие-то программы продаются лучше других. Спрос зависит от конкретного назначения каждого программного продукта, его стоимости, сложности и требований пользователя».

В секторе розничных продаж программных продуктов также хорошо заметны несколько лидеров. В первую очередь, это сети магазинов Logycom и Alser. Там представлены наиболее популярные версии операционных систем, антивирусов, графических и офисных приложений. Их магазины расположены во всех крупных городах Казахстана. Это значит, что покупатели в Караганде, например, увидят на прилавках тот же ассортимент, что и жители Алматы.

Здесь же можно упомянуть еще о двух компаниях — Imanali и Pulser — тоже достаточно известных представителях IT-рынка. Всю информацию о ценах на ПО и его наличии можно найти на сайтах этих компаний. Прайс-листы своевременно обновляются, можно узнать о наличии товара в той или иной точке продажи. Из региональных компаний стоит выделить сеть магазинов «Белый ветер», предлагающих довольно широкий ассортимент: компания представлена в Астане, Караганде и некоторых других городах Казахстана.

Если говорить о ценах на программное обеспечение, представленное в крупных компаниях, то разброс наблюдается не слишком большой. А вот что касается более мелких компаний, то там цены заметно выше. Оно и понятно — чем больше единиц ПО реселлеры закупают, тем дешевле оно им обходится. Кроме того, в ассортименте небольших фирм можно найти только самые распространенные версии некоторых продуктов — операционных систем и антивирусных программ. Разнообразие в этом случае практически отсутствует.

Таблица 1. Цены на некоторое ПО у ключевых игроков (на 28.10.2008, тг., по информации с официальных сайтов компаний )

Продукт
Imanali
ККС
Logycom
Pulser
Alsi
Windows XP Home Edition, Russian, oem
-
9700
11110
9584
-
Windows Vista Ultimate SP1 Russian
-
34050
-
34725
-
Microsoft Office Home&Student 2007 rus CD
12375
15260
-
-
18600
CorelDraw Graphics Suite X3
65625
-
53940
-
-
Kaspersky Anti-Virus 7.0
3750
-
4130
-
4104
Kaspersky Anti-Virus 2009 Desktop 1 year
-
4135
-
4062
4102
ABBY Lingvo 12 Английская версия
2750
2950
-
-
2688
ABBYY FineReader 7.0 Home Edition
-
5590
4000
-
-
ABBYY FineReader 9.0 Professional Edition
-
18750
-
16194
20242

Кроме того, стоит упомянуть о направлении продаж софта через интернет-магазины. Из наиболее заметных можно назвать Softkey.kz и Allsoft.kz (оба проекта — российские, Allsoft.kz принадлежит «Софтлайну»), специализирующихся исключительно на программном обеспечении. Также софт можно увидеть в интернет-магазинах некоторых компьютерных фирм, где, помимо «железа», представлен и небольшой ассортимент ПО. В основном это операционные системы, офисные приложения, антивирусные программы. К таким можно отнести shop.ww.kz и mobitec.kz.

Allsoft.kz функционирует с 2005 года, в ассортименте около 5000 программных продуктов. Вот как выглядит рейтинг наиболее востребованного софта по данным Allsoft.kz на 3 октября 2008 г. (построен по количеству оплаченных заявок, статистика за последние 15 дней):

1. Bandwidth Splitter for ISA Server 2004/ — раздел «Интернет и сеть»
2. StaffCop 2.5 — «Безопасность»
3. Resco Explorer 2008 for Pocket PC (v7.03) — «Программы для мобильных устройств»
4. VeralTest 1.6 — «Образование и наука»
5. VentaFax 6.1: MiniOffice — «Интернет и сеть»

Большой выбор и на Softkey.kz. Проект интересен тем, что это не только интернет-магазин, но и площадка для разработчиков софта, где они могут представить свои разработки, зарегистрировав их в электронном каталоге. Список поставщиков достаточно широк — 547 фирм, разрабатывающих ПО в различных сферах: карты, архиваторы, игры, программы для мобильных телефонов.

Представители Softline отмечают следующую тенденцию в работе Allsoft.kz: в последние годы доля продаж посредством интернет-магазина сместилась от Алматы и Астаны в сторону регионов, очень много заказов поступает из областей. По мнению Анны Дю, менеджера по маркетингу Softline Kazakhstan, это происходит потому, что население стало больше доверять такому способу покупок. Кроме того, не в каждом районном центре есть магазин, торгующий софтом. А уж о широком ассортименте говорить вообще не приходится. Если же в подобном регионе есть интернет (очень медленно, но он все-таки начинает проникать в деревни и села), то он является единственным способом приобрести необходимые программы.

Другим ярким представителем софтовой розницы является холдинг «Меломан», имеющий разветвленную сеть специализированных магазинов по всему Казахстану. А так как основное направление у «Меломана» все-таки аудио- и видеопродукция, то и софт представлен из сектора «мультимедиа»: игры, аудиокниги, детские и образовательные программы, энциклопедии, переводчики, антивирусы, словари и программы для мобильных телефонов. Но основной акцент сделан именно на играх. Среди поставщиков присутствуют такие разработчики, как «Акелла», «Новый Диск», «Руссобит-М», «Бука», «1 С», Electronic Arts.

Интересным мнением относительно тенденций в области компьютерных игр поделилась Наталья Турнаева, директор «Меломана» по операционной деятельности: «Сейчас наблюдается бум на видеоигры. Это консольное направление — Nintendo, Xbox. Возможно, на фоне этого PC-игры немного подвинутся в сторону. А возможно, когда-нибудь совсем уйдут с рынка».

Кроме компаний, осуществляющих продажи и адаптацию относительно простых продуктов, на рынке софта существует еще одна «ветка» — компании, занимающиеся поставкой и внедрением больших информационных систем таких разработчиков, как Oracle, SAP и пр. Ключевыми игроками на этом рынке являются ABS Soft Development, Asia-Soft, IT-Engineering, НАТ Казахстан. Помимо внедрения сторонних систем эти компании могут предложить и собственные разработки, в их штате работают отделы программистов. Но это направление выходит за рамки нашего разговора, поэтому коротко остановимся лишь на проектной деятельности по внедрениям сторонних систем.

Итак, основная сфера их деятельности — это программное обеспечение для различных отраслей бизнеса, рассчитанное на крупный корпоративный сегмент. Помимо самой продажи, обеспечивается еще и внедрение, тестирование, техническая поддержка продуктов. Цены на подобный комплекс услуг зависят, прежде всего, от того, какое именно решение требуется, какие задачи нужно решить, насколько сложной будет предпродажная подготовка. Выбор различных предложений здесь просто огромен. Как отмечают специалисты внедренческих компаний, состояние этой сферы рынка таково, что может удовлетворить абсолютно любые запросы клиентов — разработчики предоставляют гибкие платформы, на которых основывается дальнейшее предложение продукта клиенту. Если говорить о соотношении спроса и предложения в этом секторе, то они практически равнозначны — среди предложений на рынке фигурируют именно те решения, которые могут быть интересны клиентам. Клиенты же, со своей стороны, могут найти все необходимые им продукты. Среди клиентов таких компаний — предприятия различных отраслей промышленности, финансовые и государственные структуры, производственные и коммерческие организации.

Одним из крупных представителей этого направления является компания ABS Soft Development. Его специалисты оценивают свою долю рынка в 25–30%. Основные направления деятельности компании — это поставка и внедрение ERP- и CRM-систем, интеграция информационных ресурсов на основе Internet/Intranet-технологий, разработка и внедрение заказного программного обеспечения. Здесь идет речь о создании бизнес-приложений в соответствии с отраслевыми особенностями заказчиков. В качестве инструментария используются технологии J2EE, Microsoft.net, платформы Oracle.

Естественно, что все игроки рынка ПО ратуют за использование их клиентами лицензионных продуктов, что позволяет избежать возможных накладок из-за некорректной работы взломанного софта и повышает общую надежность информационной системы. «Деньги, заплаченные за использование лицензионного софта, содействуют продолжению совершенствования данного ПО», — отмечает Асель Мухамеджанова, менеджер ABS Soft Development.

«Рынок лицензионного софта в Казахстане растет, об этом свидетельствуют и продажи, и данные международных исследовательских агентств. Растет и понимание необходимости использования такого софта, его преимуществ перед пиратским. Хорошей мерой по дальнейшему развитию рынка, нам кажется, будет продолжение пропаганды использования лицензионных продуктов, защиты интеллектуального труда и соблюдения авторского права», — делится своим взглядом на рынок ПО Екатерина Волкова.

Хотя многие небольшие компании по-прежнему используют нелегальные копии программ. Объясняется это тем, что для компании, численность которой не превышает, например, 15 человек, покупка лицензионного софта будет слишком большой статьей расходов. Да и руководство не особо задумывается над тем, что именно устанавливает на машины сотрудников приходящий несколько раз в месяц системный администратор.

Как уже отмечалось ранее, в 2007 году уровень пиратства в Казахстане составил 81%. И, хотя аналитические компании еще не озвучивали цифры за 2008 год, многие участники рынка говорят о том, что они если и уменьшились, то несущественно. Большую долю из этих 81% занимает малый бизнес и так называемые «физические лица». Ну а если говорить простым языком — наши с вами соседи и знакомые.

Возвращаясь к сектору розничных продаж ПО, упомянем об одном важном его ответвлении — продаже предустановленного софта вместе с новыми компьютерами. Многие покупатели, приобретая ноутбук или настольный ПК, хотят получить уже полностью рабочую машину, хотя бы с минимумом необходимых программ. И вот тут мы сталкиваемся с одной из проблем в оценке объема рынка. Порой даже у вендоров нет точной информации о софте, проданном таким образом. А исследования, которые охватили бы эту часть продаж и разграничили ее с прямыми продажами лицензий, в Казахстане не проводились. Представляя огромное количество зарубежных вендоров и предлагая широкий спектр различного ПО, казахстанские компании не ориентируются в объемах рынка. Такая ситуация настораживает: не зная его реальных показателей очень сложно построить схему будущих продаж. Прогнозирование опирается исключительно на «чувство рынка».

Здесь возникает несколько проблем спроса — высокие цены на «лицензию» и приверженность казахстанцев к «пиратскому» софту. Ведь лицензионный продукт стоит в несколько раз дороже «пиратского», который не включает оплаты труда разработчиков. Конечно, в некоторых случаях, становится невозможным обновление пиратских программ и получение дополнительных утилит, но большинству это и не требуется, лишь бы все работало. Именно поэтому процент «пиратского» софта по-прежнему так высок. Увеличение же продаж «лицензий», которое отмечают представители IT-индустрии, происходит за счет роста корпоративного сегмента.

Т.е. проблемы на казахстанском рынке ПО связаны не столько с грамотностью потребителей, сколько с финансовыми факторами. Любой, кто хоть немного разбирается в компьютерных технологиях и пользуется программными продуктами, не может не заметить, что на казахстанском рынке софта сложилась весьма интересная ситуация. В розничном секторе, который значительно шире и насыщеннее корпоративного, лицензионное ПО значительно уступает «пиратскому». В то же время новинки софта достаточно оперативно поступают на наш рынок и во многих крупных компаниях представлены в полном объеме. Вполне возможно, наличие большого выбора и разнообразие программ в скором времени начнет склонять потребителей к легальному приобретению продукта. А в целом ситуация на отечественном рынке софта выглядит достаточно оптимистично: мы следуем мировым тенденциям в сфере программного обеспечения; новинки своевременно появляются на полках магазинов; хорошая представленность в регионах — пусть и не полного ассортимента, но устойчиво развивающегося.

Комментарии