Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Отшельники информационных технологий

О вопросах взаимодействия IT- и бизнес-подразделений компаний, подготовки специалистов, определение роли CIO и о проблемах выбора IT-стратегии в условиях мирового кризиса.

24 октября 2008 13:10, Сауле Ынтыкбаева, Бизнес & Власть
Рубрики: Бизнес

Первый форум IT-директоров Казахстана, организованный российским консорциумом «Форт-Росс», стал ареной для полемических сражений и столкновений интересов специалистов по информационным технологиям двух стран. Наиболее ожесточенную дискуссию вызвали вопросы взаимодействия IT и бизнеса, подготовки специалистов, определение роли CIO (Chief Information Officer — директор по информационным технологиям) и проблемы выбора IT-стратегии в условиях мирового кризиса.

На языке бизнеса

Выступивший первым исполнительный директор Национальной телекоммуникационной ассоциации Казахстана Асылбек Хайрушев подготовил общий обзор состояния телекоммуникационной отрасли республики. Вслед за ним заместитель председателя правления «Народного банка Казахстана» Аскар Кусаинов говорил о вечной проблеме взаимодействия IT и бизнеса и подкреплял теорию примерами из банковской практики. Главное здесь, по его мнению, — это разобщенность. Действительно, во многих организациях департамент по информационным технологиям несколько изолирован от остальных структур. «Он словно живет в своем мире, — сказал эксперт. — И это, естественно, выливается в неэффективное управление организацией».

Между тем директор по развитию бизнеса Adobe Systems Владимир Карагиоз назвал распространенным заблуждением мнение о том, что IT-специалисты не могут сотрудничать ни с финансистами, ни с эйчарами, ни с юристами. «Но с ними стоит помириться, — порекомендовал топ-менеджер. — Это может вынести компанию из волн кризиса. Дайте клиентам то, что им нужно. Потому что ваши клиенты не просто люди за пределами организации, но и коллеги».

Искусство общения с бизнесом, по словам г-на Кусаинова, заключается в умении IT-директора преподнести бизнесу свои проекты. Поскольку информационные технологии являются важнейшим инструментом достижения стратегической цели любой организации. «В банке почти половина правления состоит из членов комитета по ИТ, которые принимают участие в процессе бюджетирования, — привел пример Аскар Кусаинов. — Детально обсуждаются необходимость и правополномочность предполагаемых IT-проектов, которые в итоге могут стать бизнес-проектами. Таким образом, и бизнес становится заинтересованным лицом».

Также, по его мнению, важно укреплять коммуникации и развивать лидерские навыки, чтобы IT-директор был на стыке информационных технологий и бизнеса.

В панельной дискуссии «Главная задача CIO на предприятии» рассматривались критерии оценки эффективности работы IT-директора, его основные качества и роль в компании.

«Мне, например, хочется, чтобы мою деятельность оценивали не случайно, — первым выразил мнение директор департамента информационных технологий Национального банка РК Сергей Молчанов. — Можно IT-директора оценивать по эффективности решения отдельно поставленных задач. Или по тому, как он внедряет новые технологии. Но для бизнеса важнее те эффекты, которые он может получить с их помощью».

На взгляд руководителя управления перспективных технологий «Народного банка Казахстана» Константина Горожанкина, ИТ-директор должен уметь договариваться с бизнесом. Основные задачи CIO, по его мнению, — это помощь бизнесу в реализации тех задач, которые ставит руководство.

IT-директор «Метрокомбанка» Дмитрий Цой выступил против того, чтобы CIO занимался насущными делами. «На одном сайте я нашел западные исследования, и там было четко и ясно сказано о роли и месте CIO», — сказал он. По его мнению, на текущий момент задачи CIO — исключительно стратегические.

«Рынок — не Библия, он меняется, — согласился CIO из «Альянс Банка» Алексей Воронцов. — CIO очень часто уходит в решение оперативных задач, и тем самым размывается суть его деятельности».

«Да, если покопаться в интернете, там так сказано, — продолжает Сергей Молчанов. — Но каждая компания имеет свой уровень зрелости, и в соответствии с этим к CIO предъявляются определенные требования. Если IT-подразделение в вопросах текущей деятельности не может обходиться без участия CIO, он никогда не сможет заниматься только стратегическими вопросами».

В дискуссию вмешалась менеджер отдела IT&T компании «ПетроКазахстан» Гульнара Скакова, которая расставила все точки над «i». Причиной столь бурных дискуссий, по ее мнению, стало то, что участники не совсем внесли ясность в термины. «Мы, видимо, путаем CIO с IT-директором, менеджером, — сказала она. — За границей все понятно: CIO, если провести аналогию с нами, стоит на уровне зампредбанка. IT-директору же приходится заниматься повседневными делами, например бюджетированием».

Но, видимо, CIO в Казахстане — больше дань моде и строгому протоколу. И границы между разными понятиями так и остались размытыми.

Не от мира сего

Вопрос о кадровом голоде затронул Алексей Воронцов. «Задачи обучения и мотивации персонала стоят сегодня наиболее остро, — отметил эксперт. — Роста заработных плат, какой был три-четыре года назад, не будет. Однозначно, что сейчас необходимы современные подходы к сотрудникам».

Не все разделили подобное мнение. Судя по словам Сергея Молчанова, ничего существенного в подходах к мотивации и обучению банковских работников не изменилось. «В Нацбанке кадровая проблема всегда стояла достаточно остро, — сказал IT-директор.  — Но эти проблемы решаются давно». В учреждении существуют банальные денежные и нематериальные методы стимулирования. В мотивационный пакет входят обучение и стажировки специалистов, объявление благодарности, в том числе и правительственной, поощрения для госслужащих, составляющих наибольший процент в банке, а также большой социальный пакет.

Корпоративный директор по информационным технологиям и телекоммуникациям «ПетроКазахстан» Николя Себастьян считает, что зарплаты должны быть выше ожиданий сотрудников. И помимо конкурентоспособного оклада экспат предлагает в качестве отличного стимула дать сотруднику ощутить ответственность и свою значимость, поручив ему важный и интересный проект.

Алексей Воронцов также предложил обсудить качество образования будущих IT-специалистов. «Я, например, испытываю огромный дефицит кадров, — признался он. — Современный студент, который с полным багажом знаний выходит из университета, находится в диссонансе с тем, что действительно необходимо рынку. Базовая система образования крайне неповоротлива, запаздывает на 10–15 лет и не соответствует современным требованиям».

Владимир Карагиоз не согласился с этим мнением. «Вузы не должны «фаршировать» студентов, — возразил он. — Они должны учить человека думать. Это вопрос самомотивации. Текущий кризис на рынке труда снизил ожидания по зарплате, но должен стимулировать специалистов к самообразованию, получению второго высшего образования, например».

«Деканы со слезами на глазах жаловались, что лучших студентов отправляют на рутинную работу, — рассказал директор алматинского представительства Казахстанской ассоциации IT-компаний Амирет Конысбаев. — Никакого творчества и креатива. Компании хотят сразу готового специалиста. Но выпускников зачастую приходится полностью переучивать». Выходом из сложившейся ситуации, по его мнению, могут стать постоянно действующие курсы квалификации преподавателей в области IT. И проведение ежегодных конференций, таких, как этот форум, также могут внести свою лепту. Но ключевой фактор успеха подобных мероприятий — понимание потребностей и реалий современного IT-рынка.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии