Следите за новостями

«Казахтелеком» — вступаем в период качественного роста

Интервью с директором по информационным технологиям АО «Казахтелеком» Маратом Абдилдабековым об итогах минувшего десятилетия, о настоящем и будущем информационных технологий республики.

2 октября 2008 10:04, Алевтина Донских, Казахстанская Правда
Рубрики: Бизнес, Связь

«За минувшее десятилетие «Казахтелекомом» уделялось большое внимание развитию информационных технологий. Это только первый шаг, первый этап, но по динамике и уровню, на которые мы вышли, это десятилетие равно двадцатилетию упорной работы. Десять лет назад IT для Казахстана были неподнятой целиной. Но в мировой истории развития отрасли так случается, что тот, кто присоединится к лидерам не на старте, имеет возможность впоследствии сразу выбрать новейшие, апробированные технологии, войти в общий ритм, не проходя промежуточные этапы. Главное — принять правильное решение и с точки зрения стратегии и технологии. Думаю, десять лет назад было принято абсолютно верное решение о создании в структуре «Казахтелекома» департамента IT. Поэтому сегодня в вопросах оснащения и уровня развития телекоммуникационная система Казахстана — одна из сильнейших в СНГ», — уверен главный директор по информационным технологиям АО «Казахтелеком» Марат Абдилдабеков. С ним мы беседуем об итогах минувшего десятилетия, о настоящем и будущем информационных технологий республики, поскольку «Казахтелеком» — крупнейшая, системообразующая компания отрасли.

— Марат Мухтарович, я вот о чем подумала. Если бы 10 лет назад руководство «Казахтелекома» приняло решение не о развитии IT (тогда малопонятной аббревиатуры), а например, о латании дыр, инвестировании в старые технологии, где бы мы сейчас были? Ведь тогда это логически и просилось: очереди на установку обычных телефонов, связь низкого качества…

— Думаю, рано или поздно, но этот шаг было бы необходимо сделать. Может быть, с большими усилиями и затратами. Поскольку сейчас во всем мире наблюдается общая тенденция: уменьшение спроса на традиционные услуги и увеличение спроса на новые услуги с добавленной стоимостью, в создании которых IT играют очень важную роль. И сейчас совершенно очевидно, что в тот момент компания приняла действительно трудное, но стратегически верное решение, понимая, что именно информационные технологии из категории обслуживающих перейдут в категорию определяющих.

Мы видели, в каком направлении развивается мир. Конечно, была дилемма, с чего начать и во что инвестировать. Но было и понимание того, что надо ориентироваться на передовое, то, что будет завтра востребовано рынком. В мире уже были обозначены тенденции, на которые мы и ориентировались. И сейчас можно сказать, что благодаря усилиям менеджмента компании «Казахтелеком» трансформировался из технологической в бизнес-ориентированную компанию, ключевым фактором для которой является клиент, удовлетворение спроса на новые услуги. Кроме того, изменился и наш клиент. Сегодня он очень активен и требователен.

— Есть с чем сравнить?

— Судите сами, на момент создания департамента IT в нем работало всего 15 человек, в функции которых входило обслуживание компьютеров, разработка простейших программ. Сегодня департамент информационных технологий компании объединяет более 600 высококвалифицированных специалистов. Важным решением руководства было и приглашение в компанию Аскара Муратовича Кусаинова. Выпускник факультета физики МГУ, обладатель красного диплома, он на тот момент работал в Сиэтле, но сразу принял приглашение. Теперь можно сказать, что он был и остается отцом-основателем IT «Казахтелекома».

На тот момент телекоммуникационная отрасль республики имела множество проблем, а компания — множество самостоятельных структур, которые использовали разнородные биллинговые системы собственной разработки. Было время — шел поиск технологических решений, но все понимали, что необходима четкая стратегия, максимальная централизация и автоматизация бизнес-процессов, необходимо внедрение информационных систем. Тогда уже было понимание того, что пора внедрять единые унифицированные решения во всех филиалах с последующей централизацией ключевых бизнес-задач.

Все началось с объединения отдельных «удельных княжеств», унификации процессов, было принято решение о разработке и о тиражировании биллинговой системы собственной разработки, а также внедрении интегрированной автоматизированной системы финансово-хозяйственной деятельности компании на базе системы ERP SAP R3. Сегодня в компании работает более 20 ключевых информационных систем по основным направлениям деятельности: финансовой, хозяйственной, технологической, коммерческой. Мы решаем важную задачу — IT-обеспечение автоматизации процессов деятельности. Мы стремились реализовывать такие решения, которые позволяют максимально уйти от человеческого фактора. Сегодня нам это удалось. Но телекоммуникации — один из самых быстро развивающихся рынков, и почивать на лаврах не приходится. Реализация концепции Triple Play, внедрение IPTV, интеллектуальных услуг и услуг с добавленной стоимостью, IP-услуг, базирующихся на интернете, ставят перед IT «Казахтелекома» новые задачи.

— Те казахстанцы, которые приобрели свои первые компьютеры десять лет назад, могут написать свою историю развития интернет-услуг компании: от визжащих при наборе номера интернет-доступа модемов до высокоскоростного Megaline. Правда, иной раз кажется, что рост спроса на эти услуги превышает возможности компании…

— Мы знаем, что у нас есть определенные издержки и проблемы. Но поверьте, что компания уделяет огромное время и ресурсы для решения этих проблем. Мы делаем все возможное, чтобы клиенту было удобнее. Вы правы: интернет настолько вошел в нашу жизнь, что спрос порой опережает имеющиеся возможности. Количество клиентов Megaline выросло в разы. Сейчас их более 230 тысяч. Если такие темпы роста сохранятся, то их численность к концу следующего года может утроиться. Сегодня мы готовы к такому росту. Что же касается тяготения трафика, то проблема в том, что пока свыше 80 процентов интернет-клиентов Казахстана пользуются ресурсами других стран, в первую очередь России. Мы постоянно принимаем меры по расширению внешних каналов, но это не может продолжаться бесконечно. В итоге это сказывается как на стоимости, так и на скорости доступа в Сеть. Выход — в развитии отечественного контента и внутренних интернет-ресурсов.

— Но для этого должны быть в первую очередь технические предпосылки…

— Создание технических предпосылок — это именно то приоритетное направление, над которым работает наша компания. Сейчас мы реализовываем проект по созданию интернет дата-центров (IDC) по всей республике с главными центрами в Астане и Алматы, которые будут введены до конца года. Ввод интернет дата-центров в областных центрах и крупных городах страны будет завершен в 2009 году. На базе IDC появится возможность размещения большого количества сайтов, порталов, оборудования клиентов с целью развития казахстанского контента. Дата-центр — это специализированная площадка для размещения серверного и коммуникационного оборудования и подключения к каналам интернета. Это важнейшая техническая инфраструктура для создания контентных ресурсов. То есть клиенты смогут самостоятельно создавать в интернете свои ресурсы — сайты, порталы, различные интернет-проекты. До сих пор эти ресурсы были крайне ограничены.

Сегодня, создавая IDC, мы расширяем возможности для казахстанских компаний и граждан страны активно использовать интернет в бизнесе и повседневной жизни. Кроме того, благодаря модернизации системы, начиная с прошлого года, мы в несколько этапов существенно снизили тарифы на самые востребованные услуги. В том числе на услуги хостинга, широкополосного доступа к интернету для юридических и физических лиц, для ISP-провайдеров. Напомню также, что практически по большинству тарифных планов пакета Megaline увеличена скорость доступа на внутренние ресурсы компании по входящему и исходящему каналу до 512 Кбит/с. Но клиенты просят больших скоростей. То есть сейчас сами клиенты порождают спрос и побуждают компанию развиваться быстрее.

— «Казахтелеком» — хорошая компания, но, признаюсь честно, мне доставляет большее удовольствие решать все свои потребительские вопросы через «личный кабинет» в Сети, чем, теряя уйму времени, в дороге и в торговых залах. Я проверяю и оплачиваю счета, делаю нужные распечатки документов, читаю информацию виртуально…

— А мы будем получать не меньшее удовольствие, когда таким образом будет выстраивать отношения с «Казахтелекомом» большинство наших клиентов. Одной из наших задач, поставленных при создании департамента IT, было сведение к минимуму так называемого человеческого фактора. Сегодня можно сказать, что клиентов, предпочитающих решать свои вопросы через «личный кабинет», становится все больше, а очередей в торговых залах, споров, ошибок по причине человеческого фактора — меньше. Мы понимаем, что пока еще существует проблема информационного неравенства. Поэтому мы не только предлагаем клиентам варианты интерактивного общения с компанией через домашние компьютеры и интернет, через порталы банков, но и ставим информационные киоски, своего рода маленькие сервис-бюро. Клиенты через них могут получить распечатку счета, оплатить услуги. А в очень скорой перспективе клиенты смогут в таком интерактивном режиме управлять пакетом услуг: подключаться к ним или, напротив, отказываться. Эту задачу мы сейчас реализуем и ориентируемся на лучшие в своем классе решения.

— Если говорить о проектах «электронного правительства» и ликвидации информационного неравенства, то можно с ходу назвать их самое слабое звено — сельская местность. Какие решения есть у «Казахтелекома»?

— Число пользователей интернетом растет и на селе. Хотя, конечно, показатели не столь существенные, как в крупных городах. Но мы поставили задачу: сельчане должны иметь те же услуги, что и горожане. Здесь мы используем в том числе беспроводные и спутниковые технологии. Мы еще и как компания, решающая социальные задачи, участвуем в программе развития села. Технические решения есть. А главное, есть политическая воля и настрой компании. Мы вступаем в период качественного роста в одном ритме со всей планетой.

Комментарии