Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Спам заказывали?

Использование SMS-спама в Казахстане, как один из эффективных способов рекламы и маркетинга.

30 мая 2008 18:27, Рафаэль Балгин, Деловая неделя
Рубрики: Связь

16 мая абоненты казахстанского оператора мобильной связи K’Cell (впрочем не только они), да и не только его, получили SMS-сообщение, привлекшее их внимание самим фактом своего распространения. В «мессадже» говорилось: «Privet! Kak dela? 14 maya 2008 goda v Astane NDP Nur Otan provodit I S’ezd MK Zhas Otan. Otprav’ svoi pozhelaniya nam! www.ndp-nurotan.kz ili nanomer 1405». Подпись отправителя: K’Cell.

Вопросы к отправителю

Стремительный рост числа абонентов сотовой связи не мог остаться без внимания политтехнологов, в первую очередь тех из них, кто практикует «черные» или навязчивые технологии. И раз уж компания GSM-Kazakhstan с торговой маркой K’Cell позволила разместить на своих мобильных просторах навязчивую информацию не общественного, а рекламного характера от новоявленных отечественных политтехнологов, то и «ДН» оставила за собой право узнать, как и почему это делается.

Созвонившись с Call-центром, «ДН» узнала телефон приемной данной компании, где девушка милым голосом, в свою очередь, переправила нас в маркетинговый отдел. Она же напоследок сказала, что рассылкой не обязательно может заниматься сама компания GSM-Kazakhstan. Она может предоставлять базы данных по телефонам своих абонентов другим коммерческим организациям. Непонятным осталось то, почему под сообщением в этом случае подпись K’Cell. Также девушка на ресепшене сказала, что за официальным ответом нужно обращаться в GSM-Kazakhstan с письменным запросом.

Разговор же с менеджером из маркетингового отдела вообще толком не сложился. Оказалось, что рассылкой рекламного характера компания GSM-Kazakhstan не может заниматься. «Мы осуществляем рассылки. Да, но это (только) государственной важности! И по официальному письму, и только из министерств и акиматов». Оказалось, что рассылка с информацией от партии «Нур Отан» — пусть и политического содержания, но государственной важности. К этому менеджер добавила: «Здесь было бизнес-решение руководства».

На вопрос, почему бизнес-решение затрагивает частную жизнь клиентов, т.к., по сути, является спамом, менеджер отдела маркетинга категорически опровергла эту информацию, хотя, как говорится, факт налицо. Узнав, что она общается с корреспондентом «ДН», менеджер сама спросила: «Я как обычный специалист, что могу ответить?». В ее голосе прозвучала боязнь потерять работу. На вопрос о том, кто в итоге отвечает за принятие решения по отсылке SMS-сообщения, она ответила коротко: «Я думаю, что руководство. Непосредственно я это сообщение не рассылала».

Связаться напрямую с руководством компании по телефону невозможно, сказали нам в приемной компании — оператора мобильной связи. Вопросы в письменном виде или надо записаться на прием. «ДН» решила подготовить вопросы мобильному оператору и продолжить обсуждение темы в следующем номере.

Новая спамовая действительность

Эксперты по вопросам компьютерной безопасности всего мира с тревогой ждут проникновения хакеров в сети мобильной телефонной связи. Вскоре волна спама сможет захлестнуть не только компьютеры, но и мобильники. Везде в мире стали учащаться случаи жалоб абонентов различных операторов мобильной связи на то, что в их адрес приходит все больше и больше непрошеной информации рекламного характера. Такие сообщения, как и в интернете, называются спамом. Зачастую пользователи просто не обращают внимания на непрошеную рекламу, удаляя такие сообщения из своих мобильников. На самом деле пагубность таких рассылок заключается в том, что они являются безальтернативным вмешательством в личную жизнь. С остальной рекламой — на ТВ, радио или в печати — мы знакомимся по своему желанию, в то время как реклама по сотовому телефону достает нас везде, не предоставляя возможности устраниться от нее.

В отличие от сетевого спама стоимость мобильного ощутимо разнится. Однако все восполняется за счет читающих абонентов. Основной закон рекламы — действенность. Она в случае с SMS-спамом составляет как минимум 99%, т.к.  при удалении сообщений все пользователи соток вынуждены читать их. Если сообщение длинное, то читают только его часть и в основном оставляют без внимания сразу, как только понимают, что это спам. Этот закон является ключевым показателем для совершенствования искусства SMS-спамеров и рекламных отделов компаний-заказчиков. Он делает фразы короткими, но понятными.

Всем давно известно, что базы абонентов некоторых компаний не первый день находятся в полулегальной, но вполне доступной продаже, хотя и являются сугубо личной информацией. Остальное — дело техники. Несмотря на относительную дороговизну для отправителя SMS-рассылок, ими очень активно пользуются, признавая невероятную эффективность этого вида рекламы. По некоторым данным, спам в электронной почте читают до 20% получателей. А пришедшую на телефон SMS-ку прочтет, сами понимаете, каждый. Другое дело, какие это может вызвать эмоции. Не говоря уже о том, что SMS-спам загружает память мобильного телефона, из-за чего туда могут не попасть действительно важные сообщения.

Рассылка спама — это целая система электронной коммерции. Кто-то собирает заказы, формирует их и запускает в работу, а кто-то формирует и продает базы телефонных номеров. Исходя из того, что входящие SMS для абонентов казахстанских операторов бесплатны, главным неприятным моментом может стать момент получения сообщения и осознания того, что на твое личное и к тому же оплаченное пространство, пусть и виртуальное, кто-то покушается. Оставив свой номер где-нибудь (анкета, списки рассылки интернета, сослуживцы и другое), вы сами рискуете попасть в базу данных по рассылке SMS-сообщений. Но когда ваш телефон предоставляется для спама мобильным оператором, это сродни воровству, ведь вы сами не давали согласия на разглашение личной информации.

Различные мобильные вирусы, SMS-спам и прочие неприятности могут подстерегать каждого владельца мобильного устройства. Специалисты по безопасности (в том числе и мобильной) утверждают, что SMS-сообщения, которые рассматриваются как спам, часто бывают далеко не так безобидны, как обычная реклама. Часто от получателя требуется перезвонить на определенный номер (что может выразиться в дополнительных тратах) либо зайти на интернет-сайт и ввести там какие-нибудь личные данные (что вообще чревато кражей еще более секретной персональной информации пользователя).

SMS-сервисы уже завоевали огромную популярность, к тому же они очень удобны в случае недоступности голосовой связи — например, при терактах. SMS передаются даже при отсутствии голосовой связи, что связано с маленькими объемами информации в каждом сообщении и наличием особого приоритетного канала передачи данных. Однако в этом есть и свои минусы. Если хакеры будут посылать большое количество сообщений, SMS-канал не выдержит нагрузку и заблокирует передачу действительно важных SMS и голосовых вызовов.

Многие специалисты считают, что система передачи SMS является слабым звеном во всей сети сотовой связи. Особенно если учесть, что существуют интернет и компьютеры, которые могут вслепую посылать заданное количество повторений сообщений на определенной скорости. Вопрос только в том, чтобы знать номера. При этом риск блокирования мобильных систем связи, загружаемых спамом, является реальной.

Пользователи не в состоянии сами защитить себя от хакеров. Этим должны заниматься операторы связи. Максимально обезопасить мобильные системы от спама могло бы блокирование возможности передачи текстовых сообщений через интернет. Но на этот шаг не пойдет ни одна компания. Другой способ предотвратить «мобильный» спам — ввести ограничения на количество посылаемых в телефонной сети сообщений. Специалисты рекомендуют также в будущем разделить системы передачи голоса и сообщений, чтобы передаваемая текстовая информация не могла влиять на звонки. Операторы могут хотя бы хранить приватность своих клиентов.

Степень защищенности и впрямь не слишком высока. Использовать для рассылки подставной IP-адрес сегодня не проблема, что уже давно практикуется компьютерными спамерами. А базы данных абонентов мобильных операторов, вероятно, можно найти в полулегальной, но вполне доступной продаже. Хотя, чтобы найти, достаточно уметь обращаться с поисковыми системами интернета и телефонными справочниками, в которых компании и предприниматели указывают кроме стационарных телефонов часто и мобильные номера. Но и здесь первая линия обороны — сами мобильные операторы, а если вместо защиты они занимаются спамом, что делать простым абонентам? Перестать пользоваться сотовой связью?

Откуда дует ветер?

За рубежом SMS уже имеет немало способов применения разной степени неожиданности. Если служба заказа такси по SMS в Австралии не удивляет, то поиск преступников немецкой полицией, когда она отправляет текстовые сообщения абонентам сотовых сетей с приметами преступника или пропавших без вести людей, еще способно привлечь своим авангардизмом полисменов Казахстана. SMS, первоначально задумывавшаяся как вспомогательная функция, позволила операторам сотовой связи и различным специализированным компаниям предложить услуги, которые прежде не имели отношения к телефонии. Среди них различные игры и конкурсы, подписные сервисы рассылки информации, мобильные платежи и услуги доступа к CRM-системам предприятий посредством SMS.

Провайдеры мобильной связи начали повсеместно в мире предоставлять своим абонентам возможность отправки коротких текстовых сообщений только в 2000 году — несмотря на то, что такая технология существовала с начала 90-x. К настоящему моменту сам факт популярности этого сервиса не вызывает сомнений. В США это уже настолько популярно, что утвердился специальный глагол «to text». И имеет смысл обсуждать уже последствия такого положения дел — например, SMS-маркетинг как одно из достижений нового века. Если маркетинг — это все, что стимулирует продажи, но не сами продажи, то SMS-маркетинг — это все, что стимулирует продажи с помощью SMS.

Первыми в мире с мобильным спамом столкнулись, естественно, американцы и японцы. Столкнулись и пришли в ужас. Некоторые операторы берут с пользователей деньги даже за поступающие на их телефоны SMS-сообщения. То есть получатель нежелательного письма, как правило, рекламного характера не только вынужден знакомиться с ненужной информацией, но и обязан оплачивать ее получение. Заблокировать получение подобных сообщений можно, лишь зная уникальный номер отправителя, а их может быть астрономическое количество. В случае рассылки SMS из интернета вычислить отправителя становится почти невозможно, если вы не из ФБР, ЦРУ или «Моссад».

У нас в отличие от «законодателей» SMS-действительности количество абонентов не такое ошеломляющее. Отстаем мы от них на 4–5 лет по внедрению новых маркетинговых технологий. Это, вероятно, обусловлено степенью охвата населения и спросом на подобные услуги. К нам мода на SMS-сообщения рекламного характера, с уверенностью можно сказать, пришла из России, где SMS-рассылки стали содержать в себе политическую рекламу. Если на Западе это вызвало бы довольно резкую огласку, то в постсоветских странах, где все решает административный ресурс, все в руках тех, кто вовремя успевает или чувствует свою безнаказанность. Отсюда и «бизнес-решения» мобильных операторов.

В цивилизованных странах, уважающих покой и личную жизнь своих граждан, принимаются законы, ограждающие пользователей от спам-действий. К примеру, Европарламент принял окончательное решение о защите электронных коммуникаций. Теперь для того, чтобы осуществлять массовые рекламные рассылки по SMS, электронной почте или факсу, маркетинговым компаниям необходимо получить согласие на получение этих посланий со стороны адресата. Остается дождаться, когда подобные мысли посетят и наших законодателей. Хотя, если учесть, что парламентарии принадлежат на 99% только к одной партии, то можно забыть про это.

Американским примером мобильной спамовой действительности стала предприимчивая парочка спамеров, умудрившихся разослать более 5 млн. (!) SMS рекламного характера. Уже пойманные и осужденные, они рассылали SMS-спам по всей Америке. От их действий пострадало более 200 владельцев мобильных устройств — и это только в одном штате Флорида.

Власти Китая просто приказали сотовым операторам страны избавиться от SMS-спама, получающего все большее распространение в китайских сетях в последнее время. Как сообщается на сайте агентства «Синьхуа», распоряжение компартии было издано в рамках борьбы с «нездоровыми» явлениями, возникающими по мере информатизации китайского общества.

Министерство информационной индустрии Китая опубликовало заявление, в котором возмутилось количеством «грязи», скрытой в телекоммуникационных сетях, и охарактеризовало ситуацию как серьезную. В нарушение регулирующих норм по сетям общего пользования распространяется реклама порноресурсов, игорных ресурсов и эзотерических услуг, которые в стране запрещены, так как «засоряют общество и распространяют очень дурное влияние».

Как посчитали американские специалисты, если посылать в сеть 165 сообщений в секунду, то можно перегрузить линию связи всего Манхэттена. «Мобильный» спам становится вполне реальной угрозой. Хакеры сейчас могут посылать SMS через интернет — если таких сообщений будет очень много, канал передачи текстовых сообщений окажется перегружен. Ситуация в этом случае будет аналогична атакам типа DDoS, широко практикуемым злоумышленниками в Сети. Впрочем, это оружие используют и власти, чтобы бороться с оппозиционными сайтами. На днях в подобных действиях Астану обвинил осужденный на 40 лет экс-зять президента Рахат Алиев.

А вот, согласно решению польского органа защиты данных (Generalny Inspektor Ochrony Danych Osobowych, GIODO), массовая рассылка спама посредством SMS абсолютно законна. Виновным оказалось правительство этой страны. В июне 2003 г. оно разослало владельцам мобильных телефонов напоминание о предстоящем референдуме по вопросу вступления Польши в Евросоюз.

Из 30 миллионов польских граждан 58,85%  обладало избирательным правом. Не менее 77,45%  проголосовало в пользу вступления в Евросоюз на референдуме, который состоялся 7–8 июня. Бюро Европейской интеграции (Bureau for European Integration) разослало всем владельцам мобильных телефонов сообщение о том, что они могут принять участие в голосовании до 20:00.  Спам не получили только те, кто предварительно сообщил своему оператору об отказе от этой рассылки.

Один из владельцев телефонов подал жалобу на своего оператора сотовой связи, так как посчитал, что его приватность была нарушена. Польская служба защиты данных посчитала эту рассылку законной (аргумент: сообщение не являлось рекламой). Рассылка рекламных сообщений частным лицам по электронным каналам связи запрещена соответствующим законом, принятым 18 июля 2002 года и вступившим в силу 10 марта 2003 года. Спам запрещен не как нарушение приватности, а как препятствие честной конкуренции. Бюро Европейской интеграции было разрешено рассылать SMS-спам, так как его цель вполне законна — информировать граждан о процессе вступления Польши в европейское сообщество.

В свою очередь министерство Великобритании по управлению торговлей устроило массовую рассылку мошеннических SMS. Сообщения получили несколько тысяч молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. В каждом первом SMS значилось: «Внимание! Возможно, вы выиграли 1000 фунтов стерлингов!». Следом приходило второе сообщение с опровержением первого и объяснением, зачем оно было отправлено.

Таким способом британские власти намереваются повысить уровень осведомленности молодежи о телефонном мошенничестве. Ведь по данным исследований, 6% всех жертв жульничества — это люди в возрасте от 15 до 24 лет. Кроме того, в рамках проводимой кампании министерство открыло SMS-сервис, с помощью которого можно получить все данные о владельцах коротких телефонных номеров с повышенной тарификацией, которыми обычно и пользуются мошенники.

В Европе принимаются достаточно жесткие законы, регламентирующие использование SMS в качестве рекламного инструмента. Например, в той же Великобритании принят закон, требующий запрашивать у пользователей разрешение на рассылку рекламных сообщений на мобильные телефоны.

Конечно, SMS как один из эффективных способов рекламы и маркетинга может быть использован в Казахстане. Но ведь для этого, во-первых, нужна законодательная база (ведь очевидно, что SMS-спам со временем будет только возрастать), а, во-вторых, договорные отношения между мобильным оператором и его клиентом. Пока же нам не понятно, на основании какого права нас безальтернативно засыпают рекламой, в том числе и политической, из-за чего возникает только одно чувство — раздражение.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии