Следите за новостями

Цифра дня

1400 жалоб поступило от граждан в МЦРИАП в связи с утечкой Zaimer.kz

Инструмент для автоматизации: сделано в Казахстане

Интервью с генеральным директором компании SMART-EX Алексеем Ивановым об автоматизации бизнес-процессов.

3 июля 2008 13:54, Бейбит Шингисов, Business-проводник
Рубрики: Бизнес, Софт

Инструментальной разработкой казахстанской компании SMART-EX уже интересуется ряд отечественных и зарубежных инвесторов. Вот и нам стало интересно: как и чем платформа Data Evolution привлекла внимание? Чтобы читатели нашего журнала имели более полную информацию из первых рук о такой важной сфере как автоматизация бизнес-процессов, мы встретились с руководителем компании Алексеем Ивановым и попросили его рассказать о современных тенденциях в сфере автоматизации, а также самом продукте.

 

Продукт для крупного бизнеса

 

— Мировой бизнес давно использует автоматизированные системы управления, в Казахстане деловые люди сравнительно недавно начали интересоваться возможностями автоматизации своего бизнеса. Расскажите о продукте вашей компании, чем он интересен и полезен отечественным предприятиям?

 

— Вы правы. Применение информационных технологий дает большое преимущество, поэтому, разумеется, их используют. Просто как в любом деле, надо к этому грамотно подходить: выбирать информационный продукт соразмерный своему бизнесу, соразмерно задачам. Т.е. инвестиции в информационные технологии должны быть четко продуманными. Заказчик должен понимать свой «ранжир». Сейчас популярностью пользуются те программные продукты, которые позволяют автоматизировать внутри предприятия все процессы — продаж, планирования, маркетинга и т.п. Наш продукт Data Evolution в большей степени будет интересен крупным компаниям с распределенной структурой. Он соответствует, а в некоторых опциях даже превосходит свои международные аналоги.

 

— Другими словами, вы создаете с помощью Data Evolution комплексные автоматизированные системы для больших предприятий?

 

— Уже не создаем (Улыбается). Свой инструмент мы предоставляем через партнеров и создание информационных систем — это их прерогатива. Просто Data Evolution имеет ценность не только с точки зрения технологий, но и с точки зрения маркетинговой  политики. Так, за счет участия в партнерской сети партнер имеет возможность гораздо шире развернуть свой бизнес. Мы им помогаем, оказываем методологическую, техническую, экспертную и сервисную поддержку. Как результат, выигрывают все: партнеры имеют возможность заработать, а заказчики получают решения высокого качества.

 

Такая форма организации бизнеса характерна и высокоэффективна для рынка высоких технологий. Сегмент рынка по автоматизации и системной интеграции в основном держится на партнерской схеме работы, которая позволяет эффективно развиваться и в профессиональном, и в экономическом аспекте каждому участнику партнерской сети.

 

Автоматизация — это средство капитализации

 

— Алексей Александрович, вы говорите о том, что системы автоматизации помогают бизнесу. Но ведь и неудач полно. Мне не раз приходилось слышать о том, что большие информационные системы никак не могут включиться в работу того или иного отечественного предприятия или ведомства…

 

— Есть и такая информация, возможно, она в чем-то и правдива. Но это очень примитивная постановка вопроса. Информационные технологии — это инструмент. Если брать пример для сравнения, можно сказать, это «молоток». И когда этим «молотком» бьют по пальцу, это говорит скорее о неумении пользоваться инструментом.

 

Не имеет смысла сводить идею автоматизацию к какому-то модному поветрию. Информационные системы — это просто наиболее адекватное современным условиям средство управления предприятием. Неудачи их внедрения происходят по ряду самых разнообразных причин и в каждой конкретной ситуации нужно разбираться дифференцированно. Чтобы все прошло успешно требуется соблюдение ряда критериев: должна иметься грамотная методология внедрения, необходимо понять существующие бизнес-процессы, оптимизировать их для конкретного предприятия, определиться в выборе самого оптимального участка, куда должна прийти автоматизация в первую очередь. И это далеко не полный перечень.

 

Что дает автоматизированная система управления? При ее внедрении владельцы и менеджмент компании смогут осуществлять точечный и оперативный управленческий контроль, просчитывать варианты и строить реально выполнимые, подтвержденные собственными трендами долгосрочные и краткосрочные бизнес-планы. Автоматизация значительно упрощает систему управления, делает её мобильной, энергичной и эффективной, иначе эффективные собственники давно бы отказались от этой затеи.

 

Грамотно построенная автоматизация предоставляет возможность многократно увеличить доходы, капитализацию предприятия. Автоматизация позволяет добиться правильного планирования, большей производительности, повышения качества продукции, снизить себестоимость. Международными агентствами проводилось специальное исследование, итог которого вкратце таков, что владельцы предприятий готовы заплатить в пять раз больше за информационные системы, если будут стопроцентно уверены в том, что все это заработает. Из этой статистики видно, что вопрос качества наиважнейший. В этом смысле инвестиции в информационную структуру компании очень выгодное и перспективное вложение средств. Но если качество решений не отвечает требованиям, то становится неважно сколько ресурсов потрачено впустую, это всегда отрицательный результат.

 

Кстати, предпродажная подготовка западного предприятия традиционно включает в себя обновление автоматизированных систем управления. Это чрезвычайно выгодно для владельца бизнеса: он вкладывается в автоматизацию на определенную сумму, а прибыль от продажи предприятия с повышенной капитализацией зачастую в несколько раз превышает эти инвестиции. Это похоже на предпродажную подготовку автомобиля: если его выставить на авторынке грязным, авто выгодно не продашь.

 

— И все же… Почему некоторые фирмы-интеграторы буквально подсаживают на финансовую «иглу» своих клиентов, постоянно выкачивая из них денежки на содержание и доработки, казалось бы, уже реализованного и внедренного софта? Как с этим бороться?

 

— Необходимо четко представлять себе какова будет стоимость владения этой системой (с учетом последующих доработок и оказываемых сервисных услуг) еще на этапе выбора поставщика. Вопросы стоимости разработки, внедрения, развития, сопровождения и других сопутствующих услуг надо понимать комплексно.

 

Возьмем еще один пример с автомобилем. Ведь мы не рассматриваем поездку на СТО как посадку «на иглу». Наоборот, это рассматривается как сервис, а если это СТО фирменное, то, значит, и сервис обычно принято считать первоклассным. Просто система тоже нуждается в поддержке, сервисе. Ничего на этом свете не работает само по себе.

 

В то же время нужно четко знать, когда идет обслуживание системы или разработка новых возможностей, а когда за деньги заказчика пытаются исправить свои ошибки. Вот это, действительно, необходимо различать и во избежание недоразумений ясно определять эту грань. Если система качественная, если она хорошо работает, если все процессы разработки и сопровождения прозрачны для заказчика, то вопрос с расходами на ее поддержку, как правило, не стоит.

 

Индикаторы качества

 

— Программное обеспечение само по себе «белое пятно» в сознании для ряда бизнесменов, а программное обеспечение для автоматизации — это вообще темный лес! Как определить качество предлагаемой системы?

 

— Обеспечение качества требует комплексного подхода. Качество зависит, во-первых, от качества решения, которое складывается из двух составляющих: от компетенции поставщика услуг и от выбора платформы, на которой будет создана информационная система. Во-вторых, немалая часть ответственности находится в зоне компетенции самого заказчика. Многое зависит от его подготовленности, от его специалистов, которые должны быть способны работать по новым технологическим схемам.

 

В этой связи очень важно, чтобы поставщик услуг четко оценил возможности предприятия и не пытался построить одним махом грандиозный IT-дворец. В любой компании можно найти такие «точки», которые надо автоматизировать в первую очередь. Это даст наибольший эффект. Например, бизнесмен строит планы по развитию своего предприятия, постепенно, не сразу расширяет производственные мощности, точно так же необходимо относиться и к автоматизации. Другими словами, тут уместен эволюционный подход к развитию предприятия, поэтапная автоматизация. В то же время такой подход обладает преимуществом системности, целостности, это уже не лоскутная автоматизация. Ведь что такое автоматизация глазами заказчика? Это когда он заплатил деньги и через определенный период времени видит конечный результат. И вот этот временной промежуток должен быть разбит на этапы (итерации), чтобы в конце каждого этапа был ощутимый эффект.

 

Чтобы наши партнеры грамотно подходили к созданию автоматизированной системы, мы осуществляем им соответствующую поддержку. Мы имеем и методологическую, и технологическую основу, для того чтобы очерчивать точные границы того, что может наша платформа. Как результат этой компетенции, ожидания заказчика и наши решения совпадают, а следовательно и эффект от автоматизации не заставляет себя долго ждать. После первого этапа руководитель уже наглядно начинает видеть, что ему нужно дальше автоматизировать и какую выгоду это принесет.

 

— Проще говоря, очень важно оптимизировать бизнес-процессы, определиться с индикаторами качества и тогда автоматизация пройдет успешно. Но как это происходит на деле? Есть ли конкретные примеры оптимизации, реинжиниринга процессов?

 

— Например, в организации бывает до 130-150 отчетных документов, из которых на поверку более половины дублируют друг друга, либо вовсе потеряли былую актуальность. В итоге, через полгода работы, когда только вникаешь в суть процессов, выясняется, что из всего этого вороха сводной бумажной «аналитики» востребовано около 20-30 реально необходимых документов. Пятикратное сокращение объема отчетных документов людьми заказчика воспринимается с большим облегчением. Кроме того, у них появляется более точное понимание своих функций, они лучше и гораздо более четко стали осознавать свои возможности. Получается, что, даже еще не начав писать программу, мы оптимизировали рабочие процессы в организации заказчика, высвободили огромное количество временных и трудовых ресурсов, которые были заняты не тем, чем нужно. Почувствовав, что теперь они занимаются формированием полноценного рабочего контента, сотрудники организации получают удовлетворение от работы, а значит, растет и производительность. Это очень важно. По данным западных исследований, 48 процентов систем неудачно внедряются только по причине саботажа со стороны пользователей, незаинтересованных в формировании никому не нужного и бессмысленного «бумагооборота».

 

Таким образом, чтобы система заработала, разработчикам нужно иметь хорошо отлаженную обратную связь с клиентом. Благодаря этому в несколько раз снижаются риски внедрения проекта!

 

IT-компании идут в консалтинг

 

— Качество очень сильно зависит от того, что мы автоматизируем. Многие бизнес-процессы бывают унаследованы еще с советской эпохи. Невозможно эффективно автоматизировать сырую бизнес-модель. Хоть как её ни автоматизируй, она все равно не даст ожидаемого эффекта. Это как  приобрести паркет отличного качества, но положить его на кривой пол.

 

— А какие существуют пути решения этой проблемы?

 

— Пути простые. К работе привлекают консалтинговые компании, и создание информационной системы идет в совместной с ними работе. Данный тренд набирает силу в Казахстане. Это радует. В соседней России, к примеру, уже развилась острая конкуренция на рынке консалтинга между комплексными системными интеграторами и классическими консультантами. Так, по исследованиям рейтингового агентства «Эксперт РА», российские IT-компании на сегодня забирают более половины выручки от всего объема оказываемых консалтинговых услуг. Заказчику необходим взгляд со стороны — взгляд консультанта, который понимает не только отдельные аспекты бизнеса, но и взаимосвязь между ними. Бизнес-консультации специалистов IT-профиля приносят заказчикам реальную пользу. В этом контексте наша компания сейчас развивает партнерские отношения с ведущими отечественными и зарубежными консалтинговыми агентствами.

 

На пути к эволюции

 

— Традиционный вопрос. Какие у компании планы на будущее?

 

— В нашей стране и центрально-азиатском регионе информационные технологии развиваются очень активно. Ориентируясь на эту тенденцию, компания SMART-EX расширяется и открывает филиалы в Алматы, Караганде, Бишкеке, Ташкенте, где к дальнейшей разработке продукта мы привлекаем высококвалифицированные ресурсы из разных регионов.

 

В рамках формирования и развития партнерской сети будет проводиться обучение наших коллег технологиям и возможностям платформы Data Evolution. Отдельное внимание будет уделяться вопросам обеспечения жизненного цикла процесса разработки, управления проектами и взаимодействию с заказчиками. Также в планах компании продолжение просветительской работы в области информационных технологий среди крупных частных компаний и госструктур. Не останутся без внимания наши социальные и образовательные инициативы, планируется начать более широкое сотрудничество с вузами.

 

Мы смотрим в будущее и понимаем, что выход на международный рынок диктует более жесткие условия и проводим большую подготовительную работу. В частности, в этом году будет проведена большая работа по переводу технической и пользовательской документации по Data Evolution на английский язык. Одновременно мы сотрудничаем с одной известной международной компанией, занимающейся исследованием рынков IT. В ближайшем будущем это поможет нам выработать правильную стратегию продвижения нашего продукта на внешние рынки.

 

Ну и, конечно же, будет развиваться сама платформа. Ее архитектура будет совершенствоваться таким образом, чтобы быть в состоянии решать задачи завтрашнего дня, контуры которых прорисовываются уже сегодня. Это будет залогом того, что автоматизированные системы на базе Data Evolution станут не только инструментарием для бизнеса, но и технологией его ведения.

 

— Спасибо за интервью, удачи вам.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии