Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Деньги по SMS

Обзор рынка мобильного банкинга в Казахстане.

13 августа 2008 10:48, Айгуль Кисыкбасова, Бизнес & Власть
Рубрики: Рынок, Связь

Конкуренция на отечественном рынке мобильного банкинга ужесточается. До конца этого года, по оценке банковских аналитиков, спрос на данную услугу может вырасти на 35%.

 

Сегодня отечественные банки предпочитают не ограничиваться простым видом услуг мобильного банкинга — информированием о движении средств на картсчете. Клиенты банков при помощи сотового телефона могут получить данные об остатке средств на карте, истечении страхового полиса, наступлении задолженности перед банком.

 

Некоторые отечественные банки предоставляют более сложные виды услуг удаленного доступа: используя мобильный телефон, клиент может заблокировать карту с помощью SMS-сообщения, перевести деньги с карты на карту, оплатить коммунальные услуги и услуги операторов сотовой связи. Как сообщил начальник управления перспективных технологий «Народного банка» Константин Горожанкин, популярностью у клиентов пользуются такие услуги, как информирование о движении денег по пластиковой карте, запрос баланса и платеж за сотовый телефон. Связь с банком при осуществлении операций с мобильного телефона происходит с помощью специального программного обеспечения либо через специальную SIM-карту с банковским приложением. Между тем отечественные финансовые институты готовы расширить имеющийся спектр услуг.

 

«Казкоммерцбанк» в ближайшее время намерен запустить электронную цифровую печать. Этот шаг позволит клиентам через сотовый телефон осуществлять операции с лицевыми счетами, открывать депозиты, а также бронировать авиабилеты, заказывать туристические путевки. «Народный банк» осенью этого года также расширит перечень услуг мобильного банкинга до международных переводов с карты на карту и оплаты налогов. В планах фининститута — запуск услуги по бронированию авиа- и кинобилетов.

 

В «Каспийском банке» планируют запустить услугу по оплате кредитов посредством сотового телефона. «Мы инвестируем около 2 млрд. тенге в техническую базу, готовя платформу для интеграции карточек с системой, где оформляются кредиты и депозиты. Это даст нам возможность использования мобильного банкинга, связанного с картсчетами», — рассказывает управляющий директор данного финансового института Павел Миронов.

 

«Альянс Банк» также планирует внедрить полнофункциональную версию мобильного банкинга. Акцент будет сделан на осуществлении различных платежей через мобильный телефон.

 

По словам г-на Горожанкина, мобильный банкинг востребован благодаря своей простоте: для пользования им нужны общедоступные вещи — мобильный телефон и платежная карточка. «Главным удобством системы мобильного банкинга является экономия времени», — говорит аналитик. По данным эксперта, в настоящее время услугу удаленного доступа только в «Народном банке» использует свыше 257 тыс. человек, или более 10% клиентов финансовой структуры. Больше всех к мобильному банкингу в «Народном банке» прибегают сотрудники финансовых групп — 25,9% от общего числа пользователей. Система удаленного доступа популярна и среди студентов и держателей зарплатных карт банка — 10,7% и 10,1% соответственно. По информации г-на Горожанкина, ежемесячно число пользователей в банке увеличивается в среднем на 6-8 тыс. человек. Эксперт прогнозирует, что до конца этого года число клиентов банка вырастет на 35-40%.

 

Увеличение спроса на мобильный банкинг ожидают и в «Каспийском банке». Г-н Миронов считает, что клиентов привлекает возможность сэкономить деньги. «Для клиента транзакция данной услуги по сравнению с посещением банка обходится дешевле. Кроме того, сегодня услугами сотовых операторов пользуется практически 80% населения Казахстана», — отмечает он.

 

В «Альянс Банке», наоборот, считают, что мобильный банкинг среди населения слабо востребован. Так, управляющий директор банка Денис Середенко отмечает, что большая часть клиентов, зная о существовании такой услуги, все же предпочитает использовать полноценный интернет-банкинг. «Пользоваться дистанционными банковскими услугами через компьютер удобнее, и охват операций в этом случае шире. Исключение составляют лишь владельцы карманных компьютеров», — сказал он. Вместе с тем аналитик прогнозирует, что с вводом в «Альянс Банке» новой системы дистанционного обслуживания число пользователей мобильного банкинга уже к концу этого года увеличится на 35-50%.

 

В свою очередь исполнительный директор «Темирбанка» Эльдар Абдуллин говорит, что предложение по мобильному банкингу на сегодняшний день превышает спрос, поэтому банк продвигает услугу как дополнение к более востребованным продуктам — карточкам или кредитам. По ожиданиям банка, до конца текущего года число клиентов, подключенных к мобильному банкингу, вырастет в 5-10 раз. Еще один крупный игрок на рынке — «Банк ЦентрКредит» — планирует подключить к данной услуге 18 тыс. своих клиентов, которые уже пользуются SMS-банкингом.

 

Участники рынка сходятся в оценке потенциала мобильного банкинга. Так, представитель «Народного банка» отмечает, что перспективы у этого рынка очень большие. Главная задача — обеспечить клиента сервисом, который будет доступен 24 часа в сутки без обращения в отделения банка. «Большая тройка» казахстанских банков уже запустила данный сервис, а значит, конкуренция налицо», — отмечает г-н Горожанкин. По его оценке, в ближайшие три года объем рынка мобильного банкинга будет увеличиваться на 30-40% в год, а число пользователей к концу 2010 года составит 650-700 тыс. казахстанцев.

 

По мнению г-на Миронова, емкость рынка мобильного банкинга на сегодняшний день составляет 10 млн. абонентов сотовой связи. Между тем г-н Миронов отмечает, что по мере развития основными игроками на данном рынке могут стать не банки, а телекоммуникационные компании, а деньги пользователей в этом случае будут привязаны не к банковским вложениям, а к счетам операторов услуг связи.

Комментарии