Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Пишите письма, или Как сделать так, чтобы тратить деньги на новые технологии и откатываться при этом в каменный век

«Электронное правительство» смогло успешно запустить только сайт www.e.gov.kz, но и он не слишком информативен.

23 мая 2008 18:06, Махамбет Ауезов, Деловая неделя
Рубрики: Общество

Пока чиновники тратят миллиарды тенге на проект «электронного правительства», задуманное, чтобы существенно сократить бумажный документооборот, коммуникации, количество госслужащих и время, затрачиваемое на бюрократические процедуры, ведомства буквально захлебываются от бумаг, количество которых и расходы на них растут с угрожающей быстротой. И тут вопрос даже не о том, что государственные менеджеры как обычно неэффективно распоряжаются народными деньгами, а в том, что при этом достигается результат, прямо противоположный намеченному. И никто не несет ответственности. Хотя бы для разнообразия.

Счетный комитет никогда особенно не баловал журналистов конкретными данными. Так, к примеру, о том, как он проанализировал исполнение бюджета, ведомственный сайт ничего не говорит, кроме того, что этот отчет был сдан «досрочно» (а кто торопил?). Но это лирика, а суровая правда жизни все-таки в конкретных цифрах, которые комитет раскрыл по небольшому, но одному из самых амбициозных проектов правительства — его электронному аналогу, куда должны были войти не только web-сайты министерств и ведомств (к слову, также не самого лучшего качества), но также система облегчения предоставления услуг населению, улучшения внутриведомственного взаимодействия и радикального уменьшения бумажного документооборота.

Что мы имеем в итоге? Во-первых, вывод: «По оценке Счетного комитета, госпрограмма реализована не в полном объеме из-за отсутствия комплексного подхода к синхронности внедрения ключевых параметров, а также четко проработанной единой концепции. Уровень готовности многих государственных органов к формированию компонентов «электронного правительства» не отвечал предъявляемым требованиям». То есть получается, что принимали и реализовывали программу наши чиновники без готовности, без единой концепции и без комплексного подхода. То есть без всего того, что нужно. С тем же успехом можно было бы представить миру какой-нибудь казахстанский автомобиль — без колес, без мотора и руля. Зато наш, доморощенный…

Но это цветочки, а ягодки, выражаемые в конкретно растраченных деньгах налогоплательщиков, — дальше. «К концу 2007 года планировалось создать »платежный шлюз«, цель которого — формирование автоматизированной системы наличной и безналичной оплаты в режиме on-line за услуги, оказываемые в рамках «электронного правительства», — сообщает Счетный комитет. — В 2007 году из выделенных 250 млн. тенге 137,9 млн. тенге, или 55,2%, направлено на внедрение прототипа платежно-информационного шлюза для взаимодействия с банковской системой. В результате не были закуплены программное обеспечение, модули, оборудование и услуги по сопровождению на общую сумму 110,6 млн. тенге». Что мы получили вместо электронных услуг? Журналисты, кстати, почувствовали это раньше всех. Если раньше мы могли отправлять запросы в министерства по факсу или через электронную почту, то теперь они принимают их только в письменном виде, в качестве исключения чиновники соглашаются на то, чтобы выслать копию ответа по факсу. Никому уже не нужное письмо приходит спустя месяцы. Простым налогоплательщикам не лучше. Представьте себе, вы давно ликвидировали свое ИП, а тут приходит письмо из налоговой — мол, тут за вами такой должок образовался, что вообще почти подсудное дело. Глотая валокардин, вы являетесь в комитет, чтобы узнать, что тут просто в электронной базе ошибка появилась.

Но вернемся к отчету наших доблестных Счетчиков: «Не создан Центр управления доменом .kz. Для его создания в 2005 году было разработано техническое задание и программное обеспечение системы управления. Закупленное в 2006 году серверное оборудование и коммутатор CiscoCatalyst на сумму 25 млн. тенге с момента приобретения не эксплуатируются». Не говоря о том, зачем нашим властям управлять Казнетом (ну, кроме того, чтобы быстро прикрывать неприятные сайты вроде боратовского), вспомним хотя бы пример с шымкентской электростанцией, которую по бумагам и расходу денег построили, а на карте и визуально никто найти не может. Электронное правительство, конечно, и создано для того, чтобы обеспечить присутствие госорганов в виртуальной реальности, но ведь не наоборот же — чтобы из реальности деньги тупо уходили в виртуальность?

Далее по тексту. «Нереализованной осталась задача по обеспечению 15% активного населения республики удостоверениями личности нового образца на основе смарт-технологий, — пишут проверяющие. — Из-за нерешенности вопроса юридической значимости документов, формируемых электронным способом, не достигнуты ожидаемые результаты по предоставлению 25 интерактивных е-услуг населению, созданию условий для реализации транзакционных услуг». Тут у нас, кажется, для того, чтобы электронные паспорта изготавливать, государство то ли целую иностранную фирму, то ли их акции прикупило. Выходит, зря потратились, — сами с собой чиновники договориться не смогли или не успели. Но и это, в принципе, тоже понятно, почему — тут тоже без могильщиков «электронного правительства» не обошлось. Но об этом позже.

А сейчас о гордости, в том числе и национальной. То бишь о первом казахстанском космическом спутнике, под который наше щедрое правительство создало АО «Национальная компания Kazsatnet», на формирование уставного капитала из республиканского бюджета в 2006 году выделено 1,4 млрд. тенге. Так вот, это АО, по данным Счетного комитета, «не обеспечило в 2006 году услугами телекоммуникации необходимое количество государственных органов», а «установленные земные спутниковые станции в 32 акиматах областного, городского и районного уровней в 2007 году», как назло, «не ориентированы на использование существующих наземных каналов». То есть рожденный летать не смог уползти, а крылья как-то не прорезались. Парадокс. Но и это еще не все. За национальную гордость (а, похоже, ничего, кроме этого, казахстанский спутник в себе не несет) мы платили по нескольку раз: «Несмотря на то что в технико-экономическом обосновании АО «Национальная компания «Kazsatnet» предусмотрена оплата использования ресурсов (транспондера, радиочастот) для тестовых испытаний в сумме 52,9 млн. тенге, Агентством по информатизации и связи необоснованно выделено 30,2 млн. тенге на эти цели. Из указанной суммы нацкомпания оплатила за аренду транспондера 6,5 млн. тенге. Всего нацкомпания арендовала транспондеры для тестовых испытаний у АО «Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств» на сумму 52,4 млн. тенге». Скупой платит дважды, а щедрый, как наши власти, может это делать бесконечно. То, что наша космическая программа, по сути, ничего стране не принесла, поняли даже в профильном ведомстве, отказавшись еще от одной «новой-старой» поделки, «впариваемой» нашей стране дружественными союзниками-арендаторами космодромов. Надо ли говорить, что от такой хозяйственности у нас на военных учениях «суперсовременный комплекс» противоракетной обороны, поставленный также с Севера, не снимают с платформ поездов — до стрельбища еще своим ходом ехать надо, а солярки нет ни капли.

Но мы отвлеклись. А в тексте отчета тем временем «планировалось технологически оснастить серверный центр». Вы будете смеяться, но «он не был обеспечен электрическим питанием требуемой мощности»… А «закупленные два дизель-генератора стоимостью 82,1 млн. тенге из-за отсутствия готовности строящегося здания подстанции находятся на ответственном хранении у поставщика». Последствия злонамеренно тут как тут: «В результате за период эксплуатации серверного центра в 2007 году произошли внештатные ситуации, зафиксировано аварийное отключение вводного автомата питающего кабеля из-за перегрузки мощности». Ну да разве нас это остановит от очередного перерасхода? Нет, конечно: «Кроме того, при технологическом оснащении серверного центра АИС переплатило АО «Казинформтелеком» 6,1 млн. тенге и излишне приобретено оборудование стоимостью 3,5 млн. тенге». Это, конечно, где-то и можно расценить, как поддержку отечественного предпринимателя, если бы разница не оседала бы в карманах, а шла, к примеру, на расширение производства.

Благотворительность благотворительностью, но тут уже стали и сроки поджимать. Стыдно вышло: «Правительством срок первоначального внедрения информационной системы «Реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения» (ИС «РНиОН») переносился дважды — с IV квартала 2003 года на 15 октября 2005 года. Срок окончательного ввода в эксплуатацию определен на конец 2008 года (то есть уже трижды перенесли, просто не посчитали. — «ДН»). На эти цели выделено и освоено бюджетных средств в сумме 322,9 млн. тенге. Однако до сих пор запуск камерального контроля не производился. Аккумулированные сведения государственных органов неактуальны, что затрудняет сверку и исчисление налоговых и других обязательных платежей».

Ну тут можно и об обещанном. Вот «неактуальные документы» в «электронное правительство» пришли, вот не договорились Минюст и кто-то там еще о том, чтобы признать электронные паспорта представительными бумажками, а все почему? А потому, что то же «электронное правительство» не внедрило вовремя единую систему электронного документооборота (ЕСЭДО), общие расходы по которой составили 1,7 млрд. тенге в 2006 и 72,5 млн. тенге — в 2007 (причем, «дополнительно сверх предусмотренных госпрограммой»), не говоря уже о том, что работать она должна была начать с 2006 года. «Система ЕСЭДО государственных органов принята в постоянную эксплуатацию только 5 апреля 2007 года. При этом из-за отсутствия мониторинга потребности и несвоевременного распределения на складе Агентства находятся технические средства, приобретенные в 2005–2006 годы на сумму 61 млн. тенге», — сообщают нам Счетчики.

То есть шли все эти согласования между министерствами и ведомствами в виде простых и непритязательных конвертиков — из кабинета в кабинет, оттуда — курьером — в другие кабинеты, рискуя потеряться, застрять, получив «не ту» резолюцию, или вообще пропасть незнамо где. А что вы хотели? Думаете с внедрением, не при детях будет сказано, ЕСЭДО что-то изменилось? Ха! Читайте: «Внедрение ЕСЭДО предполагало сокращение организационных расходов. Анализ произведенных расходов в 2007 году в 25 госорганах по сравнению с 2004 годом, в которых внедрена система ЕСЭДО, показал, что в 2007 году почтовые расходы по пересылке документов возросли на 75%, расходы на бумагу — на 68%, расходы по приобретению печатного оборудования и расходных материалов к нему — в 2,6 раза. При этом численность персонала государственных органов, занятых на упаковке и пересылке корреспонденции, увеличилась на 34%. Расходы на сопровождение единой системы электронного документооборота, арена каналов связи и другие сопутствующие расходы, связанные с системой, в 2007 году составили 340 млн. тенге». То есть все те деньги, которые разворовали, растратили или проели на «электронное правительство, не только ушли в трубу, но последовали туда же вслед за теми деньгами, которые оно должно было на нем сэкономить. Это все равно, что спустить кучу денег на ремонт автомобиля, который так и не поехал, и потратить при этом огромные средства на такси, так и не съездив на базар. Сколько раз платит скупой? А наше правительство — еще больше.

Вдумайтесь, пожалуйста, в эти цифры. «Почтовые расходы по пересылке документов возросли на 75%, расходы на бумагу — на 68%, расходы по приобретению печатного оборудования и расходных материалов к нему — в 2,6 раза», то есть на 260% — постеснялись, видимо, в эквиваленте давать. А, и еще «численность персонала государственных органов, занятых на упаковке и пересылке корреспонденции, увеличилась на 34%». Увеличилось все — количество бумаг, расходов и чиновников. Стало ли лучше? Нет. А журналистам — так вообще хуже. Паркинсоновщина какая-то  — чем больше чиновников в адмиралтействе, тем меньше кораблей на плаву. Так и получается — чем больше тратится денег, тем меньше результат, тем дальше мы откатываемся от того, к чему стремимся. На таких ценах на нефть, как сейчас, мы сможем в рекордно быстрые сроки умчаться впереди всей планеты обратно в каменный век. И что самое обидное, никого не накажут. Нет, конечно, когда в пещеры вернемся, то дубинками настучим — и за IT-технологии, и за космический спутник, и за, прости Господи, ЕСЭДО, и за письма пропавшие; но пока еще все при галстуках — виноватых нет.

Тот же Счетный комитет, обобщив изложенное, думаете, отправил материал в прокуратуру? Неправильно думаете. Он мягонько так, чтобы никого ненароком не обидеть, «рекомендует правительству разработать комплекс системных мероприятий по формированию целостного е-правительства с учетом последних мировых тенденций развития IT-сектора». Что-то поняли? Мы — нет.

Зато в правительстве, наверное, хорошо поняли, что значит другое предложение Счетчиков — «обеспечить полноценное финансирование мероприятий по формированию электронного правительства, проводить мониторинг готовности е-правительства на основе признанных в международном сообществе индексов». Дайте им еще денег! — вот что это значит. Нет, не увольте всех, кто растерял, растащил и ничего не сделал, а дайте им еще денег. Какой смысл предлагать «ответственным за разработку и внедрение механизмов межведомственной координации информационных систем государственных органов» Агентство по информатизации и связи, если оно уже принимало участие в этом проекте, растратило кучу денег, и все без результата? Что вообще у нас называется «ответственность», если никто по итогам таких отчетов не то что в тюрьму не садится, но и кресел не теряет. А где еще коррупция, как не в таких неоправданных растратах и мздоимстве на местах? Конечно, с коррупцией проще бороться, провоцируя на взятки отдельных, видимо, неугодных чиновников да журналистов, но можно ли так ее победить? Вернее, хотят ли тогда ее вообще побеждать? — большой вопрос.

Чего мы добьемся, если холдинг «Самгау» по рекомендации Счетного комитета разработает «систему показателей развития отрасли IT-сектора для полноценного проектирования и контроля за реализацией проектов отрасли, включая госпрограмму»? Ничего. Для властей в демократической стране есть только один показатель — голоса избирателей на выборах. А то, что они каждый раз подсчитываются вопреки абсолютной неэффективности исполнительной, законодательной и судебной властей, говорит либо о том, что, по крайней мере, белорусские программисты, разработавшие систему для подсчета голосов «Сайлау», ели свой хлеб не зря; либо о том, что сама система власти настолько гениальна, что, как и рак, пока никак не лечится. Ну а пока у нас остается такое «электронное» или, скорее, «виртуальное» правительство, нам ничего не остается, кроме как посоветовать согражданам: пишите письма! Факсы и e-mail все равно не дойдут.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии