Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Казнет, цензура, право

Нуждается ли интернет в Казахстане в цензуре и законодательном регулировании?

15 сентября 2008 12:24, Наргиз Асланова, Computer Club Magazine

«Интернет: свобода слова и правовая ответственность. О концепции законодательного регулирования интернета в Республике Казахстан» — такова была тема публичных слушаний, проведенных 21 августа в Национальном пресс-клубе. Их организаторами выступили Международный Фонд защиты свободы слова «Адил Соз» и Союз журналистов Казахстана при поддержке Центра ОБСЕ в Астане.

 

С августа 2007 года Фондом «Адил Соз» осуществляется мониторинг казахстанского сегмента сети интернет с целью определения динамики роста пользователей, выявления правовых проблем и поиска путей для их решения. Это стало возможным благодаря получению гранта от голландской некоммерческой организации HIVOS. Первый этап мониторинга подошел к концу, и данные слушания были организованы для обобщения результатов, обсуждения проблем, возникающих в связи с развитием интернета, и выработки концепции закона, который будет призван это развитие регулировать.

 

Главный акцент в проведенных слушаниях был сделан на правовых вопросах. Так, некоторые специалисты, во избежание пропаганды насилия, расовой ненависти, порнографии в отечественном сегменте Сети, предлагают блокировать сайты, на страницах которых замечены подобные проявления. Участники слушаний отметили, что это одна из тех проблем, которые требуют обязательного законодательного урегулирования. Обсуждался вопрос о том, кто должен принимать решение о закрытии сайта и должна ли предварительно проводиться экспертиза контента. Кроме того, гости разошлись во мнениях относительно ответственности за высказывания в блогах и в комментариях к ним. В отношении кого принимать меры за размещение противозаконных материалов — самого автора или не только его, но и владельца сайта? Один из выходов предложил Юрий Мизинов, владелец интернет-газеты Zona.kz. Он использует «пользовательское соглашение», которое регулирует отношения между администрацией сайта и блоггером, и разделяет сферу ответственности за публикуемую информацию. Конечно, помимо этого, должна осуществляться еще и модерация комментариев. Руководитель юридической службы Фонда, Иллиодор Кальсин, указал на недопустимость такой безответственности владельцев порталов, когда «площадка для выступлений дается, но не контролируется». Он напомнил всем скандальную ситуацию с приостановкой деятельности сайта posit.kz, возникшую несколько месяцев назад. К одной из статей, опубликованных там, были добавлены комментарии, разжигающие межнациональную рознь. Такие высказывания, безусловно, не должны появляться на сайтах.

 

Также была поднята тема ответственности провайдеров за предоставляемые услуги. Те договора, которые сейчас заключаются с пользователями, носят номинальный характер, отметили собравшиеся. На практике же, при возникновении претензий к качеству услуг, спорные моменты не преодолеваются. Некоторые обращения пользователей остаются без ответа, другие обращения ограничиваются отговорками о проблемах с оборудованием. Единственной возможностью разрешить подобную ситуацию, говорят юристы Фонда, является предъявление официальной жалобы компании-провайдеру или обращение в суд. Именно активная позиция потребителей может повлиять на эту проблему и заставит провайдеров серьезней относиться к заявкам своих клиентов. С этим выводом согласились все присутствующие.

 

Одной из задач прошедших слушаний была выработка рекомендаций, регулирующих подобные проблемы. Однако, как показало прошедшее собрание, понадобится еще не одна конструктивная встреча для того, чтобы прийти к каким-либо решениям. Остался невыясненным даже вопрос о том, нужен ли самостоятельный закон об интернете или будет достаточно внести поправки в уже существующие законы.

 

Напоследок хочется привести высказывание представителя Агентства по информатизации и связи Асхата Оразбека: «Мы сегодня находимся в начале пути, поэтому какие-то сложности, конечно, возникают. Но это ведет к тому, что мы учимся преодолевать спорные моменты. Мы помогаем друг другу понять, как же в этом виртуальном пространстве работать. К этому вопросу нужно подходить с некоторой мудростью и учиться взаимодействовать».

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии