Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Неравномерная динамика развития в настоящее время характерна для различных сегментов IT-рынка

Развитие казахстанского IT-рынка в 2007 году.

27 июня 2008 11:09, Анна Шатерникова, Панорама

На протяжении последних лет казахстанский телекоммуникационный рынок демонстрировал высокие темпы роста. Не стал исключением и 2007 год, несмотря на то, что практически вся его вторая половина прошла под знаком напряженности в финансовом секторе, увеличения инфляции. Основными факторами, позволявшими обеспечить рост рынка, являлись низкий уровень его насыщения и быстрый подъем экономики. Между тем нельзя сказать, что телекоммуникационный рынок (по крайней мере, некоторые его сегменты) совсем не отреагировал на кризис: просто этот отклик оказался не столь стремительным, как, скажем, в случае со строительной отраслью и рынком недвижимости. Возможно, в течение ближайшего года различные области телекоммуникационной индустрии в большей или меньшей степени ощутят на себе последствия непростой ситуации в экономике страны.

 

Показатели роста

 

По данным Агентства РК по информатизации и связи, на рынке республики в настоящее время работают около 400 IT-компаний, более 40% из которых расположены в Алматы, 22% — в Астане, 45 — в Петропавловске, по 3% — в Павлодаре, Усть-Каменогорске, Караганде, Кокшетау, по 2% — в Актобе, Атырау, Семее, Шымкенте, Костанае, Актау. Остальные 10% приходятся на другие города, в каждом из которых количество таких фирм не превышает пяти. Согласно данным, озвученным в канун традиционной выставки KITEL заместителем председателя АИС Ерланом Дурмагамбетовым, к началу нынешнего года количество абонентов фиксированной телефонной связи в республике достигло 3091766 человек, средняя телефонная плотность по Казахстану — 20 номеров на 100 жителей. Более динамичные темпы распространения демонстрировала сотовая связь. В то время как предусмотренный Госпрограммой развития отрасли телекоммуникаций на 2006-2008 годы показатель предполагал достижение телефонной плотности в 50 абонентов на 100 жителей, к началу текущего года он составил 78 на 100 жителей, а число абонентов сотовой связи оценивалось в 12307659 человек. К концу текущего года, по словам г-на Дурмагамбетова, АИС планирует довести плотность фиксированной телефонной связи до 23%, сотовой — до 91%. Уровень цифровизации по монтированной емкости сетей телекоммуникаций составляет 81,52%, что превышает установленный программой развития отрасли 80-процентный порог. Общий объем телекоммуникационного рынка по итогам 2007 года составил 314 млрд. тенге, или $2,6 млрд., что на 18% больше, чем в 2006 году.

 

В сегменте компьютеризации и интернета правительство видит свою задачу не только в увеличении числа персональных компьютеров, находящихся в собственности казахстанцев, и количества интернет-пользователей, но и в качественном совершенствовании аудитории. Именно с этой целью летом прошлого года было объявлено о запуске программы «Снижение информационного неравенства на 2007-2009 годы», на реализацию которой из бюджета выделено более 15 млрд.тенге. Главной целью программы провозглашено достижение 20-процентного уровня компьютерной грамотности населения и грамотности в области интернета. «Мы ориентировались на 20-процентный порог, поскольку, согласно неформальным результатам исследований, это именно тот уровень, по достижении которого развитие информационных технологий принимает необратимый характер. Вторая сторона вопроса связана с контентной частью казахстанского интернета. Не секрет, что сегодня не менее 80% интернет-юзеров РК являются пользователями Рунета, и с целью решения данной проблемы мы подготовили программу развития отечественного сегмента Сети, которую предстоит вынести на рассмотрение правительства», — сказал г-н Дурмагамбетов.

 

В рамках программы снижения информационного неравенства за 2007 год предполагалось обучить азам компьютерной грамотности 560 тыс. человек и по 850 тыс. — за каждый из двух последующих лет реализации. Согласно данным, озвученным г-ном Дурмагамбетовым, в прошлом году обучение в компьютерных классах прошли 260 тыс. человек, а еще 500 тыс. выпускников школ и вузов получили возможность сдать экзамен на знание основ компьютерной грамотности экстерном. И все же, думается, представителей двух последних категорий можно причислить к целевой аудитории программы по снижению информационного неравенства с натяжкой, ведь именно школьники и студенты сегодня являются одними из самых «продвинутых» знатоков компьютера и интернет-пользователей. Сами представители АИС признают, что пробуксовки в выполнении программы связаны с проблемой неосведомленности. «Запуск программы сопровождали соответствующие публикации и рекламные ролики, но, как видно, они не очень помогли, поэтому в нынешнем году мы хотим активнее задействовать такие методы, как распространение флаеров, проведение тематических семинаров среди НПО. В прошлом году не в нашу пользу сыграло и то обстоятельство, что основная рекламная волна и пик реализации программы пришлись на время выборов в мажилис. Из 2512 наших классов 2000 располагались в школах, там же находилось большинство избирательных участков, и получилось так, что тема выборов «забила» информацию о программе сокращения информационного неравенства», — признает г-н Дурмагамбетов.

 

Недостаток информации ощущался и в отношении программы «Ашык алем», инициированной АИС совместно с «Казахтелекомом», «Казпочтой», Microsoft, Intel, Glotur и Logycom. Предполагалось, что в рамках проекта, адресованного в первую очередь малообеспеченной аудитории, любой желающий сможет заказать и получить через отделения «Казпочты» персональный компьютер по цене в 50000 тенге. Однако к началу запуска проекта информацией о нем не располагали ни сотрудники отделений «Казпочты», ни тем более жители отдаленных районов, которым в первую очередь и была адресована данная инициатива.

 

Рынок ПК: осторожные опасения

 

В последние годы на фоне роста доходов как корпоративный сектор, так и частные пользователи увеличивали траты на IT-услуги, периферийное оборудование и персональные компьютеры. По данным АИС, рынок персональных компьютеров ежегодно рос на 15-20%, а компания IDC, недавно опубликовавшая отчет о казахстанском рынке ПК, назвала еще более впечатляющие цифры. Согласно ее сводке, в 2007 году рынок персональных компьютеров (включающий настольные ПК, ноутбуки и серверы архитектуры х86) по сравнению с 2006 годом вырос на 26,3%. Объем рынка превысил 473,4 тыс. единиц, что соответствует $405,2 млн. При этом на долю настольных ПК пришлось 74,7% объема рынка, ноутбуков — 23,8%, серверов архитектуры х86 — 1,5%. Между тем аналитики IDC отмечают, что рост компьютерного рынка в прошлом году не был ровным и в большей или меньшей степени отражал процессы, происходившие в экономике страны. В то время как за I квартал он увеличился на 27,1% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, за II квартал — на 55,1%, за III квартал — на 33,6%, то в IV квартале рост оказался очень незначительным — 3,5%.

 

«Основной причиной замедления темпов роста в четвертом квартале было негативное влияние кризиса на некоторые сферы казахстанской экономики, который проявился в снижении темпов продаж ПК в потребительском секторе и в некоторых бизнес-секторах, включая малый и средний бизнес», — говорит Андрей Верховод, аналитик IDC. В первой половине года динамично развивался рынок настольных ПК. Как отмечает г-н Верховод, благодаря крупным проектам в госсекторе и стабильно высокому спросу в других секторах, за первые два квартала данный сегмент вырос на 41,6% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, и по скорости роста рынка настольных ПК Казахстан существенно опередил другие страны региона ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка). Начиная с III квартала, увеличение рынка настольных ПК заметно замедлилось, составив только 9,2% в III квартале и 6% — в IV.

 

Лидирующие позиции на нашем рынке настольных ПК заняли отечественные Logycom и Alser, на третьей позиции разместилась Hewlett-Packard. В целом же казахстанские сборщики заняли 80,4% объема данного рынка. Нынешней весной ряды местных компьютерных брэндов пополнила Tecata. Сборка ПК данной марки осуществляется на производственной базе Glotur Production. Инвестором проекта по запуску нового брэнда является венчурный Glotur Technology Fund, созданный АО «Национальный инновационный фонд» (НИФ) и Glotur. Стоимость проекта оценивается в Т450 млн. По словам исполнительного директора ТОО «Glotur Production» Ануара Масангалиева, производство системных блоков является частью более масштабного проекта, реализация которого намечена на конец года. В рамках данного проекта, осуществляемого Glotur совместно с НИФ и сингапурской DS Multimedia, предусмотрено строительство завода по производству LCD-дисплеев и плазменных панелей на территории Alatau IT City. Мониторы, телевизоры и плазменные панели также планируется выпускать под брендом Tecata. Стоимость проекта оценивается в $23,5 млн. Новое предприятие будет оснащено двумя технологическими линиями для сборки разных видов продукции.

 

В числе особенностей казахстанского рынка настольных ПК аналитики IDC отметили довольно высокую долю международных компаний — порядка 19,6%, в то время как в России и Украине данный показатель существенно ниже. На украинском рынке, в частности, глобальные вендоры заняли всего 5%. Столь высокая доля зарубежных игроков отражает как их сильные позиции в корпоративном и государственном секторах, так и величину последних, а также относительно высокую долю проектных поставок.

 

По уровню проникновения ноутбуков, свидетельствуют эксперты IDC, Казахстан пока заметно отстает от стран Западной Европы, где в 2007 году данный показатель составлял 53%, и от России с Украиной, завершивших год с показателями в 34,4% и 31,4% соответственно. Наш рынок ноутбуков в прошлом году демонстрировал такую же неравномерную динамику развития, как и рынок настольных ПК. После впечатляющего роста соответственно на 29,2%, на 49,2% и на 151% в течение первых трех кварталов года (по сравнению с аналогичными периодами 2006 года) в IV квартале он увеличился всего на 4%. Хотя относительно невысокий уровень проникновения ноутбуков открывает хорошие перспективы для международных компаний, контролирующих практически 100% данного сегмента, из присутствующих на рынке пяти крупнейших международных игроков — Acer, Fujitsu-Siemens, Hewlett-Packard, ASUS, Toshiba — лишь первым двум удалось продемонстрировать рост в четвертом квартале прошлого года. При этом «коронкой» Fujitsu-Siemens стали поставки недорогих компьютеров, что в условиях кризиса принесло успех и обеспечило активное проникновение брэнда в розничные сети.

 

Отмечая успешность 2007 года для казахстанского рынка ПК, аналитики IDC, тем не менее, высказали предположение, что замедление темпов роста экономики не обойдет данный сектор стороной. Результаты последних исследований подтвердили справедливость предположения: в I квартале наступившего года объем рынка сократился на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. И хотя на первый взгляд снижение не выглядит критичным, г-н Верховод утверждает, что сегодня игроки настроены менее оптимистично, чем еще три месяца назад. «Хотя ситуация меняется, есть основания полагать, что экономические факторы, оказывающие влияние на рынок IT, сохранятся до конца года, соответственно, можно ожидать продолжения отрицательных трендов», — считает г-н Верховод.

 

С позиций бизнеса и государства

 

Темпы роста базы абонентов сети интернет пока не могут сравниться с динамикой, демонстрируемой, например, сектором сотовой связи, но прогресс «интернетизации» в целом тоже заметен. Если по итогам 2005 года плотность пользователей составляла 2,7 на 100 жителей, по итогам 2006 года — 4 на 100 жителей, то к концу 2007 года она увеличилась до 11 на 100 жителей, а до конца текущего года данный показатель планируется довести до 15, и рост этот в значительной степени стимулировала либерализация тарифов. Впрочем, хотя статистика показывает увеличение аудитории, дальнейшее развитие отечественного интернет-пространства порождает множество вопросов, далеко не на каждый из которых можно найти ответ. Эти вопросы стали темой обсуждения на состоявшейся на этой неделе в Алматы международной конференции «Интернет-Альтернатива-2008». «Проблемы в развитии казахстанского интернета, безусловно, есть, но если сравнить то, с чего мы начинали, с тем, что имеем сейчас, то мы увидим, что это, как говорят в Одессе, две большие разницы», — считает заместитель председателя АИС Аскар Бишигаев. Правительство приняло концепцию формирования и развития единого информационного пространства, сегодня идет работа над программой развития интернета, предполагающей разработку госполитики в развитии национального сегмента Сети, совершенствование национального законодательства в данной сфере, развитие инфраструктуры Казнета и международного сотрудничества.

 

По словам г-на Бишигаева, государственный подход к управлению интернетом сегодня базируется на пяти основных аспектах. Первый связан с управлением телекоммуникационной средой, обеспечением доступа в интернет, развитием широкополосного доступа, управлением доменными именами. Второй аспект предполагает работу по сокращению цифрового разрыва между городом и сельскими регионами в возможности использования интернета. Экономический аспект предусматривает инвестиции в развитие интернет-торговли, развитие мобильного банкинга и интернет-банкинга. Не менее актуальна социокультурная проблематика, в частности, вопрос развития многоязычия в интернете, продвижение казахского языка. Наконец, работа в правовой сфере включает развитие нормативной законодательной базы в области интернета, в том числе в сфере авторского права и торговых марок.

 

По мнению г-на Бишигаева, к числу удач последнего времени можно отнести формирование 12 проектов под общим названием e-government, часть из которых уже была сдана в эксплуатацию — в том числе государственная база юридических и физических лиц, адресный регистр, портал электронного правительства (который, к слову, за прошлый год посетили 414000 пользователей). «Цифра неплохая, но радуют не столько данные сами по себе, сколько рост интереса к подобным услугам. Например, в преддверии интернет-конференции главе государства поступило 300000 обращений и 5000 вопросов от казахстанских пользователей», — подытожил представитель АИС. По данным г-на Бишигаева, на сегодняшний день в зоне .kz зарегистрировано 20000 доменов. Активно действующих сайтов насчитывается порядка 5000 — немного, что и говорить, однако в АИС отмечают положительную динамику последних пяти лет и предполагают, что на 2009 год придется значительный рост числа казахстанских сайтов.

 

Впрочем, считает главный коммерческий директор АО «Казахтелеком» Аскар Есеркегенов, для активизации данного процесса должны сложиться объективные предпосылки; в казахстанском же сегменте интернета пока существует ряд серьезных нерешенных вопросов. Одним из таковых является отсутствие конкурентоспособных отечественных хостинговых компаний. Большое количество сайтов национального двухбуквенного домена .kz «хостится» на российских или американских площадках, в то время как основным толчком к развитию казахстанского контента должно стать появление мощных «родных» хостинговых компаний, считает г-н Есеркегенов. По его словам, с 1 января 2008 года «Казахтелеком» произвел снижение тарифов на услуги хостинга, что в совокупности с безлимитным доступом к KazNet привлекательно для веб-разработчиков. Сегодня хостинг можно приобрести за сумму от 337 тенге в месяц, в планах оператора снижение тарифов на услуги веб-хостинга на 25%. По словам г-на Есеркегенова, в настоящее время «Казахтелеком» реализует проект строительства сети Internet Data Centre для предоставления услуг массового хостинга; инвестиции в начало его реализации составляют более $10 млн. На сегодняшний день такие центры работают в Атырау и Караганде, в сентябре ожидается запуск Internet Data Centre в Алматы, завершается строительство центра в Астане. В планы оператора входит развитие площадок для хостинга в каждом крупном городе. В прошлом году был создан Центр обмена интернет-трафиком. Сейчас в данном проекте участвуют «Казахтелеком» и интернет-провайдер «Нурсат» (инвестиции со стороны двух участников составили $240 тыс.), однако, по словам докладчика, о готовности примкнуть к проекту сообщили и другие компании.

 

«Определенные проблемы связаны с высокой стоимостью регистрации доменного имени второго уровня в национальной зоне .kz. У нас данная сумма составляет $32, в то время как в украинской зоне .ua — $9, в зонах .com и .org — $16,5, в зоне .ru — $25. Если мы хотим активизировать развитие Интернета, стоимость регистрации доменных имен должна быть снижена. Мы также предлагаем перейти к использованию доменных имен третьего уровня. Такой опыт есть в Украине, и он сыграл хорошую роль в развитии контента», — считает представитель национального оператора.

 

На предмет ценового вопроса, однако, существуют и другие мнения. Так, против снижения цен на регистрацию доменных имен в зоне .kz высказывается интернет-обозреватель Александр Ляхов. «В данном случае определенный ценовой порог должен оставаться, ведь если мы совсем уберем плату за регистрацию доменных имен, ситуация не изменится. Для человека, которому есть что сказать через интернет, заплатить $35 в год не проблема. Вместе с тем снижение тарифов на услуги хостинга вполне целесообразно. Вообще, на мой взгляд, сегодня наступил период, когда такие структуры, как АИС и «Казахтелеком», поняли, что интернет — не только игрушка или оппозиционная площадка, но и хороший инструмент регулирования общественного мнения, помогающий строить новое государство. События последних двух лет, связанные с реализацией концепции электронного правительства, с разработкой концепции развития KazNet, инициативы по созданию хостинговых центров — это большой шаг вперед», — признает эксперт.

 

Неразвитость казахстанского контента сегодня представляется экспертам одной из самых болезненных тем. Не секрет, что большинство местных интернет-пользователей чаще обращаются к российским и иностранным ресурсам, что обуславливает отток аудитории из KazNet и, как отмечают представители национального оператора, также оказывает влияние на уровень цен. По словам г-на Есеркегенова, «Казахтелеком», как компания, заинтересованная в развитии национальных ресурсов, готов снижать цены. «В наш адрес часто звучат упреки в высокой стоимости интернета. Возможно, отчасти так оно и есть, но надо оценивать составляющие этой цены. Она складывается из высокой стоимости каналов на Рунет, поскольку у нас порядка 80% — это российский трафик; из казахстанских интернет-ресурсов наиболее популярны «Колеса», «Центр тяжести» и kaztorka. Поэтому развитие казахстанского контента представляется одним из основных способов снижения стоимости интернета», — констатировал он. В свою очередь, в «Казахтелекоме» полагают, что этому может способствовать активизация бизнес-составляющей интернета, в частности, более широкое внедрение системы интернет-платежей. Так, отметил г-н Есеркегенов, «Казахтелеком» готов размещать на своих ресурсах наиболее популярные системы электронных платежей.

 

Вопросы без ответов

 

Одним из наиболее интересных моментов «Интернет-Альтернативы» стало обсуждение ситуации на рынке интернет-доступа. Сравнение российского и казахстанского рынков показало существенные различия как с точки зрения технологических подходов, так и в плане структурном. Заместитель гендиректора по развитию дирекции корпоративных продаж АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов заметил, что национальный оператор доминирует на рынке, «но хотелось бы, чтобы компании, получившие частотный ресурс, начали использовать его, чтобы дать абонентам возможность выбора». Сегодня, по словам г-на Мейрманова, наиболее доступны для реализации технологии DSL, представлены технологии беспрводного доступа Wi-Fi и Wi-MAX. При этом «Казахтелеком» использует последние, например, в Алматы, в основном в точках доступа — городском акимате, аэропорту, на железнодорожных вокзалах и автовокзале. Услугу Wi-Fi также можно получать в Шымкенте.

 

В то время как на казахстанском рынке широкополосного доступа налицо доминирующие позиции «Казахтелекома», в одной только Москве, по словам главного редактора российского интернет-издания «Независимый обзор провайдеров» Александра Милицкого, работают порядка 200 провайдеров широкополосного доступа, а пять лет назад их насчитывалось порядка 800. Уровень покрытия превысил 60% домохозяйств, абоненты большинства операторов имеют возможность выходить в интернет на скоростях до 100 Мбит/с. «В Москве довольно давно начали сосредотачиваться информационные ресурсы, которые интересны всей России, и основная масса трафика, которая ходит в столице и прилегающих регионах — это трафик внутренний, между сетями местных провайдеров. Свою роль играет конкуренция в области канальных операторов, которые представляют зарубежные соединения. Чем выше конкуренция, чем больше численность абонентов и количество потребляемого ими трафика, тем дешевле расценки. Сегодня себестоимость трафика для города составляет пренебрежимо малую величину по сравнению с себестоимостью обслуживания абонентов по остальным параметрам», — утверждает российский эксперт.

 

Что касается технологического аспекта развития российского рынка, то, отметил г-н Милицкий, в свое время, когда абонентская база была не слишком велика, проблема подключения возникала и в России — для передачи данных пытались применять технологии, изначально для этой цели не предназначенные, например, коммутируемую телефонную сеть. «Вскоре стало очевидно, что если мы, условно говоря, при помощи напильника и кувалды попытаемся приспособить детский велосипед для перевозки бетонных плит, это, может быть, и получится, но, во-первых, обойдется недешево, а, во-вторых, будет менее помогать решению поставленной задачи, чем специальная техника. В нашем случае в качестве такой техники можно рассматривать технологию Ethernet, современную и функциональную, с большими возможностями для использования сетевых ресурсов и мультимедийных услуг. На заре применения у нее были ограничения по дальности передачи — можно было соединить компьютеры в локальную сеть в пределах одного здания, но со временем росли скорости, менялись расстояния. С учетом того, что оборудование было массово востребовано для создания локальных корпоративных сетей, оно оказалось безумно дешевым», — отметил г-н Милицкий.

 

По мнению российского эксперта, данная технология представляется оптимальной с точки зрения экономической выгоды для крупных городов с многоэтажной застройкой, где абоненты проживают плотно и компактно. В районах с преобладанием одноэтажной застройки с низкой плотностью населения в качестве нишевых будут востребованы технологии DSL и беспроводные. Тем не менее, уверен г-н Милицкий, время «беспроводного рая» в крупных городах, скорее всего, не наступит никогда, поскольку в данном случае речь идет о невозобновляемом частотном ресурсе с ограниченной пропускной способностью, соответственно, данный ресурс всегда будет дороже. Таким образом, беспроводной доступ останется нишевой услугой с четко очерченным применением — для подключения удаленных бизнес-пользователей, которым надо быть на связи всегда и везде, а также для недорогих с точки зрения трафика приложений типа проверки почты.

 

Прогнозируя перспективы казахстанского рынка широкополосного доступа, г-н Милицкий предположил, что в силу специфики географии страны и типов застройки вряд ли стоит ожидать такой концентрации, как в России, скоростного доступа по оптоволокну; в связи с этим заведомо большую долю оттянут на себя беспроводной доступ и DSL-технологии.

 

Справедливость данного тезиса косвенно подтвердили данные, приведенные аналитиком компании iKS-Consulting Светланой Черненко. Согласно им на корпоративном рынке широкополосного доступа 70-процентную долю удерживают DSL-технологии, порядка 9,8% — Ethernet, 9,3% — беспроводной доступ, 6,2% рынка представлено абонентами спутниковой связи. В сегменте домохозяйств картина еще более однозначная: свыше 90% пользователей составляют DSL-абоненты, 7,3% — абоненты кабельного телевидения, к Ethernet подключены менее 2% клиентов.

 

Представители ТОО «КаР-Тел» (торговая марка Beeline) выразили мнение, что расширению аудитории интернет-пользователей, которые получат доступ к высокоскоростному интернету, услугам видеоконференции, мобильного телевидения, будет способствовать внедрение технологии 3G. Однако г-н Милицкий не разделил их оптимизма: «Если у абонента есть доступ в интернет, не суть важно, использует он GPRS или 3G. Единственным преимуществом последней является большая скорость, однако в ней едва ли есть смысл при тех ценах на трафик, которые характерны для мобильных приложений. Трудно сказать, какие приложения настолько незаменимы, что пользователи будут готовы платить именно за скорость».

 

Вместе с тем некоторые нюансы казахстанского рынка широкополосного доступа так и остались загадкой для российского эксперта. В частности, вопрос о том, почему при наличии рыночного спроса и большого количества районов многоэтажной застройки (по крайней мере в крупных городах) не наблюдается заметного инвестирования в небольшие Ethernet-провайдерские проекты.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии