Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

Через 2 года Казнет станет Рунетом

В два года оценивают эксперты и игроки рынка сроки, необходимые Казнету, чтобы выйти «на уровень» и вернуть основной трафик, уходящий сегодня за пределы республики.

25 июня 2008 11:05, Надежда Мурзова, CNews.kz
Рубрики: Интернет

В два года оценивают эксперты и игроки рынка сроки, необходимые Казнету, чтобы выйти «на уровень» и вернуть основной трафик, уходящий сегодня за пределы республики. Близок и порог, за которым начнется лавинообразное развитие местного сегмента сети. Между тем, в кратчайший промежуток времени Казнет должен разобраться с внушительным багажом проблем.

 

Если казахстанский сегмент Всемирной сети сохранит нынешние темпы развития, то он станет конкурентоспособным через 2-3 года. У Казнета появится развитый рекламный рынок и востребованные сервисы. Однако самое важное, подчеркивают эксперты — рынку, прежде всего, необходимо ждать. К такому заключению пришли опрошенные CNews.KZ участники конференции «Интернет-Альтернатива», завершившейся 24 июня в Алматы.

 

«Не нужно даже возвращать всех пользователей, предпочитающих зарубежные площадки. 20% — тот стандартный рубеж, за которым начинается лавинообразное развитие местного интернета. Сейчас мы располагаем 12% пользователей. Этот год и следующий будут принципиально важны для формирования Казнета», — заявил Аскар Бишигаев, заместитель председателя АИС РК. По его мнению, Ее развитие через механизмы государственно-частного партнерства, с привлечением института развития — почему бы и нет? Самое важное — найти команду, без этого многие проекты не будут успешны.

 

Развитие Казнета — вопрос эволюционный. Медлительность крупных проектов создает благоприятные условия для развития локальных ресурсов. Например, если рассматривать бывшие страны СССР, то в Прибалтике существует достаточно развитый рынок социальных сетей, успешно сопротивляющихся натиску зарубежных проектов. Большинство людей идет на американские ресурсы. Однако в Латвии лидируют 2 местные сети, одна популярна у русскоязычного населения, другая — у латышей, что не мешает и Рунетовским ресурсам сохранять определенную популярность. Эстония с населением 2,5 миллиона располагает своей социальной сетью, популярной у пользователей, подобные сервисы в Казнете же пустуют.

 

«Если вспомнить, как выглядел Рунет в 1995 г., чего ни создавай — основная часть московских пользователей ходила на американские ресурсы. Это повторяется в любой географии, которая объединена общим языком и культурным кодом с другими географиями: пользователь ходит туда, где ресурсов больше, где больше денег в них вложено», — добавляет Антон Носик, руководитель службы блогов компании «Суп», владеющей Livejournal.

 

Специалисты сходятся во мнении, что драйвером роста Казнета станет локальный контент, что уже видно на примере конференции «Центр Тяжести». То, что сегодня в Казнете на достаточно высокой позиции находятся форумы, которые могут быть популярнее СМИ и локальных сервисов — нормальная фаза. Точно такой же этап в свое время переживал американский интернет. К примеру, в Дании по сей день самым популярным ресурсом является чат.

 

Директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс» Андрей Себрант отверг информацию о том, что именно «Яндекс» воплотит в жизнь идею национального поисковика. Он считает, что речь не должна идти о создании новой поисковой машины, скорее всего, будет адаптирован какой-либо из имеющихся сервисов. «Нельзя сделать его по приказу. Европа давно пытается сделать национальный поисковик в противовес Google. Какие средства потребуется здесь вложить в людей, в технологии для создания нового поисковика?!», — спрашивает он. В России несколько лет назад уже была подобная попытка. Миллионы были вложены в поисковик «Веб-альта», заявлявший о планах достижения 30% доли рынка. Лучшее, что удалось достичь команде, собравшей лучшие технологие и лучших специалистов — 0,3%.

 

Тем временем «Яндекс» не скрывает своего интереса к казахстанскому рынку, давая еще более оптимистичные прогнозы, чем представители государства.

 

«Казахстан находится на самом пороге момента, когда начинается взрывное развитие бизнеса в интернете. Это и скорое достижение 15% активной аудитории, что на американском опыте показывает, что с этой отметки рекламодатель неизбежно приходит к тому, что этим каналом информации нельзя пренебрегать. Более того, мы видим, что здесь есть люди, которые это понимают и за это болеют. Жизнь у вас будет становиться интереснее даже не с каждым годом — с каждым месяцем. И мы, соответственно, будем думать, как лучше в этом участвовать», — сказал Себрант.

 

Рекламный рынок — еще одна болевая точка на теле Казнета. Не секрет, что локальным ресурсам сегодня зачастую легче привлечь зарубежного рекламодателя, чем местного. Рецепт развития рекламного интернет-рынка, по мнению экспертов, может выглядеть так: 2-3 года обучающих семинаров, работы с клиентами и агентствами. С определенного момента наступает время, когда невозможно предоставить агентству медиа-план, в который не включена интернет-реклама. Этому, опять же, может содействовать приход на казахстанский рынок российского бизнеса с уже сформировавшейся «привычкой к интернету».

 

Казахстанскому интернету сложно по простой причине: рядом мощный, развитый Рунет. Поскольку русский язык здесь развит, Рунет естественным образом привлекает больше денег, больше трафика. Многие проекты — тот же национальный поисковик — требуют больше инвестиций, чем Казахстан может собрать для их реализации. Любопытно было бы вашим интернетчикам познакомиться с опытом нащих крупных городов, где интернет-бизнес живет под коллосальным давлением Москвы. С другой стороны, можно использовать Россию как источник идей, переносить их на местную почву, сказал Владимир Коровкин, генеральный менеджер компании Fcbi.

 

По его мнению, не стоит рассматривать основную часть уходящего в Рунет трафика, как потерянный. Большей частью трафик уходит на почтовые и поисковые сервисы, и гораздо важнее, куда он пойдет с поисковиков. С почтой дела обстоят немного сложнее: этот бизнес инвестиционноемкий и не технологичный, что создает сложности в конкуренции.

 

Однако эксперты считают, что преувеличивать проблему привлечения рекламодателей не следует. В Казахстане, как и везде, где есть запаздывание по отношению к России или Америке. Там приходилось работать в ситуации, когда рекламодатель вообще не понимал, что такое интернет. Важнее направить большую долю рекламы на местные площадки.

Комментарии