Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

Непреодоленный разрыв

Общественный мониторинг первого этапа реализации госпрограмм по снижению информационного неравенства в Казахстане показал, что чиновники не заинтересованы в их исполнении.

2 сентября 2008 15:45, Ольга Власенко, Эксперт Казахстан

Общественный мониторинг первого этапа реализации госпрограмм по развитию интернета в Казахстане показал, что чиновники не заинтересованы в их исполнении. Большинство мероприятий проводится формально, для галочки, а официальные цифры расходятся с реальным положением дел.

 

Hа прошлой неделе в Алматы прошли общественные слушания, на них обсуждался вопрос законодательного регулирования интернета, а также были представлены результаты мониторинга развития Казнета, который Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» проводит с августа 2007. Важный момент этого проекта — контроль над реализацией программ снижения информационного неравенства (СИН) и электронного правительства. Программа СИН, рассчитанная на 2007–2009 годы, должна помочь стране достичь 20−процентного уровня компьютерной грамотности населения республики — когда она стартовала в прошлом году, этот уровень не превышал 6%. На нее планируется затратить 15,6 млрд. тенге из республиканского и местных бюджетов. Программа формирования электронного правительства должна повысить прозрачность работы госорганов и способствовать уменьшению уровня коррупции. Однако, как показали результаты мониторинга, есть большая вероятность, что данные госпрограммы не будут выполнены в намеченные сроки.

 

Компьютерная безграмотность

 

И действительно, в Казахстане мало не только пользователей интернета, но и людей, просто владеющих азами компьютерной грамотности. По официальным данным, к концу 2007 года удалось довести уровень проникновения в интернет — 4 пользователя на 100 жителей. В то время как средний показатель по миру — 19,6%. В США — 66%, в ЕС — 56,6%, в России –18%. Но, по мнению исполнительного директора ОФ «Информационная инициатива» Михаила Тюнина, даже этой цифре доверять сложно, поскольку полноценных исследований в Казахстане никто не проводил. А методика исследований Агентства РК по статистике вызывает нарекания не только специалистов, но и представителей госорганов. «Независимых исследований никто не делал, поэтому говорить, что эти или другие цифры абсолютно достоверны, нельзя. Основная масса людей пользуется интернетом в крупных городах, лидеры — Алматы, Астана и Караганда. Темпы развития интернет-сетей в других регионах медленные, и вряд ли поставленная к 2009 году задача увеличить до 20% количество пользователей будет достигнута. В среднем по стране — да. Но при этом в Алматы это будет 40%, а, к примеру, в Петропавловске — только 6%», — считает эксперт.

 

Даже вузы в Казахстане отличаются низким уровнем интернетизации. По данным тестирования, проведенного альянсом студентов Казахстана, 97% вузов республики не предоставляют студентам бесплатного доступа в интернет. Из 4,5 тыс. опрошенных студентов восьми коммерческих и государственных вузов Алматы лишь 3% пользуются в вузе интернетом бесплатно, а каждый второй студент вообще не имеет доступа во Всемирную паутину.

 

Качеству до цен далеко

 

Еще одна проблема — высокие тарифы и низкая скорость. «Цены по-прежнему остаются высокими. Качество услуг, по информации, получаемой нами от пользователей с форумов и блогов, далеко от идеала», — сообщила координатор интернет-мониторинга фонда «Адил соз» Софья Лапина. «У нас нет высокоскоростного интернета, 256 кбит/с — это только теоретически высокоскоростной интернет, это минимум широкополосного доступа. Его предоставляет сейчас брэнд «Казахтелекома» «Мегалайн». Но если посмотреть на домашнего пользователя интернета в Европе, то скорость доступа там от пользователя к провайдеру не может быть меньше 2 Мбит в секунду. Нормальной же считается скорость 15 Мбит в секунду, цена аналогична «Мегалайну». Пользователь в Европе может посмотреть телефильм в реальном времени, участвовать в онлайн-конференциях. На 256 кбит в секунду сделать это весьма затруднительно», — поясняет Михаил Тюнин.

 

Предоставляя услуги все большему числу пользователей, провайдер-монополист не всегда способен обеспечить их качество — абоненты сетуют на частые сбои в системе и трудности в установлении коннекта. Об этом свидетельствует конфликт, произошедший между АО «Казахтелеком» и АО «Арна», когда «Казахтелеком» в одностороннем порядке прекратил оказание услуги доступа к сети интернет «Арна» в городах Алматы, Актау, Атырау и Астане и без интернета остались 350 корпоративных клиентов. Компании, предоставляющие интернет-услуги, не гарантируют своим клиентам и безопасность. Например, автор этих строк подключена к «Мегалайну». Однажды мне пришлось столкнуться с тем, что кто-то заходил под моим паролем и воровал мой трафик. В «Мегалайне» меня переадресовали в головное предприятие — «Казахтелеком». В материнской компании отослали обратно в «Мегалайн». Круг замкнулся.

 

Правда, недавно Агентство по информатизации и связи (АИС) заявило, что до конца текущего года утвердит единые государственные стандарты оказания услуг в сфере телекоммуникаций. Они будут касаться не только скоростей доступа для конечных пользователей, но и его качества. «Должны быть определенные критерии по скоростям доступа и тому, как они будут наращиваться в перспективе. Также мы установим параметры по качеству обслуживания, поскольку сейчас АИС продолжает получать много жалоб от потребителей, к примеру на большие перерывы в обслуживании», — пообещал замглавы АИС Аскар Бишигаев.

 

СМИ или не СМИ?

 

Другая проблема развития интернета в РК — состояние законодательства в этой области. «На данный момент нет какой-либо нормативно-правовой базы, которая бы контролировала казахстанский сегмент. Есть ряд внутриведомственных документов, в частности приказ Агентства по информатизации и связи по доменной зоне. Вопрос по регулированию интернета повис — возникает достаточно много проблем», — говорит г-н Тюнин.

 

Например, интернет-ресурсы в нашей стране отнесены к средствам массовой информации.

 

«Приравнивание всех подряд интернет-ресурсов к СМИ — нонсенс. Интернет-магазин, сайт Васи Пупкина тоже СМИ?», — задался риторическим вопросом редактор популярной в Казахстане интернет-газеты Zonakz.net Юрий Мизинов. Несовершенства в законодательстве позволяют провайдерам блокировать сайты под давлением административного ресурса. «Когда сайты закрывают по обыденному разумению, начинается произвол. Так, в черные дыры нашего интернета провалился звуковой информационно-аналитический портал «Инкар-инфо». А в случае с Pozit.kz, который закрыли по решению суда, экспертизу не сделали ни прокуратура, ни сам собственник сайта», — считает президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева.

 

Впрочем, приравнивание интернет-ресурсов к СМИ имеет и свой плюс, считает руководитель юридической службы фонда «Адил соз» Иллиодор Кальсин: «Факты блокировки и ограничения доступа вы как СМИ можете оспорить в суде и четко заявить: я — СМИ, а следовательно, могу быть приостановлен или закрыт только по основаниям, установленным в законе о СМИ. Другое дело, что мы эту норму не применяем. На сегодня мы слышим ссылки на закон о связи, на целесообразность, на постановления правительства и т.д.».

 

Любовь к круглым числам

 

Изменить ситуацию должны несколько шагов, сделанные правительством РК. Во-первых, в прошлом году были приняты закон об информатизации и программа развития электронного правительства на 2008–2010 годы. Во-вторых, в нашей стране открылся национальный центр управления трафиком. Он должен позволить провайдерам обмениваться местным трафиком без использования международных интернет-каналов. Наконец, в этом году была принята концепция развития единого информационного пространства Казнета. В частности, она предусматривает формирование пула из 30 сайтов, которые будут поддерживаться за госсчет. При этом 10 сайтов будут государственными и 20 — частными. Но эксперты сомневаются в действенности этих мер. «Возникают вопросы: почему именно 30, по каким критериям будут отбираться сайты и какие требования к ним будут предъявляться со стороны госструктур», — отметила Софья Лапина. По текущей статистике в Казахстане всего 50 сайтов, которые посещает хотя бы тысяча пользователей в день.

 

Государство, чтобы способствовать развитию домена kz, планирует довести уровень востребованности казахстанских интернет-продуктов до 40%, т.е. на наши ресурсы должно приходиться 40% трафика. Но владельцы сайтов национального домена по-прежнему предпочитают размещать свои веб-ресурсы за пределами казахстанского сегмента. Одна из причин — наши хостинговые компании не могут обеспечить надежности и бесперебойности работы серверов, где размещаются местные ресурсы. Виной тому как технические, так и кадровые проблемы. Кроме того, провайдерам выгоднее платить за внешний трафик через партнера за рубежом и перекладывать его стоимость на клиентов, чем «Казахтелекому» за подключение к точке обмена трафиком. К тому же есть опасения, что местный провайдер вдруг начнет блокировать сайт, занявший, например, альтернативную общественно-политическую позицию по техническим причинам. А такие случаи уже имели место. «По-прежнему затруднен доступ для казахстанских пользователей к сайтам www.kub.info; www.respublika.kz и www.inkar.info. Через прокси-сервер и с территории других стран сайты открываются без затруднений», — сообщила г-жа Лапина. Так что вопрос, как изменить ситуацию в пользу Казнета, остается открытым.

 

Впервые слышим

 

Как показали результаты мониторинга осуществления программы СИН, с ней тоже не все гладко. Компьютерными навыками в 2007 году стали обладать только 200 тыс. человек, то есть менее 10% от запланированного госпрограммой количества. К 2009 году предстоит обучить еще 2,2 млн. казахстанцев при численности населения республики 15,5 млн. Но общество не осведомлено о программе: 80% населения ничего не знает о ней, 20% — слышали о ней, но плохо представляют, что это такое.

 

Неудивительно, что эксперты сомневаются в ее выполнении. Как отмечает Михаил Тюнин, в рамках программы СИН количество интернет-пользователей фактически не увеличивается. «В 2007 году большинство компьютерных классов школ, открытых в рамках СИН, которые мы промониторили в Восточно-Казахстанской области и Атырау, а в Алматы все школы, не предоставляли реального доступа в интернет», — отметил он.

 

В этом году, по его словам, ситуация улучшилась. Сейчас все классы обеспечены доступом, но только в крупных городах и областных центрах используется высокоскоростной интернет. «Очень много классов подключено по dial-up, понятно, что 15 человек в классе работать в интернете по dial-up одновременно не могут», — сетует эксперт. По его мнению, возможно, формально программа будет выполнена, люди получат сертификаты, но реальными знаниями обладать не будут. Часть населения, которая сейчас проходит обучение, все равно останется в аутсайдерах. «Если человек, работающий в корпоративном секторе, изучил компьютер еще в 1998 году, сейчас пользуется IT-телефонией, оплачивает услуги через электронный банкинг, заказывает билеты в онлайн, то люди, только что получившие компьютерные азы, не станут полноценными участниками рынка. Им скорее нужны бесплатные курсы от банков, как пользоваться, например, платежной картой, чтобы не выстраивались очереди в комитете по оплате налогов», — считает он.

 

Финансирование программ по развитию интернета — одна из самых больных тем. «Информационная инициатива» делала запросы по этому поводу во все инстанции, ответственные за выделение денег. Но везде был дан один ответ — на сайте сказано 15 млрд., значит, 15. Детально информацию раскрывать никто не стал. «По моей информации в прошлом году по программе были потрачены не все запланированные средства, в частности в Минобразования. В мае прошлого года счетный комитет дал анализ программы электронного правительства, но на сайте я не смог обнаружить подробного отчета: сколько и на что израсходованы средства», — говорит г-н Тюнин.

 

Не нашли живого отклика

 

Свою точку зрения по ситуации с Казнетом высказал и присутствовавший на публичных слушаниях представитель АИС, технический специалист Асхат Оразбек. «Говорить, что АИС занимает неактивную позицию, некорректно. Просто не всегда информация доходит. СМИ должны подключиться и помочь работе». Что касается опроса студентов, то г-н Оразбек уточнил, что агентство обращалось к вузам с просьбой предоставить помещения, но не получило живого отклика, поэтому классы были развернуты в основном в школах. Что касается снижения тарифов, то, по его мнению, оно постепенно, медленно, но все же происходит: «АИС, со своей стороны, делает все возможное — работает с операторами связи, например сегодня можно воспользоваться услугами «Мегалайна». Такие же услуги предоставляет «Транстелеком», «Казтранском» юридическим лицам и крупным компаниям». Эти услуги он считает хорошими для Казахстана на данный момент. Также он отметил хорошую динамику роста количества пользователей, на конец 2007 года она составила 12,7%. «В отношении вопросов блокировки и закрытия сайтов — нами они производились после проверки и выявления нарушения законодательства, — рассказал г-н Оразбек. — Если наблюдается нарушение прав, надо обращаться в суд и решать в законодательном порядке». На вопрос, если факт блокировок и ограничения доступа не отрицается, то кто принимает такие решения, он ответил, что в нашей стране есть несколько путей: «В первую очередь — суд. И во вторую — решение о закрытии принимается на основании правил распределения доменного пространства». Правда, на сегодня по судебному решению была приостановлена работа только одного сайта — Pozit.kz. По каким причинам и как проводились остальные случаи блокировки, госорганы и подчиненные им структуры не объясняют. Основная причина, по которой это происходит, как считает представитель АИС, то, что «мы только учимся регулировать интернет».

 

Развитие интернета связано с решением целого комплекса проблем. Деятельность государства по их решению пока не выглядит эффективной и носит больше формальный характер. Есть политическая воля, приняты госпрограммы, но никто не заинтересован внедрять их до конца. Мониторинги показали, что заинтересованность исполнителей на среднем и низшем уровне нулевая. Ситуацию может переломить большая активность бизнеса и общества. Но ее сдерживает отсутствие правовой базы, регулирующей процесс информатизации общества, и законов об электронной коммерции, в разработке которых общество и бизнес должны принимать участие наравне с государством.

Комментарии