Следите за новостями

Цифра дня

17,9 млн абонентов сотовой связи имеют доступ к интернету

Казахстанский телеком — интернетизация, но не либерализация

Обзор телекоммуникационного рынка Казахстана за 2007 год.

28 июля 2008 10:41, Светлана Черненко, iKS-Консалтинг

В прошедшем году доминирование мобильной связи усугубилось, переток доходов из фиксированного сегмента в мобильный продолжился, а самым быстрорастущим сегментом стал доступ в интернет.

 

В 2007 г. доходы отрасли связи в Казахстане достигли $2,87 млрд. Это более 5% всех телеком-доходов в СНГ и почти 73% в Средней Азии (Таджикистан — 3%, Кыргызстан — 4%, Туркменистан — 6%, Узбекистан — 14%, Казахстан — 73%). Значительный отрыв казахстанского рынка связи от соседних объясняется прежде всего его емкостью. По численности населения Казахстан — на втором месте в Средней Азии (после Узбекистана) и на четвертом — в СНГ. Да и уровень жизни (а значит, и платежеспособность) казахстанцев существенно выше, чем в других странах региона. Так, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2007 г. средняя заработная плата в Кыргызстане составляла $110, в Таджикистане — $48, а в Казахстане — $427. Еще одна предпосылка лидерства — тарифы, одни из самых высоких в среднеазиатском регионе. Стабильная дороговизна связи, особенно сотовой и доступа в интернет, вызвана необходимостью покрывать сетями обширную территорию с низкой плотностью населения, что требует от операторов огромных инвестиций. 

 

Структура телеком-рынка Казахстана традиционна: основной вклад в общий котел вносят фиксированная и сотовая связь и доступ в интернет.

 

2005 год:

- Фиксированная связь — 28,7%

- Сотовая связь — 43,3%

- Интернет — 4,3%

 

2006 год:

- Фиксированная связь — 27,2%

- Сотовая связь — 47,5%

- Интернет — 5,1%

 

2007 год:

- Фиксированная связь — 22,6%

- Сотовая связь — 53,4%

- Интернет — 6,0%

 

Тенденции последних лет роднят Казахстан с большинством европейских рынков: сотовая связь не только обеспечивает львиную долю доходов всей отрасли, но и постепенно сокращает вклад фиксированной, доходы от которой перетекают в мобильный сегмент. По уровню проникновения фиксированная связь в Казахстане уступает сотовой еще с 2005 г. На начало же 2008 г. сотовая связь обгоняла фиксированную по количеству абонентов в 3,8 раза. Тем не менее, высокая инфраструктурная развитость последней сохраняет за ней статус базовой услуги, над которой «надстраиваются» новые сервисы. 

 

Сотовая связь — абоненты на исходе

 

На 1 января 2008 г. в Казахстане было зарегистрировано 12,555 млн. пользователей мобильной связи, т.е. 81% населения. Для сравнения: в соседних азиатских странах этот показатель не превышал 40%. Очевидно, что при столь высоком уровне проникновения рекорды роста отрасли за счет привлечения новых абонентов остались в прошлом.

 

Действительно, за I квартал 2008 г. рынок в натуральном выражении вырос всего на 6,5%, а за тот же период 2007 г. — на 9,8%.Не ожидается сенсаций и по части доходов. По оценкам «iKS-Консалтинг», в 2008 г. казахстанский сотовый рынок вырастет на 15% и достигнет отметки в $1,72 млрд. против $1,5 млрд. в 2007 г. Как и в 2006 г., более 90% рынка по-прежнему принадлежит двум из четырех сотовых операторов — «КаР-Телу» и «GSM Казахстан», однако лидер в прошедшем году сменился — «КаР-Тел» уступил первенство «GSM Казахстан», обслуживавшему на конец 2007 г. 47,9% всех абонентов сотовой связи республики. 

 

Исчерпание потенциала экстенсивного роста заставило операторов искать пути повышения доходности существующих пользователей. Действия «КаР-Тела» (брэнд Beeline) в 2007 г. свидетельствуют о стремлении усилить корпоративный сегмент в структуре абонентской базы и оптимизировать затраты. В начале года в 100% собственность «КаР-Тела» перешел крупный казахстанский оператор спутниковой связи TNS-Plus, а в конце 2007 г. завершилась сделка по приобретению «ВымпелКомом» российского «Голден Телекома», работающего в Казахстане через свою дочернюю компанию «СА-Телком». Все это даст «КаР-Телу» возможность снизить расходы на аренду магистральных каналов связи. Кроме того, в большинстве крупных городов Казахстана оператор построил собственные волоконно-оптические кольца и анонсировал свои намерения выйти на рынок фиксированной связи с комплексным предложением для корпоративных клиентов, включающим полный набор как фиксированных, так и мобильных услуг по передаче голоса и данных. Еще один шаг компании — введение особых тарифов и условий для корпоративных клиентов. 

 

Компания «GSM Казахстан» (бренды K'Cell и Activ), принадлежащая холдингу Fintur, также предложила корпоративным клиентам возможность общаться по льготным тарифам внутри корпоративных групп. А для активных пользователей мобильного интернета она ввела специальные тарифные планы. «GSM Казахстан» неоднократно заявлял о необходимости развития рынка через новые услуги, прежде всего на базе мобильной передачи данных, в связи с чем, несколько раз публично обращался в Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи (АИС) с требованием выделить частоты для развертывания сетей 3G. Тем не менее, этот вопрос до сих пор открыт. 

 

Услуги мобильного интернета с привлекательными тарифами предлагает компания «Алтел» (брэнды Dalacom и Pathword), 100% «дочка» «Казахтелекома» и единственный в стране мобильный CDMA-оператор. Однако камнем преткновения для роста популярности услуг передачи данных являются аппараты с откровенно слабым функционалом, которыми пользуется большинство абонентов «Алтела». 

 

Острее всех нехватку «свободных» абонентов ощутил, пожалуй, оператор «Мобайл Телеком Сервис» (брэнд NEO), бурный интерес к которому у казахстанского телеком-сообщества угас через несколько месяцев после его выхода на рынок в феврале 2007 г. Предложенная NEO «фишка» — звонки по всему миру всего за 32 тенге ($0,27) — не заинтересовала массовый рынок по причине низкой потребности казахстанцев в услугах международной связи. Корпоративный же сегмент, которому данное предложение потенциально интересно, был к тому времени давно поделен существующими игроками. В результате вместо заявленных 700 тыс. абонентов NEO набрал к концу года только 200 тыс. Рассчитывая увеличить абонентскую базу, недавно оператор ввел тарифный план с бесплатными внутрисетевыми звонками. Но этот шаг в скором будущем может обернуться против него же: поскольку наиболее популярны именно внутрисетевые звонки, ARPU абонентов NEO может снизиться практически вдвое (до уровня $4–4,5). 

 

Важным событием нынешнего лета станет конкурс, на котором будут проданы три пакета частот GSM-1800. Расширение операторами частотного диапазона позволит решить давно назревшую проблему качества связи в ныне перегруженных сетях. Главная же интрига конкурса — возможное участие в нем российской МТС, неоднократно заявлявшей о своем желании выйти на казахстанский рынок. Однако, скорее всего, МТС сделает одному из действующих операторов предложение о слиянии вне зависимости от исхода конкурса. 

 

Фиксированная связь — нет села без телефона! 

 

Общее число телефонных линий в Казахстане составило на конец 2007 г. 3,2 млн., причем 85% из них установлены населению. Лицензии на предоставление услуг междугородной и международной связи в республике имеют восемь казахстанских операторов — «Казахтелеком», «Арна», «Нурсат», KazTransCom, «Астел», «ТрансТелеком», «Ивентис Телеком» и TNS-Plus. Более 86% доходов от услуг МГ/МН-связи приходится на «Казахтелеком». Прогресса в либерализации этой отрасли по сравнению с 2006 г. пока нет. Перечисленным выше операторам были присвоены префиксы для предоставления дальней связи, но дальше дело не пошло: правила взаиморасчетов по пропуску трафика до сих пор обсуждаются операторам. В сегменте местной связи доминирование «Казахтелекома» еще сильнее: его доля как по количеству абонентов, так и по доходам превышает 90%. В первую очередь это связано с техническими возможностями оператора, унаследовавшего национальную телефонную сеть после распада СССР. Однако, несмотря на непрекращающиеся нападки на «Казахтелеком» со стороны других участников, его социальную роль трудно переоценить. Так, он практически в одиночку решает проблему телефонизации сел, вкладывая огромные средства в этот, мягко говоря, низкодоходный рынок. (Напомним, в Казахстане сельские жители составляют порядка 46% населения.) К концу 2007 г. телефонизировано 95% сельских населенных пунктов, а оставшиеся (число жителей в каждом из которых не превышает 50 человек) по плану будут телефонизированы в текущем году. Затрудненный доступ альтернативных операторов к магистральным ресурсам в совокупности с географическими особенностями страны, а также снижение значимости проводной связи для населения по причине массового распространения сотовой делают отрасль фиксированной связи малопривлекательной для частных компаний. Поэтому немногочисленные абоненты альтернативных операторов сконцентрированы в крупных городах и промышленных регионах (Алматы, Астана, Западный Казахстан) и в основном представлены корпоративными клиентами. 

 

Казахстанский интернет — длинные пути широкой полосы

 

Если расстановка сил в фиксированной и мобильной телефонии определена достаточно четко, то интернет-рынок — это поле, ставки на котором еще можно и нужно делать, причем размер этих ставок постоянно увеличивается. В 2007 г. объем казахстанского интернет-рынка превысил $170 млн., из которых более 80% пришлось на доходы от услуг широкополосного доступа. Несмотря на то, что доля доходов от услуг доступа в интернет в общих доходах отрасли связи пока невелика (6%), это, несомненно, самый динамично развивающийся сегмент.

 

Так, объем интернет-рынка в I квартале 2008 г. вырос на 73,4% (!) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как доходы в сотовом и фиксированном сегментах выросли всего на 34,6% и 26,7% соответственно. Причем в настоящее время интернет-рынок Казахстана находится примерно на том же этапе роста, что и российский (по данным Росстата, в 2007 г. доходы российских компаний от оказания услуг доступа в интернет составили 6,2% общих доходов от услуг связи). Учитывая же общность Казахстана и России в экономическом, культурном и социальном аспектах, можно предположить, что и развитие их будет весьма схожим. 

 

По итогам 2007 г. в Казахстане насчитывалось 160 тыс. абонентов ШПД, из которых 132 тыс. — частные лица (домохозяйства). Таким образом, проникновение ШПД на корпоративном рынке составило 27,2%, а в сегменте домохозяйств — всего 2,5%. При этом общая интернет-аудитория превысила отметку в 1,6 млн. человек. Хотя массовый ШПД-рынок в Казахстане еще только формируется, корпоративный сегмент ввиду незначительного числа крупных и средних предприятий уже успел пережить стадию первичного насыщения. В результате с 2007 г. точка роста этого рынка смещается из корпоративного сегмента на рынок частных пользователей и малых предприятий. По оценке «iKS-Консалтинг», к концу 2008 г. количество ШПД-абонентов превысит 236 тыс. 

 

В последние годы повышению уровня интернет-проникновения и компьютерной грамотности населения государство уделяет огромное внимание. В начале 2008 г. была принята Концепция формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети интернет на 2008–2012 гг. Концепция определяет борьбу с информационным неравенством как ключевой фактор перехода от индустриального общества к информационному. На это же направлена и Программа по снижению информационного неравенства, в рамках которой по всей стране открываются компьютерные классы, где все желающие могут обучиться работе на компьютере и в интернете. Кроме того, в 2007 г. 96% казахстанских школ были оснащены высокоскоростными каналами доступа к Всемирной сети. С этого года начался второй этап развития «электронного правительства», в ходе которого должны заработать такие блоки, как е-лицензирование, е-налоги, е-граждане, е-таможня, е-здравоохранение и т.д. 

 

Еще одна важная инициатива государства — создание в Казахстане первого пирингового центра. Хотя еще не до конца ясно, насколько новая структура будет независима от национального оператора, очевидно, что центр обмена внутренним трафиком необходим, его появление своевременно и послужит снижению себестоимости местного трафика, а значит — тарифов для конечных пользователей. Тарифы на интернет-доступ снижаются уже сейчас. Так, с начала года «Казахтелеком» более чем в 2 раза уменьшил плату за безлимитный доступ для организаций, на треть снижены тарифы для интернет-провайдеров. Кроме того, вдвое выросла скорость доступа по тарифным планам Megaline (ADSL-доступ в интернет для физических лиц). Тем не менее, казахстанский интернет-рынок еще далек от конкурентного.

 

Доля «Казахтелекома» в общих доходах этого сегмента — 78%, а на более чем 400 других игроков приходится лишь 22%. Основное препятствие для развития конкуренции — сохраняющаяся монополия «Казахтелекома» на магистральные ресурсы. Кроме того, «Казахтелеком» выполняет, по сути, противоречащие друг другу функции: обслуживает одновременно и операторский, и розничный рынки, т.е. может активно влиять на уровень конкуренции. Частные же провайдеры вынуждены либо строить собственные сети, что с учетом географии Казахстана под силу только крупным компаниям, либо развиваться в рамках имеющихся сетей, по большей части фрагментарных. По этой причине все больше крупных альтернативных операторов видят свое региональное развитие в строительстве беспроводных сетей, в частности WiMAX. Уже сейчас беспроводку используют «Арна» (брэнд DUCAT), KazTransCom (Com.On), Vcom (2Day Telecom), Asia Bell, «Радиобайланыс» и пр. Да и сам «Казахтелеком» обеспечивает связью отдаленные районы с помощью собственной CDMA-сети. 

 

Показатели казахстанского рынка связи свидетельствуют, что он развивается по европейскому пути, хотя и сохраняет самобытность в силу объективных географических особенностей. Выбранный государством курс на высокие технологии и интеграцию в мировое информационное сообщество гарантирует постоянный прогресс в отрасли телекоммуникаций, являющейся одним из индикаторов уровня развитости страны в целом.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии