Следите за новостями

KITEL в кризисе

Итоги прошедшей в Алматы центрально-азиатской ИТ-выставки KITEL 2008.

4 июня 2008 18:57, Надежда Мурзова, CNews.kz
Рубрики: Бизнес

Алматы пережил очередное центрально-азиатское телеком-ИТ-шоу KITEL. В большинстве, в этом году здесь заявили о себе компании, только вышедшие на рынок или начавшие завоевание своей ниши. Крупные игроки местного рынка на KITEL-08 замечены почти не были. Это можно объяснить как сформированностью партнерских связей местных телеком-магнатов, так и их боязнью соседства с посудными стендами.

Международная выставка KITEL в кризисе. В этом году она заняла всего 2 павильона выставочного центра «Атакент».

15-я Центрально-Азиатская Международная Выставка «Телекоммуникации и компьютерные технологии» (KITEL-2008) проходила с 27 по 30 мая. Доля участия казахстанских компаний в KITEL, по первичным оценкам, составила около 65–70%. Российские и европейские компании, утверждающиеся на казахстанском рынке, также не оставили выставку без внимания — впервые здесь замечены 3 компании из Беларуси. Однако крупные казахстанские компании, приезжавшие сюда из года в год, в этот раз от участия уклонились. Впечатление несколько сглаживал «Казахтелеком», уютно расположившийся почти на четверти павильона.

«Мы достаточно активно работаем на рынке Казахстана, участвуем третий год, и очень довольны результатами прошедшей выставки — здесь можно пообщаться с самым широким кругом специалистов, к которым не наездишься и за год», — рассказал Виталий Обрывин, представитель компании «Информтехника». Правда, тут же оговаривается: «Выставка становится все менее телекоммуникационной и все более непонятно какой. 3 года назад 2 павильона было телекоммуникационных, а сейчас — от силы полтора. И крупных компаний нет — может, это связано с тем, что рынок насыщается, либо с тем, что клиентская база крупных компаний сформирована, и им нет смысла охотиться за клиентами на выставке».

Первым годом работы KITEL стал 1994 г. Тогда в выставке приняли участие около 70 фирм, более 90% которых были крупные международные компании. С 1997 г. стало заметно преобладание телекоммуникационных участников — 60% от 150 компаний из 30 стран. В 1997 общее количество участников по сравнению со стартовым выросло в пять раз.

Популярность KITEL достигла пика в 2004 г. Тогда в ней участвовали уже 400 компаний из 50 стран мира, на выставке побывало 35 тыс. специализированных посетителей. KITEL полностью заняла 4 павильона выставочного центра «Атакент» и главный зал гостиницы The Regent Almaty.

В прошлом году выставка заинтересовала только 250 компаний из 20 стран мира (казахстанские участники — 58%, международные- 42%), количество посетителей-специалистов упало до 9230 человек. KITEL-2008 не смог заполнить и 2 павильонов ВЦ «Атакент», разделив их с экспозицией бытовой техники.

«Мы участвуем в KITEL впервые, два года назад мы завезли в Казахстан свою продукцию, и в прошлом году впервые приняли участие. Участие в KITEL помогает продвигать продукт к конечному покупателю. Я прилетала сюда 2 года назад, выставка была в три раза больше, с каждым годом участников все меньше и меньше. Мне кажется, это связано с финансовым кризисом, его отражением на рынке», — считает Елена Грахова, менеджер компании Brightpoint.

По результатам опроса CNews.KZ, многие участники склонны считать, что наблюдаемый стойкий спад свидетельствует о слабости не выставки, а об общем спаде деловой активности в Казахстане. Между тем, в 1999 году, несмотря на кризис, KITEL занимал 4 павильона. Более того, осенью 1999 года в Астане впервые прошло «продолжение» выставки — международная выставка Astana KITEL.

«Казахстанский «айтишмент» — лопнувший пузырь? Бред. После двух лет участия в очень недешевых ИТ-проектах, могу сказать: проекты чем дальше, тем дороже. Кризиса никакого нет, все новые и новые конторы хотят себе ERP (и не просто ERP, а SAP или Oracle) и CRM (и не просто CRM, а подороже). А вот KITEL, действительно, дешевка. Нормальная контора нынче не выбирает себе поставщика из Казахстана. Это, как показала практика, затраченное впустую время и деньги. Все продавцы и внедренцы обычно минимум москвичи», — говорит один из ключевых сотрудников проекта SAP «Народного Банка».

В развитии KITEL можно проследить несколько основных тенденций. В первые годы выставка привлекала больше международных и меньше местных компаний. Постепенно мероприятие менялось от ИТ-направления к телекоммуникационному, сейчас же рамки ИТ-мероприятия размываются и исчезают. В отведенных под KITEL павильонах встречались стенды банков и прессы, а также и слегка неожиданные в «айтишной» обстановке посуда, бытовая техника и массажный салон.

«Некогда заявить о себе на KITEL было немаловажным, выставка зарекомендовала себя, но в последние годы становилась все хуже. В наших глазах она исчерпала себя. Выставка не заполняется — ее неэффективность уже очевидна. Мы отказались не только от участия, но и от спецпредложений», — комментирует «неучастие» компании «Арна» (оператор Ducat) Александра Шиклеева, pr-менеджер провайдера.

Крупные компании, наблюдая эту ситуацию, задумываются о пользе от трат на участие в некогда престижном ИТ-мероприятии. К стоимости аренды одного места (как стало известно CNews.KZ, порядка $1500) прибавляются расходы на стенд, полиграфию и многое другое. С позиции завязывания новых деловых контактов мероприятие, не отличающееся новизной лиц, крупным участникам рынка также малоинтересно. ИТ-маркетологи перестают рассматривать выставку как способ успешного продвижения брэнда.

«Для нас эта выставка характеризуется не то чтобы плохой посещаемостью — но ожидалось лучше. Уменьшается наплыв посетителей из-за того, что выставка из года в год проходит в одном формате, не менявшемся в течение последних лет 8–10.  Соответственно, для ИТ-компаний не выгодно участвовать, затраты, понесенные на выставку, себя не оправдывают. С точки зрения продвижения брэнда участие здесь, по моему мнению, оправдывается примерно на 30%. ИТ-сфера развивается, и проблема не в ней. Для развития выставки, как мне кажется, надо сделать больше рекламы, изменить формат выставки, может быть, вместо привычных стендов продумать общий дизайн, организовать шоу для привлечения большего количества посетителей — а значит, и компаний-участников», — считает Сергей Шин, региональный менеджер Eaton по странам Южного СНГ.

Как прокомментировал Андрей Нижников, менеджер крупного интегратора «Логиком», компания больше не видит возможности найти на KITEL новых клиентов или поставщиков. Если говорить даже не о KITEL, а в целом о выставочной деятельности компании Iteca, то здесь лидирующие позиции постепенно сходят на «нет», говорит он. Финансовой и партнерской перспективы участия там нет, и особенно это касается 2008 г. Для крупных компаний смысла в подобных мероприятиях становится все меньше: перспективный корпоративный сектор освоен, а массовый потребитель в интересных для них количествах там не появится. Тем более, что выставку, теряющую популярность, посетить даже при всем желании, сможет далеко не каждый.

«В этом году участвует много производителей телекоммуникационного оборудования, банковского оборудования, компьютерной техники, системных интеграторов и телерадиовещательных компаний. Посетители — исключительно профессионалы, в этом году зевак на выставке нет, отбор посетителей ужесточен. По оценкам участников, выставка прошла неплохо», — считает Ксения Климова, менеджер проекта, директор департамента телекоммуникаций и ИТ-проектов Iteca.

Это стоит считать началом конца KITEL, и упадочные тенденции были видны еще год-два назад — единодушно заявляют как участники выставки, так и компании, в этот раз отказавшиеся от участия. Нужное количество участников не набирается, и KITEL сливается с оказавшейся менее популярной выставкой CEM Central Asia 2008 («Бытовая техника, Электроника и Товары для дома»).

Комментарии