Следите за новостями

Гордиев узел беспроводного доступа

Развитие рынка беспроводного интернет-доступа в Казахстане.

4 июля 2008 11:16, Сауле Баянова, Известия-Казахстан
Рубрики: Рынок, Интернет

Мировой доход операторов, предоставляющих беспроводной доступ во всемирную паутину благодаря технологии Wi-MAX, в прошлом году составил около миллиарда долларов США. Если учесть, что в 29 странах мира таких операторов всего 67, то прибыль каждого из них составила около 15 миллионов долларов.

 

Стоит отметить, что один миллиард — это доход только от продажи услуги — доступа в интернет. При этом общее количество абонентов в 29 странах мира ежеквартально увеличивается в среднем на 350 тысяч человек. В целом же мировой объем рынка телекоммуникационных услуг в прошлом году составил более триллиона долларов.

 

Как считают эксперты, через пару лет удельный вес доходов от беспроводных технологий будет преобладать над прибылью от услуг по проводам и составит более 55 процентов их совокупных барышей.

 

Объем рынка беспроводных технологий в Казахстане, по оценкам различных специалистов, в 2007 году составил как минимум 20 миллионов долларов. Для сравнения: аналогичный показатель в России — 80 миллионов долларов.

 

Восприятие как доходов за конечный «продукт», так и объема самого рынка беспроводных технологий становится проще, если учесть привлекательность интернета без проводов для пользователей. Для выхода во всемирную паутину он, к примеру, удобен в зданиях, в которых нельзя или сложно прокладывать проводку по соображениям безопасности или охраны здоровья. Или в цехах, где необходимо поддерживать строго заданное давление и микроклимат, в строениях, имеющих историческую ценность или удаленных от ближайших соседей (в том числе здания, к которым и в которых трудно прокладывать проводку).

 

Узелки завяжутся, узелки развяжутся?

 

Несмотря на удобства беспроводного интернета, он обладает недостатками, имеющими технический характер: недостаточной скоростью передачи данных, ненадежностью связи, риском потери информации или несанкционированного проникновения в локальную сеть и отсутствия единого стандарта. Кроме того, основными препятствиями развития этого рынка называют недостаток мобильного оборудования, поддерживающего Wi-MAX, и стоимость электроники, необходимой для создания беспроводных сетей, и законодательные ограничения.

 

Нельзя не учитывать и факторы, сдерживающие интерес потребителей. К примеру, высокая стоимость беспроводного интернета, то есть недоступность для массового потребителя приемлемых по цене абонентских терминалов, неуверенность в защищенности от несанкционированного внешнего вторжения и помех от других электрических устройств. Хотя, как уверяют специалисты, беспроводные сети за счет технологии защиты информации в беспроводных сетях являются такими же надежными, как проводные.

 

По мнению регионального представителя одного из зарубежных консалтинговых агентств в Казахстане Светлана Черненко, сегодня широкополосным доступом к интернету пользуется около 30 процентов предприятий республики, а среди частных лиц этот показатель не превышает и 3 процентов.

 

«Тем не менее, — говорит Черненко, — несмотря на невысокие цифры, на корпоративном рынке уже пройден этап первичного насыщения. То есть крупные предприятия уже охвачены, и сегодня необходимо искать другие источники расширения этой услуги».

 

К примеру, потенциал роста на корпоративном рынке, по мнению специалиста, лежит в сфере привлечения предприятий малого и среднего бизнеса, а также регионов. Что касается последних, то определенный перекос в региональном развитии достаточно явен — большинство операторов, по очевидным причинам, концентрируют свои усилия на алматинском рынке. Около 2 миллионов казахстанцев обладают навыками работы в сети, но только 3 процента из них располагают высокоскоростными каналами, что подтверждает потенциал этого рынка.

 

«Самое главное, — говорит Светлана Черненко, — для операторов есть возможность выйти на этот рынок».

 

Правда, условия для активизации отечественных операторов далеки от идеала. К примеру, расстояния между городами в Казахстане составляют от 500 до 1000 километров. При этом плотность населения — 5,5 человека на квадратный метр. То есть потенциальная емкость региональных отечественных рынков заметно уступает, к примеру, городам Европы.

 

«На конец 2007 года объем рынка выделенного доступа в интернет в Казахстане составил 140 миллионов долларов, — поясняет представитель консалтингового агентства. — А на конец 2010-го мы оцениваем его в 320 миллионов долларов. Поэтому перед операторами стоит вопрос: кто из них успеет заработать эти деньги? При этом им не стоит забывать, что казахстанские клиенты, как и абоненты во всем мире, требуют качества и приемлемых цен».

 

От цены к барьеру… и обратно

 

Что касается цен, то, по мнению специалистов, именно отсутствие конкуренции на магистральных каналах позволяют «Казахтелекому» держать высокие ставки на доступ в интернет. Практически любой провайдер в тарифных пакетах, которые он в состоянии дать своим клиентам, связан по рукам и ногам. Бурный рост широкополосного интернета в мире произошел за счет того, что операторы стали предоставлять абонентам безлимитный доступ к сети с фиксированной ежемесячной платой. Это позволило потребителям четко понимать, сколько будет стоить им услуга. И пока в Казахстане ситуация не дойдет до того, когда все операторы (проводные, беспроводные или мобильные) будут в состоянии предоставлять абонентам безлимитное пользование интернетом по цене до 20-30 долларов в месяц, говорить о росте рынка широкополосного доступа не приходится.

 

По грубым подсчетам, «входной билет» для того, чтобы оператор смог стать полноправным интернет-провайдером, составляет около 200 миллионов долларов. Стоимость «билета» зависит от инвестиций, необходимых для создания альтернативной «Казахтелекому» оптоволоконной магистральной сети на территории республики. И если оператор решится захватить 20-30 процентов рынка широкополосного интернета, то без учета этих вложений осуществить задуманное практически невозможно.

 

«Широкополосный интернет может легко разорить клиента, — говорит генеральный коммерческий директор одной из компаний мобильной связи Нурлан Саргаскаев. — Скачав несколько фильмов, абонент может столкнуться с не очень приятным сюрпризом в виде счета. Внедрение фиксированной ежемесячной платы за неограниченный доступ был тем оружием, который сломал психологический барьер у потребителей в мире. В Казахстане он до сих пор сохраняется».

 

Как добавляет Саргаскаев, низкая плотность отечественного рынка — 12 процентов пользователей интернета на все население — в первую очередь обусловлена именно страхом людей перед непомерно высокими ценами либо неготовностью оплачивать данную услугу по тарифу. То есть пока казахстанские операторы не способны предложить оптимальный продукт, который будет принят аудиторией.

Комментарии