Следите за новостями

Большой вопрос малой связи в Казахстане

В городах Казахстана заметно увеличилось и продолжает расти количество негосударственных малых переговорных пунктов, но динамику роста омрачает плохое качество обслуживания.

13 октября 2008 09:55, Марат Данай, Известия-Казахстан
Рубрики: Связь

В городах Казахстана заметно увеличилось и продолжает расти количество негосударственных малых переговорных пунктов, откуда можно позвонить во многие населенные пункты республики, в ближнее и дальнее зарубежье как на обычный, так и на мобильный телефон. Это радует. Но омрачает динамику количественного роста плохое качество обслуживания.

Главная беда в работе малых частных переговорных пунктов — это, на мой взгляд, завышение тарифов. Владельцы и операторы этих пунктов утверждают, что, будучи представителями частного бизнеса, они имеют право устанавливать на свои услуги любые цены. Однако это не так. Дело в том, что те переговорные пункты, о которых веду речь, работают на основании договоров с ведущим оператором связи страны — «Казахтелекомом». А в них содержится условие, что частный пункт, использующий технические линии такого оператора, обязан работать по его же тарифам.

Это условие родилось не случайно. В отличие от 90-х годов прошлого века уже несколько лет «Казахтелеком» действует в конкурентной среде. Поэтому, чтобы удержаться в лидерах рынка связи, он просто вынужден улучшать качество своей работы и снижать тарифы, что компания и делает.
Увы, этого не скажешь о малых частных переговорных пунктах. В то время как тарифы «Казахтелекома» год от года снижаются, частные переговорные пункты свои цены то и дело взвинчивают. Например, за звонок на городской телефон некоторые частные компании в Алматы взимают уже по 30 тенге за три минуты разговора плюс 30 тенге при превышении трехминутного лимита, потом еще 30 тенге и так далее. Хотя, согласно действующим договорам, они должны брать строго по тарифу 5 тенге за каждую минуту.
Нет порядка, системы и в оплате звонков из малых пунктов на сотовые телефоны. Вместо установленного биллингового тарифа 6,43 тенге за каждые 10 секунд разговора с мобильным абонентом частные переговорные пункты взимают по 40, 50 и даже 60 тенге за каждую округленную минуту (кстати, это округление незаконно).

Сколько ты говорил по междугородней и международной связи, установить точно и проверить практически невозможно — как правило, в частных пунктах нет доступных для клиента технических средств учета. Оператор таких пунктов зачастую засекает продолжительность разговора навскидку по часам китайского производства. При этом ничто не мешает ему начать отсчет раньше, чем произошло соединение клиента с абонентом, а закончить — позже, через несколько секунд после разъединения. В этом смысле действует известная «система» на манер шарика-малика, когда все решает ловкость рук.

Допустим, лично я знаю в Алматы только один частный переговорный пункт, оборудование которого оснащено компьютерными программными средствами учета времени разговоров. Их практически повсеместное отсутствие делает невозможным выдачу клиенту чека с точным указанием продолжительности разговора и суммы оплаты и позволяет частникам обманывать клиентов в массовом порядке. Упрощает этот обман также зачастую отсутствие в малых пунктах современных переговорных кабинок, кондиционеров, нормального освещения и прочих атрибутов комфортности.

Будучи одной из сторон названных договоров, контрольная служба «Казахтелекома» пытается бороться с перечисленными нарушениями, но добиться порядка в целом она не в состоянии ввиду большого и постоянно растущего числа малых переговорных точек. Достаточно сказать, что только в Алматы их уже несколько сотен — за всеми не уследишь.

На мой взгляд, решением проблемы стало бы включение в договоры «Казахтелекома» с частниками обязательного условия для последних начинать работу только при установке на свою аппаратуру программно-технических средств учета времени разговоров всех видов. Основанием для такого требования может служить хотя бы то, что по законодательству РК вся организованная торговля и сервис республики имеют право работать только при наличии контрольно-кассовых аппаратов. При этом клиенту по первому его требованию должна быть предоставлена возможность на месте лично проконтролировать правильность взаиморасчетов.

Кроме прочего, названный недостаток частных малых переговорных пунктов подрывает имидж самого «Казахтелекома», поскольку они действуют под логотипом этого оператора, в результате чего несведущий клиент склонен обвинять во всех грехах именно его.

Комментарии