Следите за новостями

Цифра дня

Более 300 дронов официально зарегистрировано в РК

Сетевые коробейники наступают?

Насколько развита интернет-торговля в Казахстане?

30 сентября 2008 09:59, Кирилл Алексеев, Gazeta.kz
Рубрики: Интернет

В условиях, когда от края до края нашей степной державы джигиту ехать на поезде в лучшем случае три дня и три ночи (при том, что какое-нибудь европейское государство он пересек бы за несколько часов), в республике почему-то наблюдается поразительно низкая активность интернет-магазинов…

По логике вещей, такая лавочка не требует денег на аренду помещений, и ей не нужны толпы бьющих баклуши и сплетничающих продавцов, а значит, цена товара в таком случае должна быть ниже по крайней мере на треть. Да и глубинка смогла бы позволить себе приобретать товары, которые раньше были недоступны или ассортимент оставлял желать лучшего.

Кроме того, в сети не бывает выходных и праздников — товар (теоретически) доступен в любое время суток.

Зарубежные (в том числе, и российские) интернет-магазины предлагают невероятный выбор — от скрепок до мебели и автомобилей. И по пробкам за тридевять земель ехать не нужно, более того, покупку транспортные и курьерские компании доставят в любую точку мира.

Некоторые отечественные компании тенденцию почуяли еще лет пять назад. Правда, несмотря на большой потенциал, первые «сетемаркеты» давно почили в бозе, ибо тогда интернет у нас находился еще в совершенно зачаточном состоянии, да и люди в большинстве своем еще не доверяли кредитным карточкам, предпочитая снимать с них всю наличность сразу.

Сейчас флагманом развития интернет-магазинов стали банки, имеющие в своем портфеле большие клиентские базы тех, кто пользуется услугами интернет-банкинга.

Начальник управления развития систем банковского самообслуживания «Казкоммерцбанка» Сергей Стуков рассказывает, что в среднем такой ресурс посещают 200 тысяч клиентов банка в месяц и 10 тысяч ежедневно (они приходят оплатить счета, посмотреть размер пенсионных накоплений и динамику изменения счета).

Видя такую активность, имея ресурсы и понимая, что на данный момент существует свободная бизнес-ниша — электронная коммерция — в банке сначала было решено создать отдельную страничку.

Первым товаром стали карточки быстрой оплаты сотовых телефонов, которые, как ни странно, до сих пор остаются самым ходовым товаром, но уже на отдельном сайте, в который за два года выросла интернет-страница. Теперь здесь уже принимают и карточки других банков, кроме того, постоянно расширяют список компаний, которые присоединяются к проекту. На сегодня их почти четыре десятка, но уже намечаются новые контакты, например, скоро в интернет-магазине будет представлена фирма, торгующая компьютерной техникой и комплектующими. 77 тысяч наименований товаров — неплохой размах.

Хотя, что и говорить, если посмотреть на цену, она мало отличается от розничной — в супер- и гипермаркетах. По этому поводу Сергей Стуков заметил, цену определяет не интернет-магазин, а компания-поставщик. И, несмотря на некоторую жадность казахстанских продавцов, треть из них выставляет вполне конкурентоспособные цены, давая пользователям скидку от 5 до 20 процентов.

Также сайт не занимается доставкой (эта обязанность ложится на продавца), но в ближайшее время будет заключен договор с курьерской службой, которая будет «подстраховывать» компании — потому как не все имеют сеть доставки по Казахстану (хотя некоторые и готовы отправить посылку с заказом в любую точку мира, например, буке цветов или любой другой дар фирма, занимающаяся подарками, доставит хоть на край света).

Система структурирования каталога была взята у «Яндекс-маркета», крупнейшего российского интернет-ресурса с сотнями тысяч товаров. Кроме того, позаимствован опыт в составлении рейтингов продавцов: каждый может оставить отклик о качестве товара, сервисе и скорости доставке. И остальным посетителям уже будет легче делать выводы.

Замечание о том, что граница успешной интернет-торговли совпадает с границей мегаполиса, Сергей Стуков нашел здравым, но не все так печально: «Наша система взаимодействия с покупателями позволяет сделать выводы, что в регионах магазины розничной торговли не так насыщены по ассортименту, как центры, а потому люди из других областей проявляют большой интерес к приобретению товаров через интернет. Стоит вопрос лишь об организации доставки — сможет ли компания доставить проданный товар. Я считаю, что перспективы развития интернет-торговли в республике зависят от уровня проникновения интернета. Также важно развивать культуру использования в расчетах кредитных карточек, ведь многие до сих пор снимают всю зарплату сразу и после не могут проводить оплату в магазине».

Заманчивая перспектива примкнуть к сонму продвинутых пользователей, которые совершают шоппинг исключительно «в интернетах»… Решил и я попробовать себе что-нибудь заказать. Недавно, озаботившись поисками чехла для нового mp3-плейера обошел полгорода, но нужного так и не нашел. И, о чудо, у веб-коробейников есть искомое, вся цветовая гамма. Но, как оказалось, старая психология вдруг взяла верх. «Что, если не подойдет, это же надо примерять… Куда потом идти ругаться, если брак… А вдруг по дороге посылка потеряется… Или на складе нет, жди потом год…». В итоге, найдя адрес поставщика, решила отовариться все-таки в «нормальном» его магазине. Вот тебе и «продвинутый юзер».

А что же в России? По результатам исследования, проведенного «Яндексом», в 2006 году оборот российской интернет-розницы вырос на 51% и достиг одного миллиарда долларов. По данным «КОМКОН-Вектора», самыми запрашиваемыми в Сети товарами являются цветы, бытовая техника, продукты, книги, диски и компьютеры, зато пока еще совершенно свободна ниша товаров категории «люкс» (развиваться есть куда, ведь по цифрам, которыми располагают социологи, четверть пользователей рунета — москвичи).

И все-таки правозащитники взволнованы: большинство сайтов не сообщают адрес продавца (и обменять или вернуть неисправный товар невозможно), да и в сфере безналичных платежей жуликов хватает. Так что вместе с перспективами мы получаем еще и немало головной боли.

На сегодняшний момент интернет может стать для казахстанских предпринимателей замечательной возможностью увеличить объемы продаж, упростить работу с клиентом и сократить издержки.

Правда, большинство пока не воспринимают интернет-магазины серьезно, считая их лишь дополнением к «оффлайн»-бизнесу. Также пока ни в РК, ни в России нет четких законодательных норм электронной торговли (хотя в прошлом году в РФ и вступили в силу «Правила продажи товаров дистанционным способом», разработка закона «Об электронной торговле» пока остается на уровне обсуждений).

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии