Следите за новостями

Цифра дня

Более 300 дронов официально зарегистрировано в РК

Е-акимат шагает по стране

Итоги прошедшей в Усть-Каменогорске IV международной научно-практической конференции «Электронное правительство региона: итоги и перспективы развития».

19 сентября 2008 10:01, Ольга Сизова, Деловой Казахстан

В Усть-Каменогорске прошла IV международная научно-практическая конференция «Электронное правительство региона: итоги и перспективы развития», организованная областным акиматом, консалтинг-центром «ЗУБР» и IT-компанией «Рейтинг». Проект электронного акимата в Восточно-Казахстанской области стал пилотным по республике. Так что восточноказахстанцам есть чем поделиться и что обобщать.

Более 100 представителей органов власти, IT-компаний, консалтинговых структур, вузов, НПО и других организаций из Казахстана, России, Швейцарии, Японии, Болгарии, Беларуси, Эстонии и других стран собрались на конференции. На ней говорилось не только о внедрении электронных услуг и электронного акимата в ВКО, но и о развитии е-правительства в других странах, чем поделились известнейшие эксперты из разных государств. По словам главы программы е-правительство института исследований и тренингов ООН (Швейцария) Ивара Талло, в Усть-Каменогорске есть свой опыт, который необходимо доносить до других регионов Казахстана. А директор Media Research Тошия Ямаока из Японии рассказал не только об опыте своей страны (одним из важных вопросов развития японского е-правительства на будущие годы является создание эффективной системы безопасности и защиты личной безопасности), но и дал рекомендации для нашей. Так, по его совету, необходимо иметь не только 3-летний, но и долгосрочный план. Кроме того, необходимо решить правовые вопросы с разработкой нужных законов и указов. По мнению г-на Ямаока, уже сейчас надо искать новейшие информационные технологии, например, web 2.0,  а управленческий персонал должен в совершенстве владеть системой для обеспечения высокой производительности, защищенности и интеграции. А для полного внедрения проекта, по его словам, понадобиться еще как минимум 5 лет. Что касается сравнения, то Тошия Ямаока находит, что подходы и в Японии, и в Казахстане во многом схожи. Например, при проведении конкурсов веб-сайтов, обучении и сертифицировании. Критериями оценки работы японского е-правительства стали наличие стратегии, политики, бюджета и его результатов, технологий, веб-сайтов, навыков персонала, прозрачность и др. Все это есть и в Казахстане. Однако у нас нет пока еще удовлетворения потребителей и уровня их участия. Потому, прежде всего, необходимо повысить вовлечение граждан в участие электронного акимата и правительства.

А эксперт московского Института проблем государственного и муниципального управления Виктор Гриднев, говоря о российском опыте, отметил, что «в последние годы наблюдается резкое повышение активности в процессах развития и внедрения информационных и коммуникационных технологий в социально-экономической и сфере государственного управления местного самоуправления».

Что касается дальнейших планов в нашей стране, то ими поделились ответственный секретарь Агентства РК по информации связи Батыр Маханбетажиев, заместитель директора центра компетенции АО «Национальные информационные технологии» Алия Касенова. Так, в следующем году намечено обследование информационной инфраструктуры, бизнес-процессов, госуправления в пилотной зоне. Кроме того, запланирована разработка 1-й очереди интеграционных модулей е-акиматов пилотной зоны, доработка шлюза е-правительства во взаимодействии с региональными центрами обработки данных (ЦОД), в 2010 году — разработка 2-й очереди. О создании серверной платформы для оказания услуг хостинга госорганам рассказал Толеген Тюлев, исполнительный директор сопровождения информационных систем АО «Национальные информационные технологии», сообщивший, что к 2010 году запланировано создать порядка 15 ЦОДов по всем областям республики.

О ходе внедрения программы в ВКО и перспективе развития региональной программы электронного акимата на 2009–2011 гг. поделились и местные участники конференции. В 2006 году в ВКО была утверждена программа создания «электронного акимата» города Усть-Каменогорска на 2006–2008 годы. Для ее реализации из городского бюджета было выделено 50 млн. 636 тыс. тенге. Средства были потрачены на проведение сертификации системы менеджмента качества аппарата акима города в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000, приобретение оборудования для компьютерных классов по обучению населения компьютерной грамотности, компьютерной техники, создание автоматизированной информационной системы (АИС) отдела земельных отношений, построение закрытой корпоративной сети VPN на основе технологий АDSL. Кроме того, внедрена система электронного документооборота. В настоящее время в программе Lotus Notes автоматически осуществляются регистрация входящей и исходящей корреспонденции, обращений граждан, организационно-распорядительных документов, контроль над исполнением документов, формирование отчетов, интеграция документов с облакиматом.

Для создания единой системы электронного документооборота в аппарате акима города Усть-Каменогорска и его структурных подразделениях планируется продолжить работы по модернизации данной программы и внедрению электронного документооборота в структурных подразделениях, а также по доукомплектованию технического оборудования, созданию единой транспортной сети.

Среди других осуществленных проектов проект по организации работы и совершенствованию информационного портала, информационной системы «Адресный регистр», учета физических лиц, центра электронных услуг, реализация программы снижения информационного неравенства, развитие сетей пунктов общественного доступа (ПОДы), которых на территории города установлено 26. Они установлены в доступных местах с большой проходимостью: 6 — в торговых домах, магазинах и рынках, 5 — в библиотеках, 3 — в ЦОНах, 3 — в школах, в аэропорту и автовокзале, детской областной больнице. Планируется установка еще в вузах города — ВКГУ и ВКГТУ. По предварительным расчетам, для реализации следующего этапа программы в 2009 году необходимо выделить бюджетные средства в размере 112 млн. тенге.

Большой интерес участников конференции вызвали последние местные проекты по оказанию е-услуг архивов, виртуального музея и виртуальной библиотеки редких книг. К примеру, музей и библиотека архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника содержит много интересной и полезной визуальной информации. Музей включает более 1000 экспонатов, а заповедник — 15 экологических карт. А в фонде редкой книги имеются фолианты, датированные еще 1646 годом, а также издания на арабском, корейском и церковно-славянском языках.

Одним из итогов конференции стал акцент на дальнейших направлениях — актуальнейший для Казахстана вопрос, касающийся роли е-услуг и е-правительства в системе местного самоуправления.

А основным итогом конференции стало принятие резолюции. Среди рекомендаций — необходимость решить вопрос по интеграции системы документооборота областных акиматов с системой документооборота администрации президента РК и канцелярии премьер-министра. Кроме того, акимам городов и районов ВКО, представителям областей РК необходимо принять к сведению рекомендации международных экспертов, продолжить изучение лучших практик международного опыта по принципу бенчмаркинга. Агентству РК по информатизации и связи и АО «Национальные информационные технологии» рекомендовано регулярно изучать потребности реальных и потенциальных потребителей электронных госуслуг с целью развития клиента-ориентированных «электронных акиматов», повышения их эффективности и востребованности предоставляемых услуг. А для контроля над работой — разработать и внедрить систему постоянного контроля качества и оценки над предоставляемыми услугами.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии