Следите за новостями

Цифра дня

1400 жалоб поступило от граждан в МЦРИАП в связи с утечкой Zaimer.kz

Интернет в Казахстане. При всем богатстве выбора...

Как развивать Казнет, как сделать казахстанские сайты более посещаемыми и увеличить уровень проникновения интернета в массы.

В последние месяцы в Казахстане наблюдается значительный рост интереса к теме интернета. Проводятся различные конференции и круглые столы, снимаются передачи, активизировались исследовательские компании. Интернет-рынок активно развивается, но пока все еще находится в начале своего пути. Основной вопрос, над которым все бьются — «Как нам обустроить Казнет?», — как его развивать, как сделать казахстанские сайты более посещаемыми и увеличить уровень проникновения интернета в массы. Вопросы, конечно, больше риторические, но попробуем на них ответить.

Зерна от плевел

По мнению А. Есеркегенова, главного коммерческого директора АО «Казахтелеком», существует ряд основных причин, препятствующих должному распространению интернета в Казахстане, а именно: невыразительный казахстанский интернет-контент; отсутствие конкурентного хостинга; высокая стоимость регистрации доменных имен; слабое развитие системы электронных интернет-платежей.

Впрочем, наиболее серьезным и действительно оказывающим влияние (помимо тарифов на интернет-доступ, о которых представитель «Казахтелекома» почему-то не упомянул) на ситуацию, видится лишь первый пункт. Остальные — большей частью популистские заявления, т.к.  реальное влияние этих факторов на интернетизацию близко к нулю.

«Большинство пользователей сети интернет в Казахстане используют российские и иностранные ресурсы, что создает отток пользователей из Казнета, — отметил господин Есеркегенов во время своего выступления на конференции «Интернет Альтернатива 2008». — В связи с этим казахстанская компания вынуждена платить значительные суммы иностранным провайдерам за внешний трафик. Сравнение российского рынка услуг доступа к сети интернет с казахстанским выявляет значительное отличие — это развитый локальный контент, за который российские операторы не платят и, следовательно, этих затрат нет в себестоимости российских услуг. АО «Казахтелеком» ставит перед собой задачу улучшить контент Казнета и создать привлекательные условия для развития отечественных ресурсов». Пока же, по данным «Казахтелекома», около 80% трафика уходит за пределы Казахстана, и только 20% остается внутри страны.

Контент, конечно, развивать надо, к этому вопросу мы еще вернемся. Но все же такая постановка проблемы, когда все якобы упирается только в некачественный местный контент, тоже не совсем правильна. Первоочередная задача — это все же приобщить людей к интернету в принципе. А уже потом, когда доля пользователей будет значительной, включатся бизнес-механизмы: начнется борьба за трафик, будет появляться адекватное контент-предложение растущему спросу. Сейчас же, если провести аналогию с телевидением, разговоры идут о том, чтобы делать качественные местные передачи в условиях, когда большинство населения телевизор вообще не смотрит. А у многих и «телевизора» (компьютера) до сих пор нет.

С другой стороны нельзя пускать процесс на самотек и ждать, когда люди придут в интернет. Как раз тот случай, когда спрос надо активно формировать, предлагая удобные и интересные сервисы, т.к.  насильно, как предлагают некоторые наши деятели, людей в интернет все же не затащишь.

Хронический диагноз

Вообще, если взглянуть на вопрос отечественного контента шире, то мы поймем, что ситуация с интернетом далеко не уникальна. То же самое можно наблюдать и с печатными СМИ, и с телевидением: большая часть трафика этих каналов коммуникации также приходится на зарубежный продукт. Потому что он более конкурентен, более профессионален. Почему? — потому что изначально рассчитан на совершенно другую аудиторию: другой масштаб, в десятки раз превосходящий наши реалии. Соответственно, более высокие бюджеты на производство, более высокие требования к конечному продукту.

Именно поэтому главным конкурентным преимуществом отечественного контента должна стать местная привязка. Не нужно копировать раскрученные проекты, рассчитанные на массовую аудиторию, типа «Одноклассников» — пользователям из Казахстана вполне уютно на существующих проектах. Не нужно изобретать местных «яндексов» — задачи поиска отлично решаются доступными поисковиками. Нужны сервисы, имеющие прикладное значение для казахстанцев, помогающие решать какие-то конкретные проблемы.

Достаточно посмотреть на лидеров рейтинга CountZero — это сайты газет «Колеса» и «Крыша», облегчающие процессы покупки-продажи автомобилей и недвижимости; афиша кинотеатров Kino.kz, доступная в любое время; конференция «Центр тяжести», ставшая уже своеобразной базой знаний в самых разных аспектах жизни казахстанцев; а также сайты по трудоустройству с вакансиями и резюме, различные справочные ресурсы, новостные порталы. Все они позволяют своим посетителям решать определенные задачи с минимальными временными затратами. Все они — примеры удобных сервисов. И когда человек будет в полной мере осознавать все удобства и возможности, которые открывает перед ним интернет, вопрос проникновения будет решаться естественным путем.

Широкополосный прорыв

Конечно, не стоит забывать и о доступности интернета в финансовом плане. Именно высокие тарифы долгое время являлись серьезным сдерживающим фактором для распространения интернета в Казахстане. Это подтверждает и лавинообразный рост количества абонентов услуги широкополосного доступа Megaline, предоставляемой по технологии ADSL компанией «Казахтелеком», после поэтапного снижения ее стоимости и довольно агрессивного продвижения на рынке. Так, на конец первого полугодия 2008 года количество пользователей интернет-услуг в сети АО «Казахтелеком» составило 847426 человек, в т.ч.  456260 абонентов широкополосного доступа. Для сравнения: в середине 2007 года у компании было лишь 57858 пользователей высокоскоростного интернета. Таким образом, всего за год база ADSL-абонентов выросла почти в 8 раз!

Такого взрывного роста рынка не ожидал никто даже в самых смелых прогнозах. Например, согласно оценкам международного аналитического агентства iKS-Consulting, количество абонентов широкополосного доступа в Казахстане превысит 480 тысяч лишь в 2010 году. Очевидно, что этот рубеж будет преодолен в ближайшее время только за счет абонентов «Казахтелекома» — возможно, даже уже когда журнал выйдет из печати, — а ведь на рынке работает несколько крупных интернет-провайдеров.

Но это не умаляет интереса к аналитическому отчету «Рынок услуг интернет-доступа в Казахстане 2007–2010: текущее состояние и перспективы развития», подготовленному по результатам исследования компании iKS-Consulting. Так, по оценкам iKS-Consulting, в 2007 году емкость рынка услуг доступа в интернет в Казахстане приблизилась к 175 млн. долларов США, из которых более 140 млн. (80,2%) составили доходы от услуг выделенного интернет-доступа, являющихся драйвером роста всего рынка.

В I квартале 2008 года доходы от предоставления услуг интернет-доступа в Казахстане, по оценкам iKS-Consulting, составили 7415,2 млн. тенге. При этом 80,6%  всех доходов (5976,65 млн. тенге) было сгенерировано абонентами широкополосного доступа и 19,4%  (1438,55 млн. тенге) — коммутируемого доступа. Количественные оценки рынка агентством выглядят следующим образом: на конец I квартала 2008 года к сети широкополосного интернет-доступа были подключены 29,7 тыс. предприятий и 148 тыс. домохозяйств Казахстана.

Как указывается в отчете, 2006–2007 годы стали периодом первоначального насыщения рынка — к этому времени высокодоходный, но незначительный по объему сегмент крупных и средних предприятий практически полностью был охвачен широкополосным интернет-доступом. Это означает, что новые возможности роста рынка следует искать в сегменте частных потребителей и предприятий малого бизнеса. Для сохранения существующей динамики абонентской базы интернет-провайдерам следует активно продвигать массовые предложения, характеризующиеся, прежде всего, привлекательной ценовой составляющей.

Что, собственно, и делается «Казахтелекомом». В то же время не нужно забывать, что рост абонентов широкополосного доступа происходит не только за счет подключения новых пользователей, но и во многом за счет перехода пользователей с коммутируемого доступа. Поэтому рост общей численности интернет-пользователей происходит более скромными темпами. Зато заметно растет их «качество»: абоненты широкополосного доступа гораздо активнее и проводят в интернете больше времени.

Абсолютное лидерство «Казахтелекома» на рынке интернет-услуг подтверждают и данные исследовательской компании TNS Gallup Media Asia (данные подсчитаны от респондентов, проживающих в городах Казахстана с населением более 200 тыс. человек, использовавших услуги интернет за 6 месяцев, по состоянию на сентябрь 2007 года). «Казахтелеком» имеет большой отрыв от других провайдеров по таким ключевым показателям, как знание, использование и намерение воспользоваться услугами интернет-провайдера.

«Казахтелеком»
Знание — 88,3%
Пользование — 67%
Намерение воспользоваться — 40,7%

Nursat
Знание — 39,5%
Пользование — 11,4%
Намерение воспользоваться — 5%

Алма TV
Знание — 22,8%
Пользование — 3,5%
Намерение воспользоваться — 3,2%

Ducat
Знание — 17,6%
Пользование — 4%
Намерение воспользоваться — 1,7%

2DAY Telecom
Знание — 11,9%
Пользование — 2,5%
Намерение воспользоваться — 0,5%

При этом именно Megaline занимает лидирующие позиции по уровню ее знания и использования среди других услуг самого «Казахтелекома».

Беспроводные конкуренты на старте

В качестве основной альтернативы проводному широкополосному доступу в интернет в Казахстане рассматривается беспроводной доступ, к тому же позволяющий обойти проводную инфраструктуру, принадлежащую, преимущественно, «Казахтелекому». И хотя постоянно растет количество Wi-Fi-точек, начинают появляться Wi-Max проекты, основная надежда возлагается на технологию 3G (стандарт сотовой связи GSM-1800). Это связано с высоким уровнем проникновения мобильной связи (в Казахстане он уже близок к 100%) и широким распространением абонентских устройств (практически любой современный сотовый телефон поддерживает стандарт GSM-1800). Таким образом, все, что потребуется от абонента - просто подключить услугу скоростного интернет-доступа. Главное, чтобы тариф устраивал. Но дело оставалось за малым — получить лицензию: тендер на частоты GSM-1800 откладывался несколько лет, хотя сотовые операторы неоднократно заявляли о готовности развертывания сетей третьего поколения.

И вот, наконец, столь долгожданное событие произошло. Правда, частоты было решено распределить между действующими операторами без тендера: «Межведомственной комиссией по радиочастотам Республики Казахстан (протокол заседания от 28 мая 2008 года №17–37/И-321) в отношении вопроса распределения радиочастот в диапазоне 1800 МГц принято решение поручить Агентству Республики Казахстан по информатизации и связи до 1 сентября 2008 года распределить частоты по 5 МГц (прием/передача) между действующими операторами сотовой связи стандарта GSM в Республике Казахстан в диапазоне 1710–1730.2 МГц, 1805–1825.2 МГц с внесением разовой платы в размере 2500000000 тенге и с дополнительными лицензионными обязательствами. На основании вышеизложенного, конкурс по распределению частот не проводился», — ответила Айнагуль Жунубаева из Агентства РК по информатизации и связи на официальный запрос Cnews.kz.

Поскольку уровень насыщенности местного сотового рынка предполагает развитие операторов не за счет наращивания абонентской базы, а за счет улучшения качества связи и развития сервисов, игроки не раз выражали готовность пойти на любые условия госрегулятора. Эти условия приняли вид 2,5 млрд. тенге ($20,83 млн.) платы за предоставление лицензии. Правда, Cnews.kz также сообщает, что АИС РК не смог уточнить, является ли это совокупной стоимостью пакетов, либо стоимостью каждого из трех лотов в отдельности (по информации сайта, при проведении конкурса на GSM-1800 в России в прошлом году лицензионный сбор в каждом из 100 лотов составлял 45 тыс. рублей, или около $180 тыс. за весь пакет лотов).

Первой о получении официального разрешения на оказание услуг сотовой связи в стандарте GSM-1800 на территории Республики Казахстан сообщила компания «Кар-Тел» (торговая марка Beeline). Другие операторы о покупке лицензии пока не сообщали.

Таким образом, уже в ближайшее время стоит ждать интересных предложений по подключению к интернету и от сотовых операторов. А учитывая их высокую узнаваемость и лояльность абонентов, у «сотовиков» есть все шансы занять заметную долю на интернет-рынке. Пока же доля казахстанских интернет-пользователей, использующих беспроводной доступ, невелика: по оценкам компании ICT Marketing на сентябрь 2007 года это число не превышало 13,6%.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии