Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Рынок ноутбуков: объем, динамика, тенденции, крупнейшие игроки

Рынок ноутбуков является одним из самых быстрорастущих среди всех профильных рынков Казахстана.

10 июня 2008 11:18, Александр Галиев, Computerworld Казахстан
Рубрики: Рынок, Железо

Рынок ноутбуков является одним из самых быстрорастущих среди всех профильных рынков Казахстана.

 

Объем, динамика рынка

 

Объем рынка ноутбуков в штучном выражении в Казахстане в 2007 году оценивается примерно в 80 тыс. единиц. При средней стоимости ноутбука в районе $800 объем квартального рынка составляет около $16 млн. Эта цифра, конечно, не учитывает «серые» и «полусерые» каналы. Если взять их в расчет, то емкость квартального рынка скорректируется до $19-20 млн. В целом, можно предположить, что в 2007 г. емкость рынка находилась в диапазоне $76-80 млн.

 

Динамика рынка весьма впечатляет: рост объема продаж мобильных ПК в 2004 года находится на отметке 30-35%. В 2005, 2006 и 2007 годах — этот показатель уже близок к 50%. В тоже время, понятно, что такие темпы роста рынка не могут сохраняться долго. Уже в этом году многие вендоры ожидают существенное охлаждение динамики. В опросах фигурирует усредненный прогноз роста рынка ноутбуков в диапазоне 15-17%. Вероятнее всего, мы говорим о завершении волны гиперроста объемов. Если в 2006 году рынок ноутбуков в Казахстане в штучном выражении составил около 40 тыс. единиц, в 2007 — 80 тыс. единиц, то, согласно вышеназванной средней прогнозной результирующей, в 2008 году речь будет идти о приросте в 12 тыс. единиц. При этом, емкость рынка в штучном выражении перевалит за 90 тыс., приблизившись к очень важному психологическому барьеру — 100 тыс. ноутбуков, который, в соответствие с диалектикой развития предмета анализа должен быть преодолен в 2009 году. Сценарии ценовой политики могут быть представлены в 2 вариантах. Первый — снижение цен на ноутбуки со стороны вендоров, снижение маржи дилера, сети, которая идеологически характерна в условиях роста объемов продаж. Второй вариант не учитывает снижение цены на среднестатистический ноутбук. В этом есть резонный аспект: волна галопирующего снижения стоимости ноутбуков завершилась, а производители намеренно покидают сектор ультрадешевых ноутбуков, компенсируя потери в линейке расширением присутствия в верхних подсегментах мейнстрима, которые являются наиболее интересными. В тоже время, в обоих сценариях присутствует возможность снижения маржи дилера, сети. В целом, без учета снижения стоимости реализации среднестатистического ноутбука, в денежном выражении рынок в 2008 году может вырасти до 90 млн. долларов США. Итак, Казахстан, даже при снижении покупательной способности, спровоцированной проблемами в банковском секторе и на рынке недвижимости, будет демонстрировать уверенные темпы роста в сегменте мобильных ПК, ведь даже прогнозируемые 15-17% — это очень хорошо, например, в сравнение со стагнирующим североамериканским или европейским рынками. Кроме того, не достигнут и среднестатистический таргет, т.е. соотношение продаж мобильных ПК/десктопов (40%/60%). Сейчас этот показатель составляет чуть больше 20%.

 

Тенденции и перспективы

 

По оценке экспертов, однозначно выделены несколько важных продуктовых тенденций, которые окажут существенное влияние на формирование индустрии в ближайшие несколько лет. Первая, уже, вероятно, состоявшийся факт — широкоформатные матрицы. По аналогии с ЖК-мониторами, этой тенденции уже не один год и мультимедийные ноутбуки давно оснащаются широкоформатными панелями. Впрочем, рынок бизнес-класса до сих пор приемлет формулу 4:3.

 

Другая важнейшая тенденция — это увеличение срока работы в автономном режиме. Тут все гораздо сложнее, и работа идет в нескольких направлениях: от снижения энергопотребления, до разработки новых видов источников питания (например, метаноловые элементы).

 

Следующая тенденция — твердотельная память, которая воспринимается как замена стандартных HDD в мобильных ПК. В этом сегменте пока тоже все не так однозначно и борьба идет с переменным успехом. В целом, у HDD есть много козырей в рукаве, и еще до сих пор не понятно, кто одержит победу. И уже существуют гибридные диски, которые сочетают преимущества обоих технологий.

 

Развитие беспроводных протоколов, и, прежде всего, следующий логический шаг в этом направлении Wi-Max, — это еще одна тенденция. Думаю, что уже в этом, 2008 году, многие крупные вендоры представят серийные образцы мобильных ПК, оснащенных беспроводными модулями указанного формата.

 

Еще к одной важнейшей тенденции следует отнести кастомизацию ноутбуков, частью которой является дизайн. Сейчас практически все потребители делают немалый акцент именно на этом факте, и в дальнейшем эта тенденция только усилится: яркие и неоднозначные ноутбуки теперь в моде.

 

Крупнейшие игроки

 

Одна из наиболее интересных особенностей рынка Казахстана в том, что, вероятно, это единственный значимый регион на постсоветском пространстве, где не представлены ноутбуки корейских гигантов LG и Samsung. И это в то время, когда ноутбуки указанных производителей, например, на Украине занимают верхние строчки рейтингов. Впрочем, несколько лет назад, на заре формирования спроса, Samsung уверял, что скоро эффектно и с подобающим размахом, присущим компании, выйдет на отечественный рынок. И если для Samsung это так и осталось заявлением, то LG все-таки вышла на рынок и активно работала на нем, но, в конечном итоге, ушла с него по неназванным причинам. Таким образом, рынок в основном делят несколько производителей. Довольно слабые позиции у Dell, Lenovo, BenQ, а основная борьба развернулась между пятью брендами: Acer, Asus, Fujitsu-Siemens Computers, HP, Toshiba. Следует отметить, что в Казахстане есть и мобильные ПК местной сборки. О давней истории индустрии говорить не приходится, но на сегодня известны несколько локальных сборщиков, которые собирали модели под собственным брендом. В настоящее время на рынке есть только один производитель, который продолжает эту традицию — LogyCom.

 

По данным IDC, следует отметить, что лидером на рынке ноутбуков в Казахстане в I кв. 2007 г. стала Fujitsu-Siemens Computers, опередившая Acer и HP (кстати, Fujitsu-Siemens Computers и в IV квартале 2007 года подтвердила свое лидерство). Именно из этих трех брендов и состоит тройка лидеров рынка. Впрочем, весьма близко к основной группе расположились Asus и Toshiba. И причина тут, вероятно, в особом положении указанных вендоров. Asus и Toshiba позиционируют себя как производители, выделяющиеся из мейнстрима, а потому, находящихся в другой ценовой категории. Позицию и успех Acer, которая довольно поздно зашла на рынок, можно объяснить тем, что компания отличается своим «особым» поведением на рынке, игнорированием традиционных маркетинговых инструментом, широким ассортиментом продуктов в нижнем ценовом сегменте. Сейчас эта компания практически полностью доминирует именно в этом сегменте: позиции Acer в других сегментах весьма условны.

 

Положение Toshiba можно назвать нишевым, — эта компания известна, ее продукты пользуются доверием и определенным спросом. Asus уверенно наращивает объемы продаж, при этом корректируя свою рыночную стратегию в сторону упомянутых верхних сегментов майнстрима и премиум-класса. Действительно, у компании есть, что показать в этом направлении. Что касается HP, то позиция компании очень устойчивая, правда, линейка ноутбуков с лейблом HP не такая широкая как у конкурентов. Это некоторыми экспертами и приводится в качестве главного стратегического минуса. И Fujitsu-Siemens Computers, и HP представлены в Казахстане полноценными офисами, имеют разветвленную сервисную сеть и хорошую маркетинговую поддержку. Я бы не переоценивал перспективы Dell, BenQ и Lenovo на локальном рынке. Получить дополнительные проценты на рынке им будет очень сложно, особенно учитывая отсутствие какой-либо значимой маркетинговой активности. Смею предположить, что нет сомнений, что в 2008 г. ситуация в первой тройке лидирующих производителей не изменится. По крайней мере, положение Fujitsu-Siemens Computers и HP, без учета форс-мажора, представляются весьма прочными. Интрига в том, кто получит 3 место. Тут, на мой взгляд, наилучшие позиции у Asus по многим причинам: компания активно расширяет офис, входит со своими продуктами в новые сети.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии