Следите за новостями

Telecom.kz: только вперед!

Анализ текущей ситуации на рынке телекоммуникаций Казахстана.

Пожалуй, из всего, что сегодня подпадает под очень емкое определение «информационных технологий», именно телекоммуникационный сектор является в Казахстане, что называется, «самым-самым». Самым динамичным, самым емким, самым прибыльным, но в то же время самым сложным и самым закрытым. Одним словом самым неоднозначным.

По данным Агентства РК по статистике, только за январь-март 2006 года предприятиями связи было оказано услуг на сумму 59,4 млрд. тенге, что на 30% больше объема аналогичного периода 2005 года. Самую большую долю в структуре доходов от всех телекоммуникационных услуг занимает мобильная связь — 45,4%, за ней следуют международная и междугородная — 19,8%  и местная телефония — 7,9%. Доля интернета составляет 5,2%. услуги по передаче телерадиопрограмм — 3,5%, а оставшиеся 13,2%  приходятся на другие виды связи.

Таким образом, наиболее динамично развивался сегмент мобильной связи — по сравнению с первым кварталом 2005 г. доходы от него увеличились на 72,1%. Выросли поступления и от предоставления доступа к интернету (на 54,9%), от услуг службы передачи данных (на 61%), а также от сдачи в аренду каналов связи (на 49%). Среди областей и городов республики наибольшие доли в общих доходах от услуг связи приходятся на Алматы (72,4%) и Астану (3,2%).

Мобильный бум

Самая высокая динамика наблюдается на рынке мобильной связи. И это несмотря на сравнительно небольшое число игроков. Сегодня в Казахстане действует пять операторов: два в стандарте GSM — «GSM Kazakhstan» (с торговыми марками K'Cell и Activ) и «КаР-Тел» (Beeline и K-Mobile); три — в стандарте CDMA — «Алтел» (Dalacom и Pathword). «Мобайл Телеком-Сервис» («Жаршы») и компания Nursat (торговая марка Excord). Однако фактически рынок поделен между тремя крупнейшими операторами: «GSM Kazakhstan» (с самой большой абонентской базой в 3,5 млн. человек), «КаР-Тел» (2,2 млн. пользователей) и «Алтел» (более 100 тыс. абонентов). И хотя сегодня в республике уже зарегистрировано около 5,8 млн. пользователей мобильной связи, по оценке заместителя председателя Агентства по информатизации и связи РК Ризата Нуршабекова, к 2008 году абонентская база вырастет до 7,5 млн. человек. Впрочем, на мой взгляд, и это довольно скромный прогноз.

Высокие темпы роста (за 2005 год произошло двукратное увеличение абонентской базы) обусловлены в первую очередь низким уровнем проникновения сотовой связи. В среднем по республике он составляет около 35%. в то время как в северной и южной столицах этот показатель уже достигает примерно 80%, и похоже, что рынок этих городов близок к насыщению. Именно поэтому операторы мобильной связи начали активно осваивать периферию, так как дальнейший рост абонентской базы возможен только за счет региональных пользователей.

Интересный факт: «мобильники» победили «городские» телефоны еще весной прошлого года. С того времени количество пользователей сотовой связи удвоилось, а телефонная плотность стационарных аппаратов выросла всего лишь с 16,2 до 17,7 аппарата на 100 жителей. При этом общее количество установленных аппаратов составляет 2,5 млн.

Однако такое положение дел нисколько не мешает «Казахтелекому», владельцу практически всех наземных сетей и основному оператору фиксированной связи, удерживать лидирующие позиции. Национальный оператор играет и одну из ключевых ролей на рынке мобильной связи. Во-первых, «Казахтелеком» является крупным акционером ряда сотовых операторов — ему принадлежит 49% акций в «GSM Kazakhstan», 50% АО «Алтел» и 41.25%  Nursat. Кроме того, 31 января 2006 года на внеочередном собрании акционеры компании одобрили сделки по приобретению 100% доли участия в уставном капитале ТОО «Мобайл Телеком Сервис», оставшихся 50% акций АО «Алтел», а также 54% АО «Nursat» на общую сумму не более $220 млн. Таким образом, после завершения покупки этих пакетов акций «Казахтелеком» станет полноправным владельцем всех операторов связи стандарта CDMA.

Все дело в «волшебных» проводах

Вне всяких сомнений, несмотря на реформирование отрасли, национальный оператор по-прежнему остается «центральной фигурой» — по оценке представителей «Казахтелекома», сейчас компании принадлежит 48% всего рынка телекоммуникаций. Доля сотовых операторов, по их же данным, составляет 40%, а оставшиеся 12% делят остальные участники. Главное же «достижение» либерализации состоит в том, что «Казахтелеком» лишился монопольного права на услуги международной и междугородной связи. Сейчас соответствующими лицензиями владеют еще шесть компаний: Astel, «Арна», KazTransCom, Nursat, TNS Plus и «Транстелеком».

В этой связи для населения в ближайшее время планируется реализовать очень привлекательную схему выбора оператора международной связи. Каждой компании, имеющей право на оказание таких услуг, присвоен индивидуальный код, или префикс (например: «Казахтелеком» имеет префикс «31», a Astel — «36»). Абонент будет набирать этот префикс сразу после кода выхода на междугородные («8» будет заменена на «0») или международные («8–10»  будут заменены на «00») линии связи, непосредственно перед вызываемым телефонным номером. Таким образом, будет обеспечено право любого абонента на свободный выбор оператора междугородной или международной связи. Оплату за данные услуги предполагается унифицировать — клиент будет получать единый счет, а услуга будет осуществляться на основе взаимозачетов между операторами. Т.е.  казахстанцам не придется бегать со счетами по офисам компаний, через которые производились звонки. При этом не потребуется заключения дополнительных договоров с операторами. Никаких неудобств — просто нужно набрать префикс того оператора, который вам показался лучшим.

Однако тут встает вопрос наличия сетей — ни одна из вышеперечисленных компаний не имеет такой развитой наземной инфраструктуры, как «Казахтелеком». Все они оказываются перед выбором: либо строить собственные сети, что абсолютно нереально ввиду крайне высоких затрат, либо арендовать их у «Казахтелекома», Ну а последний, понятно, будет делать все, чтобы не потерять свой международный трафик. Есть еще третий вариант: пока не выходить на массовый розничный рынок… Вот почему основными потребителями услуг конкурентов «Казахтелекома» остаются корпоративные клиенты.

Наиболее логичным в этой ситуации видится предложение Агентства РК по информатизации и связи (именно АИС является центральным исполнительным органом, не входящим в состав правительства, который уполномочен осуществлять государственную политику в области информатизации и связи) по дальнейшей реорганизации «Казахтелекома» с его дроблением по функциональному признаку. В результате этого владельцем местных телекоммуникационных сетей станет государство. Главное, чтобы при этом оно осталось последовательным в проведении своей политики по либерализации отрасли, обеспечивая всем операторам равные условия.

Интер — нет? Интер — да!

Однако, надо признать, что местные сети — наследство весьма не простое. Несмотря на довольно высокий уровень цифровизации сетей (в целом по республике он равен 73.6%. а в сельской местности — 52.64%), сами они уже довольно ветхие, а потому их модернизация обойдется в копеечку. И если с передачей голоса они еще справляются, то услуги, вроде скоростного доступа в интернет, уже не «тянут». Недавно я сам получил отказ в подключении к популярной сегодня казахтелекомовской услуге Megaline Hit, обеспечивающей безлимитный доступ в интернет по технологии ADSL на скорости 128 Кбит/с (ежемесячная абонентская плата составляет 6 тыс. тенге). После проведения технической экспертизы мне вынесли вердикт: «Уровень сигнала ниже нормы. Извините, подключение услуги невозможно». У некоторых друзей и знакомых, проживающих в разных районах Алматы, ситуация такая же. Придется продолжать пользоваться коммутируемым доступом. Так что неразвитость интернета имеет не только ценовые (кстати, до конца года нам обещали 50% понижение тарифов), но и технические барьеры.

К сожалению, пока в основном идет борьба за понижение цены. Конечно, высокие тарифы на доступ в интернет в определенной степени являются сдерживающим фактором его использования. Но лично мне они не представляются первостепенной проблемой. Цены оказывают влияние на частоту и продолжительность сеансов, но не на размер аудитории. Здесь надо смотреть на общий уровень компьютеризации и благосостояние общества. И хотя у основной массы населения есть более важные приоритеты в отношении траты своих средств, тем не менее, спрос на интернет-услуги постоянно растет. Об этом свидетельствует проект «Казахтелекома» по расширению пропускной способности внешних каналов доступа в интернет и вводу в эксплуатацию пятого канала доступа емкостью 155 Мбит/с в направлении Алматы—Москва. Таким образом, общая пропускная способность внешних интернет-каналов АО «Казахтелеком» с апреля этого года составляет 665 Мбит/с. При этом суммарная емкость каналов всех казахстанских провайдеров равна примерно 800 Мбит/с.

Что касается количественных характеристик интернет-рынка, то это один из самых запутанных вопросов. Однозначно неизвестно ни количество пользователей, ни объем трафика. Разные исследования приводят данные, отличающиеся друг от друга буквально в разы: от 200 тыс. до 1 млн. пользователей. Хотя мне наиболее вероятной представляется цифра 300–400 тыс. Косвенно это подтверждает и статистика Яndех, самого посещаемого ресурса Рунета, согласно которой в среднем из Казахстана на портал приходит 33603 уникальных посетителей в сутки и 123705 — за неделю. Т.е.  в течение недели около половины посещений - это повторные визиты ядра аудитории, активных интернет-пользователей. В течение месяца повторных визитов будет еще больше — около 70%. Таким образом, можно предположить, что 30% от суммарного количества посещений в месяц (33600 посетителей х 30 дней = 1008000 посетителей), или 302400 человек, это и есть месячная аудитория в Казахстане. Также учтем, что не все пользователи посещают Яndex, а значит, можно прибавить к этой цифре еще 50–60 тыс. пользователей. В результате получим аудиторию в 360 тыс. человек.

А вот некоторые официальные цифры. Правда, несколько устаревшие. Например, в 2004 году казахстанские пользователи находились в интернете 2543,5 млн. минут, что в 3,7 раза больше показателя 2003 года (694,4 млн. минут).

На новый уровень

Основным событием этого года можно назвать взаимоподключение сетей операторов, которое позволило им работать напрямую друг с другом, минуя коммуникационное поле «Казахтелекома».

Первые результаты этого шага оценили абоненты GSM-операторов. 1 апреля этого года была наконец прорвана многолетняя SMS-блокада: теперь отправлять друг другу сообщения могут и пользователи конкурирующих операторов. Благодаря взаимоподключению станет возможным и выбор оператора международной связи по префиксу, о чем говорилось выше. Другое значимое следствие — перевод всех звонков сотовых операторов на 10-секундный шаг тарификации. Ранее это было сделано «Казахтелекомом» для междугородных и внутризоновых переговоров. Кроме того, идет работа по снижению тарифов всех типов звонков.

Из событий, которые вызовут определенный резонанс, следует отметить новшества, которые ждут жителей южной столицы. С 1 июля АИС начинает прием заявок на выдачу семизначной нумерации в Алматы. Переход планируется осуществить уже в третьем квартале этого года. При этом первое время для плавного перехода операторы должны будут обеспечить параллельное функционирование новых семизначных номеров со старыми шестизначными.

Давно ожидаемым событием, конечно, является запуск первого национального спутника связи KazSat. Инвестиции в этот проект составили порядка $100 млн., а для его реализации была создана компания «Казкосмос», основной пакет акций которой принадлежит государству. Ключевыми приоритетами развития новой компании являются космическая деятельность и расширение услуг связи, а также повышение уровня информатизации страны на основе спутниковых телекоммуникационных услуг. Однако, несмотря на достаточно большие вложения, проект обещает стать коммерчески успешным. Срок активной работы KazSat рассчитан на 12–15 лет. В то же время сейчас за аренду спутниковых каналов казахстанские операторы ежегодно выплачивают $30–35 млн. Ожидается, что все телекоммуникационные компании страны будут пользоваться каналами отечественного спутника. Правда, до последнего времени не было полной ясности с тарифами и добровольностью этого перехода. Однако предполагается, что аренда государственного спутника будет обходиться гораздо дешевле зарубежных ресурсов, что должно повлечь снижение тарифов и для конечных пользователей.

KazSat включает 12 ретрансляторов емкостью частотных ресурсов порядка 864 МГц и предназначен как для телевизионного вещания (4 ретранслятора), так и для обеспечения фиксированной спутниковой связи и передачи данных (8 ретрансляторов). Национальный спутник будет покрывать вещанием всю территорию Казахстана, стран Центральной Азии и ряд регионов центральной части России. Свою заинтересованность в использовании казахстанского спутника также выразили турецкие телекоммуникационные компании. Кроме того, через 2,5 года планируется запуск второго спутника — KazSat-2. По прогнозам АИС. к тому времени возникнет дополнительная потребность со стороны казахстанских операторов связи, а также операторов, которые находятся в Центральной Азии. Кроме того, зона обслуживания KazSat-2 охватит арабские страны, а также среднюю полосу России.

Будь готов к электронной жизни!

Что касается более широких перспектив, то поворотным моментом в развитии телекоммуникаций может стать проект создания в Казахстане электронного правительства. Даже если оно никогда не заработает, сам факт существования этого проекта должен дать мощный импульс для всей отечественной IT-индустрии. Точно так же, как в свое время перенос столицы в Астану спровоцировал строительный бум. Впрочем, реализация проекта «е-правительства» идет полным ходом: между многими министерствами налажен электронный документооборот, а акиматы обзаводятся сайтами (не проходит и недели без сообщений о запуске нового веб-представительства). Одним из ярких примеров этого процесса является работающий уже несколько лет сайт Алматинского акимата (http://www.almaty.kz/).

Вообще, внедрение казахстанского «электронного правительства» планируется в три этапа. Первый — информационный. Он, в частности, предполагает получение населением актуальной информации посредством веб-сайтов государственных органов. Далее начнется интерактивный этап, напрямую связанный с обеспечением деятельности удостоверяющего центра для населения и бизнеса, ведомственных информационных систем госорганов и акиматов, реализующих наиболее востребованные услуги. К ним относятся электронные государственные закупки, выдача лицензий и разрешительных документов, электронные таможенные декларации, электронное обучение, электронные услуги акиматов, электронное образование. Основой для оказания таких услуг является создание и развитие ведомственных систем. Третьим этапом, который начнется в 2008 году, запланировано оказание транзакционных электронных услуг госорганов. Для этого основные направления деятельности будут сконцентрированы на решении таких задач, как нормативно-правовое обеспечение проведения электронных платежей, создание платежного шлюза (системы, интегрированной с банками второго уровня и обеспечивающей проведение платежных транзакций), а также развитие платежной инфраструктуры (платежные карточки, считыватели).

При этом как отмечается в сообщении АИС от 15 февраля 2006 года, «первый этап создания »электронного правительства« можно считать практически завершенным». В частности, уже сформирована нормативно-правовая база, а 95% центральных и местных исполнительных органов посредством веб-сайтов представляют информацию населению. Кроме того, запущены в опытную эксплуатацию основные компоненты «е-правительства»  — государственные базы данных «Физические лица», «Юридические лица», «Адресный регистр», «Регистр недвижимости», единая транспортная среда, система электронного документооборота. Создан удостоверяющий центр для госорганов и начаты работы по внедрению электронной цифровой подписи.

И, наконец, 12 апреля был запущен веб-портал «электронного правительства» (http://www.e.gov.kz/). Сейчас сайт содержит более 300 информационных материалов в четырех основных разделах: власть, граждане, бизнес и иностранцы. Материалы касаются практически всех сторон жизни в Казахстане — от получения пособий гражданами до законов о трудовой миграции.

Согласно сообщению АИС, через этот портал к концу года уже можно будет получить различные справки и лицензии. Пока же с его помощью можно подать запрос на трудоустройство, который сразу поступит в базу данных Министерства труда и социальной защиты населения. Все предложения кандидату будут поступать по электронной почте, адрес которой можно также зарегистрировать на сайте и через него официально общаться с представителями власти. До конца текущего года планируется реализовать на портале информационные услуги всех государственных органов и завершить информационный этап формирования «электронного правительства».

Информационные услуги сгруппированы в соответствии с основными жизненными циклами человека (детство, учеба, юность, семья, работа, старость) и бизнес-циклами предприятия (планирование, открытие, ликвидация). Такое построение структуры предоставления электронных услуг направлено на максимальное облегчение поиска и получения необходимой информации, поскольку изначально привязывает человека к той жизненной ситуации, в которой он находится, и для решения проблемы, с которой он обращается к «электронному правительству».

Начиная с 2008 года пользователи посредством интернета смогут также оплачивать государственные услуги. С целью продвижения этой формы расчетов в городах и районах планируется открыть пункты общественного доступа в Сеть.

Комментарии