Следите за новостями

Виртуальный путь, или Уловки нового времени

Чем привлекательна реклама в сети для бизнеса и что она дает рядовым пользователям Казнета?

25 июля 2008 13:57, Николай Лимов, Известия-Казахстан
Рубрики: Интернет

Число казахстанцев, пользующихся интернетом, растет с каждым годом. В настоящее время, по некоторым данным, уровень его проникновения в казахстанское общество превысил 20 процентов. Если учитывать, что интернет-пользователи — это наиболее активная часть населения, как в финансовом, так и в социальном отношении, то можно ожидать нового витка развития сервиса, связанного с глобальной сетью. В первую очередь — роста рекламы в виртуальном пространстве.

 

Отечественные рекламодатели, тратящие сотни тысяч долларов на раскрутку своих услуг и продукции на ТВ и в печатных СМИ, начинают по-новому смотреть на этот сегмент рекламного рынка. Чем же привлекательна реклама в сети для бизнеса и что она дает рядовым пользователям интернета?

 

Наши три копейки

 

Как свидетельствует мировая практика, максимальный рост активности рекламодателей происходит в настоящее время именно на рынке интернет-рекламы. По данным исследовательской компании eMarketer, к 2011 году затраты на рекламу в сети по сравнению с сегодняшними показателями удвоятся. Самый крупный американский рынок интернет-рекламы к этому году преодолеет отметку в 42 миллиарда долларов. При этом аналитики отмечают, что роста рынка рекламы как такового практически не будет. А увеличение объемов интернет-рекламы будет происходить за счет переориентации рекламодателей с телевидения, радио и газет на глобальную сеть…

 

Как считает ряд казахстанских экспертов, рынок виртуальной рекламы в нашей стране пока развит далеко не так, как в близкой России или у нашего восточного соседа Китая. Расходы на этот вид раскрутки услуг и продукции составляют в Казахстане примерно 3 миллиона долларов в год. Для стартовавшего буквально пару лет назад рынка это неплохой результат. Только за последний год объем прибыли от размещения рекламы в виртуальной паутине вырос в республике примерно в три раза.

 

Согласно отчету российской компании ZenithOptimedia, самыми быстрорастущими интернет-рынками в ближайшие несколько лет станут Беларусь, Египет и Казахстан.

 

«Наша республика — часть огромного региона, — говорит Дмитрий Зимин, директор рекламного агентства New Line Media. — По большому счету, это ворота для проникновения на рынок всей Центральной Азии. Еще одним фактором служит рост пользователей интернета — в этом смысле наша страна лидер региона. Поэтому вполне естественно, что в скором будущем можно ожидать нашествия варягов извне, стремящихся первыми освоить наши «непаханые земли». Для нас важно быть готовыми к этому. Важно, чтобы отечественные компании первыми застолбили свои участки».

 

По приблизительным подсчетам Зимина, за прошлый год прирост офлайновой рекламы в Казахстане составил около 30 процентов, а объем рынка интернет-рекламы увеличился как минимум в два раза. Поскольку многие процессы в Казахстане похожи на те, что происходят в России, можно смело провести параллель между словами главы казахстанского рекламного агентства с данными Ассоциации коммуникационных агентств России. Исследование АКАР показало, что прирост интернет-рекламы в России за 2007 год составил 92 процента. Чувствуете схожесть? Правда, прибыли российских компаний от этого вида бизнеса, конечно же, были, есть и будут по вполне понятным причинам намного больше, чем в Казахстане. По оценкам специалистов Google, объем рынка рекламы Рунета в 2007 году составил 200 миллионов долларов. Прогноз — миллиард долларов в 2010 году. Наши 3 миллиона в сравнении с этим — как три копейки в сравнении с червонцем…

 

Государство, повернись к интернету…

 

Общемировой рынок интернет-рекламы показывает устойчивый рост, и рекламодатели все чаще признают, что именно этот вид медиа способен влиять на потребительское поведение особым образом на всех стадиях — от разжигания интереса к товару до покупки. Причина этого проста — самая активная часть населения в возрасте от 25 до 35 лет предпочитает получать информацию из интернета. Молодежь вне поля воздействия традиционной рекламы. Выход здесь только один — рекламодатели вынуждены идти за ними в сеть.

 

«Развитие данного сегмента рынка, — говорит Дмитрий Зимин, — то есть рекламы во всемирной паутине, выгодно всем. Пользователь зачастую подспудно получает информацию об акциях, распродажах, интересных предложениях, владелец ресурса получает деньги за размещение, бизнесмен приобретает потребителей своей продукции».

 

Развитию отечественного рынка рекламы в интернете могло бы помочь государственное регулирование, касающееся экономической стороны вопроса. Почему, к примеру, сегодня в США самый крупный рынок рекламы онлайн? Дело не только в том, что там самое большое проникновение сети в жизнь граждан, но и в том, что еще в 1999 году, на заре становления этого вида бизнеса, в США был принят акт о необложении налогами всей интернет-деятельности. Это дало огромный толчок для развития всей этой индустрии. В 2006 году американцы потратили на покупки через интернет около 220 миллиардов долларов. Сейчас мы видим, что все крупнейшие интернет-корпорации находятся в Америке. Примерно по этому пути хотят пойти и в России, по крайней мере, разговоры об этом там ведутся уже давно.

 

Почему бы и Казахстану не сделать то же самое? Данный шаг государства стал бы определенным сигналом для бизнеса, доказательством того, что в интернете можно делать какие-­то деньги, и обходится это гораздо выгоднее и дешевле, чем в традиционной офлайновой коммерции. Это может стать толчком для развития среднего и малого бизнеса. Развитие сети интернет-магазинов имело бы и социальный характер. Ведь продукция, купленная по принципу онлайн-торговли, обошлась бы клиенту гораздо дешевле, чем в обычном магазине. Поскольку владельцу бизнеса не надо было бы тратиться на аренду помещения, зарплату многочисленным продавцам, коммунальные услуги и многое другое. Не стоит забывать и многочисленные проверки разнообразных органов — только они одни способны привести хозяина к банкротству…

 

Кликнешь мышкой — получишь результат

 

Основным преимуществом рекламы в интернете является ее стремительно растущая аудитория и низкая стоимость в сравнении с размещением в печатных СМИ или на телевидении. Рекламное обращение на сайте бьет точно в цель, а следовательно, будет максимально эффективным. Фишка заключается в том, что человек, сидящий перед монитором, находится наедине с той информацией, которую ему предложил рекламодатель. Эффект воздействия возрастает во много раз за счет того, что обращение идет непосредственно на него, а не на массу, поскольку интернет предоставляет возможность предельно точно выбирать целевую аудиторию: по возрасту, профессии, полу, интересам. Стоит ли говорить, что рекламой в этом случае надо считать не только спам и баннеры, клик на которые переводит пользователя на другой сайт, но и статьи, имеющие рекламный характер, видео-ролики и прочие варианты.

 

Формы интернет-рекламы сложно разделить на составляющие. Но, тем не менее, специалисты условно делят этот вид рекламы на два вида.

 

Первый — продвижение сайта в поисковых серверах. Заказчик дает ключевые слова своего сайта, при совпадении которых поисковик дает координаты перехода на страничку в сети. Чем больше слов, тем больше вероятность того, что пользователю попадется на глаза ваш сайт. Серьезные компании строго следят за тем, чтобы ключевые слова соответствовали виду деятельности предприятия. Например, компания, производящая насосы, не должна отзываться на запрос о знакомствах. Но многие стараются обходить это правило, поэтому зачастую в процессе поиска выдаются некорректные страницы, не отвечающие требованиям запроса.

 

Второй вид — это непоисковая, маркетинговая реклама. Она включает в себя размещение на различных интернет-площадках рекламных объявлений, баннеров, рекламных статей, видеороликов. Одно из самых распространенных направлений этого вида — баннерная реклама. Реклама размещается в виде картинки (баннера) на сайте, при нажатии пользователь попадает на рекламируемый сайт. Баннеры бывают разные: статичные, динамичные. Есть баннеры, которые закрывают часть нужной информации, то есть появляются поверх сайта и самостоятельно разворачиваться при наведении на них мышки. Это довольно агрессивный вид рекламы, и зачастую он вызывает лишь негативное впечатление.

 

В последнее время на Западе довольно активно стала продвигаться реклама, не связанная напрямую с ее автором. Многие компании в развитых странах отдельно оплачивают упоминание о своей продукции или услугах людям, чьи блоги или виртуальные дневники пользуются большой популярностью. Человек, рассказывая о проведенном дне или событии, может невзначай упомянуть, какой чудесный напиток, к примеру, он сегодня попробовал. Разумеется, что часть посетителей и постоянных читателей данной странички решатся попробовать этот продукт. Этот вид рекламы называют еще партизанским маркетингом или вирусной рекламой. Помимо того, что она может быть преподнесена в дневнике или блоге отдельных пользователей, она может представлять собой и смешной видеоролик, и полезную статью, и увлекательный опрос, и flash-игру, и все то, что в виде рекомендуемых ссылок с огромной скоростью распространяется среди пользователей глобальной сети.

 

Но вернемся к преимуществам интернет-рекламы. Они заключаются не только в постоянном росте числа пользователей и низкой стоимости. Обычные СМИ, как правило, имеют территориальную привязанность к определенному региону. Реклама в интернете лишена такого недостатка. У нее есть возможность таргетинга, то есть фокусирования на определенной целевой аудитории. Не стоит забывать и о круглосуточном воздействии. А современные интернет-технологии предоставляют уникальную возможность взаимодействия рекламодателя с потенциальным клиентом. Например, прайс­-лист трудно продемонстрировать по ТВ. Размещение в сети позволяет рекламодателю получать самую оперативную статистику.

 

В общем, как ни крути, а этот вид бизнеса способен серьезно потеснить в самом ближайшем будущем стандартные методы воздействия. Со временем, думается, этот процесс коснется и Казахстана...

Комментарии