Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

«Корпоративный беспредел» от K’Cell

Несколько сотен тысяч абонентов оператора сотовой связи K’Cell могут быть отключены без всякого уведомления в любое время.

17 марта 2006 16:47, Виктор Бурдин, Страна и Мир
Рубрики: Связь

Несколько сотен тысяч абонентов оператора сотовой связи K’Cell могут быть отключены без всякого уведомления в любое время. Огромное количество номеров этого поставщика услуг подвижной телефонии зарегистрировано на всевозможных юридических лиц, которые тысячами — оптом и в розницу — перепродают их вторым и третьим посредникам, а также конечным абонентам. Рядовые пользователи приобретают эти корпоративные номера, но не имеют на них практически никаких прав. Количество проданных SIM-карт с подобной «засадой» для абонента растет в геометрической прогрессии, но, похоже, владельцу K’Cell — ТОО «GSM Казахстан» АО «Казахтелеком» — это только на руку.

Все дело в абонентской плате

Пока в компании, владеющей K’Cell, тарифы на связь продолжают оставаться одними из самых высоких по Казахстану. Но кроме оплаты дорогих разговоров абоненты стандартного тарифного плана должны «отстегивать» своему оператору деньги в качестве абонентской платы, которая составляет около 1600 тенге в месяц. Получается очень приличная сумма, учитывая общее число «мобильных» казахстанцев. Но для юридических лиц с численностью в 10 человек и более K’Cell придумала «корпоративный тарифный план», в условиях к подключению к которому отсутствует абонентская плата, но зато такие номера регистрируются не на физическое лицо-пользователя номера, а на компанию, которой они и будут принадлежать. Многие предприимчивые казахстанцы, не желающие выбрасывать деньги на ветер, дующий со стороны K’Cell, смекнули, что могут заполучить номера без абонентской платы. Главное — найти знакомого в какой-нибудь организации, где раздают эти корпоративные номера, и взять или купить там лишнюю SIM-карту. Так номера K’Cell без абонентской платы стали распространяться среди абонентов начиная еще с 2000 года. Интересно, что спустя год-полтора после этого новшества в компании узнали про хитрость абонентов и наказали тотальным отключением тех, кто не был сотрудником какой-нибудь организации, но пользовался принадлежащим ей номером. Никаких претензий к K’Cell такие пользователи предъявить не смогли — юридически у них не было никаких прав на корпоративные номера. Да и скандала из этого практически никакого не было — во всей стране абонентов сотовой связи тогда едва насчитывалось 100 тыс. человек.

Карточный бизнес

Прошли годы, однако абонентская плата в K’Cell по-прежнему существует, и число желающих получить «дешевые» корпоративные номера K’Cell выросло до нескольких сот тысяч. Теперь даже хитроумные предприниматели научились делать деньги на желании абонентов сэкономить и жадности сотового оператора. Согласно внутренним правилам сотовый оператор выдает корпоративные номера любому юридическому лицу при предъявлении соответствующего пакета документов — свидетельство о регистрации, РНН и прочее. Многие деловые люди стали регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей лишь для того, чтобы потом сотнями и тысячами покупать корпоративные номера в K’Cell, а затем перепродавать их по гораздо более высокой цене оптом и в розницу.

Особенно этим прославился центр сотового товарооборота в Казахстане — торговый дом «Зангар» в Алматы. Практически каждый продавец здесь имеет солидный список корпоративных номеров по цене от 2,5 до 150 тыс. тенге в зависимости от «крутизны» выбранного номера. Однако продавцы сразу предупреждают покупателей: никакой ответственности за номер они не несут. Бизнесом по продаже корпоративных SIM-карт занялись даже некоторые организации, представителей которых трудно себе вообразить в качестве бизнесменов. Так, например, одним из самых распространенных поставщиков номеров в том же ЦУМе является Федерация борьбы, а гигантскую республиканскую сеть мобильных салонов «Евросеть» SIM-картами снабжает некое «Общество турков».

В любом случае продавцы передают абоненту чип с корпоративным сотовым номером K’Cell без документов, лишь изредка, по требованию самого покупателя, сообщая название организации, на которую зарегистрирован номер.

Обделенные услугами

Приобретая корпоративные номера, зарегистрированные на чужую компанию, не все покупатели понимают, что лишаются большой части привилегий полноценного пользователя сотовой связи. Во-первых, при краже или утере номера такой пользователь не сможет восстановить SIM-карту, потому что в абонентском отделе K’Cell клиентов по номерам обслуживают только при предъявлении паспорта или удостоверения личности человека, на которого зарегистрирован номер. Вот отчего call-центр K’Cell атакован множеством звонков раздосадованных клиентов, которые когда-то купили «левый» корпоративный номер, потеряли его и теперь не могут восстановить. Причем очевидно, что чем больше срок использования такого номера, тем обиднее утрата и мысль, что твой сотовый оператор ничего не смог для тебя сделать.

Во-вторых, реальный владелец фактически чужого номера не сможет воспользоваться рядом услуг компании, которые подключаются только с его письменного согласия, потому что, опять же, необходимо физическое присутствие и документы владельца номера. Пользователям корпоративных номеров, оформленных на некую фирму Х, вряд ли удастся заполучить в K’Cell детализированную распечатку своих разговоров, получить доступ к международному роумингу, оформить массу дополнительных мелких услуг, например таких, как отправка SMS через e-mail.

Беспечность или расчет?

В «GSM Казахстан» знают о буме на корпоративные номера среди некорпоративных пользователей. И хотя руководство компании уже пыталось наивно убедить казахстанцев, что ей совсем не выгоден большой приток абонентов, действия, а в данном случае бездействие, компании говорят об обратном: чем больше пользователей связи — 300, тем больше прибыли у «GSM Казахстан». Тем более, что в среднем пользователи корпоративных номеров K’Cell, а это в основном предприниматели, приносят оператору больше прибыли, чем карточный ActiV, популярный в основном среди небогатой молодежи.

На просьбу нашей газеты прокомментировать ситуацию с корпоративными номерами PR-служба K’Cell во главе с менеджером Куатом Домбаем дала следующий ответ (правда, спустя две недели после того, как вопрос был задан): «С точки зрения законодательства республики, каких-либо ограничений на количество номеров, оформляемых на юридических лиц, не существует. Поэтому сейчас имеет место ситуация, при которой некоторые организации, приобретая и оформляя на себя номера, перепродают их физическим лицам. Однако абоненты, которые приобрели таким образом номер, могут впоследствии столкнуться с определенными сложностями при возникновении вопросов, для решения которых требуется заявление от владельца, указанного в договоре. В случае возникновения подобной ситуации мы рекомендуем нашим абонентам обращаться по месту покупки данного номера».

Таким образом, компания «умыла руки» перед своими абонентами, предоставив им самим решать проблемы, возникшие с их корпоративными номерами. Очевидно, что выдавать номера строго на реальное количество сотрудников компании K’Cell не выгодно, поэтому и получается, что на организацию, состоящую из трех человек, регистрируются сотни номеров. Когда же деятельность таких фирм-однодневок прекращается, а происходит это очень часто, особенно сейчас, когда между продавцами корпоративных номеров существует большая конкуренция, перестает, по сути, существовать и связь между номерами. Многие фирмы, ликвидируясь, сами направляют письма в K’Cell с просьбой закрыть сотни номеров. Права простых абонентов, как это часто бывает на нашем рынке связи, остаются второстепенным фактором. Как нам кажется, немалая доля вины в этом лежит и на самом операторе.

Комментарии