Следите за новостями

Цифра дня

3 млн активных соцаккаунтов в Казахстане

Рынок производства медианосителей в Казахстане находится в зачаточном состоянии

Сегодня в Казахстане работает только один завод по производству CD/DVD-дисков — LaserMaster, который афилирован с известным в Казахстане лейблом «Меломан».

10 июня 2008 11:20, Александр Галиев, Computerworld Казахстан
Рубрики: Рынок

Сегодня в Казахстане работает только один завод по производству CD/DVD-дисков — LaserMaster, который афилирован с известным в Казахстане лейблом «Меломан». Рассмотрим проблему с одной стороны — со стороны конкурентного преимущества отечественных издателей.

 

«Меломан», в свою очередь, является крупнейшим ритейлом медиа в Казахстане. Именно под свои потребности тиражирования медиа, компьютерных программ и игр, и, прежде всего, в классификации CD/DVD-дисков, компания реализовала проект репликации этих медианосителей в Казахстане. LaserMaster является производством с полным циклом, которое состоит из трех основных технологических ступеней: мастеринг, т.е. изготовление матрицы будущего оптического диска, репликационная линия (тиражирование дисков) и нанесения изображения на поверхность диска. Появление такого комплекса, безусловно, подстегнуло развитие отечественного медиарынка и перевело его на цивилизованную модель лицензирования контента.

 

Впрочем, на этом в списке можно ставить точку. Тем не менее, для производства мелкотиражных партий оптических дисков больше сгодится способ записи информации на оптические «болванки». В тоже время, данный способ не может восприниматься как полноценная замена промышленному производству. И, прежде всего, из-за проблем совместимости с некоторыми устаревшими приводами. И цена. Она, в случае с тиражированием дисков на дубликаторах несколько выше. Сравните: цена изготовления DVD-диска на одном из крупнейших профильном предприятий России — компании «Маркон» при тираже 5000 экз. составляет около 36 тенге (без упаковки в кейс). Оптовая же стоимость чистого DVD-диска Verbatim при подобном тираже составляет 36-38 тенге за единицу. При этом на этот диск нужно записать информацию (примерно, 10 тенге), нанести изображение (диапазон очень большой от 10 до 100 тенге за единицу). Понятно, что диски, изготовленные заводским способом, имеют полную совместимость со всеми приводами. Во-первых, потому, что контроль качества здесь имеет промышленные стандарты. А во-вторых, сама технология литья — это отработанный годами техпроцесс, ориентированный на миллионные тиражи.

 

К чему необходим такой ликбез и какое он имеет отношение к локальному рынку и обсуждаемой теме? Один из трендов, который нельзя назвать, конечно, новым, но вполне устойчивым и применимым к печатной медиапродукции — это комплектация CD/DVD-дисками с адишионал-информацией. Например, для компьютерной прессы — это компьютерные программы, а для музыкальных и видеожурналов, соответственно, музыка и видео. (Сразу сделаем оговорку. В данной статье мы не затрагиваются вопросы правообладания программ или произведений, которые записываются на диски.) В конечном итоге, адишионал-информация — это существенное конкурентное преимущество для отечественных издателей. Другое дело, что мало кто из отечественных издателей может позволить себе такую «роскошь».

 

Такое длинное отступление признает существенный вакуум с точки зрения конкурентных аспектов функционирования отечественного медиарынка. Готовы ли отечественные издатели взять на себя бремя расходов по дополнению своих изданий дополнительными медиа? Мы говорим с представителем одного из немногих отечественных изданий, которое регулярно сопровождается DVD-диском — техническим редактором журнала MegaByte Дмитрием Петровым. «Мы уже больше года выходим с DVD-диском. Раньше это был CD-диск», — говорит Дмитрий. «И мы тиражируем диски сами», — продолжает он. В основе такого положения дел, отмечает он, две вещи — цена и сроки изготовления. По его словам при 6000 тираже, а именно такой сейчас тираж у MegaByte, стоимость изготовления собственными силами в 2 раза меньше, чем у LaserMaster, «да и сроки изготовления у нас более предпочтительные». Впрочем, есть и отрицательный аспект, подтверждает Дмитрий вышесказанное: порой диски не читаются на некоторых приводах. «Тиражируя диски сами, мы выходим на цену компании «Маркон» в России с учетом доставки и растаможки, но сложный процесс размещения заказов для компании из Казахстана, да и сроки доставки нас не устраивают», — завершает Дмитрий Петров.

 

Итак, где выход? Что делать издателям, которые хотели бы обогатить свои издания медиаданными, стать конкурентными по сравнению со своими российскими коллегами? В ценовом диапазоне, в котором находятся многотиражные издания, например, такие, как MegaByte (300-350 тенге) единственный выход — оптимизировать свои расходы. Как один из вариантов оптимизации — тиражирование дисков своими силами. Некоторые издания, стартовав с диском, вынуждены отказаться от его производства. Бывший исполнительный редактор журнала MegaGame — единственного «игрового» журнала в Казахстане отмечает, что почти 2 года журнал выходил с DVD-диском. «Сначала мы заказывали диск в LaserMaster по цене 120 тенге, потом решили тиражировать его сами. В итоге мы отказались от идеи вообще. По крайней мере, пока в Казахстане не появится репликация по умеренной цене».

 

В целом, подытоживая, следует отметить, что часто вопрос цены — это вопрос конкуренции. И, конечно, появление еще одного производителя оптических дисков — это, на мой взгляд, умеренно рискованный, но интересный для инвестиций проект (в среднем, при покупке бывшего в употреблении оборудования инвестиции составят 500-600 тысяч долларов США). На фоне ситуации с явным кризисом идей в высокотехнологичном секторе — это определенно заслуживает внимание. Впрочем, тут следует сделать небольшое отступление в сторону тенденций. Все чаще и чаще в качестве среды для передачи данных выступает интернет, а значит, часть роста потребностей как носителя будет ложиться на всемирную сеть. Другая тенденция — постоянное снижение стоимости не твердотельную память. Справедливости ради отметим, что в обозримом будущем она не сможет приблизиться к стоимости оптических носителей и говорить о том, что печатные издания будут сопровождаться флеш-дисками вместо оптических, относится к футурологии. Таким образом, хоронить DVD еще рано и он еще долгие годы будет фаворитом оптических носителей.

 

Что касается отечественного рынка репликации, то он, конечно, требует новых игроков, которые сформируют собственный сегмент потребителей, а конкуренция создаст реальные условия для снижения цен и стимулирует издателей для внедрения инновационных методов ведения бизнеса.

Комментарии