Космический мусор
Первый казахстанский спутник «Казсат-1» завис в космосе и с большой степенью вероятности его не удастся больше перезагрузить.
Печальная история произошла в июне с первым казахстанским спутником «Казсат-1», который завис в космосе и с большей степенью вероятности его уже не удастся больше перезагрузить. И хотя сам спутник был застрахован, но очевидно, что Казахстану все же не удастся избежать потерь. Правда, в основном они будут носить имиджевый характер.
Надо сказать, что председатель Национального аэрокосмического агентства Талгат Мусабаев старался быть дипломатичным в отношении с изготовившими спутник российскими партнерами из КБ имени Хруничева. Он, в частности, отметил, что виноваты не те, кто делал, а те, кто заказывал, и основные упреки адресовал своим предшественникам на посту руководителей «Казкосмоса», фактически упрекнув их в некомпетентности. Тем не менее, Мусабаев сказал все-таки достаточно много.
Комментируя положение дел со вторым спутником «Казсат-2», который также строится в России, Мусабаев заявил, что хотя Казахстан и не может прекратить контрактные обязательства по данному объекту, он все же откажется от всего «барахла», в частности бортового вычислительного комплекса. Он считает, что потенциальными партнерами по созданию оборудования для спутника могут стать «не только и не столько россияне», но и ведущие западные компании.
В принципе очевидно, что, несмотря на всю бывшую славу советского военно-промышленного комплекса, современное производство высокотехнологического оборудования не является сильной стороной российской промышленности. Или можно сказать по-другому: Россия в принципе может делать качественный продукт, но не в слишком больших количествах. Там же, где она просто зарабатывает на поставках сложного оборудования, проблем бывает достаточно много. В прошлом году Алжир вернул России только что поставленные истребители «Миг-29» в связи с тем, что на них были обнаружены использованные устаревшие блоки. Технические проблемы периодически возникают и с оружием, поставленным Индии. Лучшим примером, характеризующим ситуацию, может служить совместный российско-индийский проект по созданию противокорабельной ракеты «Брамос». Индусы просто поставили на, безусловно, прекрасную разработку советского ВПК всю электронную начинку.
Вице-премьер России Сергей Иванов не так давно жестко критиковал создателей системы космической связи ГЛОНАСС, оборудование которой не соответствует современным требованиям. В результате чего ГЛОНАСС так и не смогла приблизиться к американской системе GPS ни по качеству оказываемых услуг, ни по цене на приемники, призванные обеспечить потребности обычного населения.
В принципе нельзя требовать невозможного от КБ имени Хруничева, которое не имеет опыта производства спутников связи. Оно просто захотело немного заработать, заказчики же со стороны Казахстана привычно полагались на особые связи с российскими партнерами. Если бы это был любой другой заказ, например, построить дорогу, то и проблем бы не было или, по крайней мере, их можно было бы залатать. С «Казсатом-1» же получилось неудобно. Его сначала широко разрекламировали, затем собрали абонентов, и тут система не выдержала, просто сломался компьютер.
Можно согласиться с тезисом, предложенным Мусабаевым, что при закупках сложной техники надо объявлять тендер, рассматривать предложения и выбирать лучшее. Этот принцип можно распространить и на приобретение военной техники. И если тендер покажет, что лучшим является израильский или, скажем, японский спутник связи, то в этом нет ничего страшного для традиционно хороших отношений Казахстана и России. В данном случае тесные отношения иногда это как раз минус. Вот, например, у британцев из Bae Systems, которая владеет 49 процентами акций нашей Air Astana, традиционно хорошие отношения с саудовскими принцами, отсюда и недавний скандал вокруг закупок вооружений на пару миллиардов фунтов. Сейчас их обвиняют в том, что здесь был отмечен факт коррупции.
В конце концов, спутник связи это достаточно банальная на мировом рынке продукция, ее нетрудно купить. Мы же их производить не собираемся. Например, у России задача сложнее — ей надо поддерживать свой былой имидж державы, способной иметь сложные технологии и желательно научиться применять их не только в военной отрасли. Хотя самый известный российский проект создания пассажирского самолета «Сухой суперджет» для региональных рейсов отличается тем, что до 80 процентов его стоимости импортируется из-за пределов России, включая в том числе и электронную начинку. Фактически производитель лучших военных самолетов фирма «Сухой» смогла сделать для этого проекта только планер.
Так что, наверное, стоит следовать вечной истине: на ошибках учатся. Поэтому наш «Казсат-1» — это просто ошибка нашей молодости. Когда-то все начинали с «Пентиума-1», а потом даже переходили на «Пентиум-2».
Комментарии