Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Электронный торг уместен, или как перевести бизнес-отношения на уровень IT-технологий

Развитие и становление электронных торгов и электронных торговых площадок в Казахстане.

15 мая 2008 15:22, Халида Бижикеева, Известия-Казахстан
Рубрики: Интернет

Поиск потенциальных партнеров, деловые переговоры, получение и обработка информации и в итоге встречи для обсуждения окончательных позиций соглашения… Приблизительно так выглядит классическая, но устаревшая схема ведения бизнеса с точки зрения продвинутых компаний.

Правда, в Казахстане позволить себе выказать подобную оценку в адрес коллег-консерваторов могут всего лишь пару тысяч компаний. Но это общее (!) количество из всех имеющихся в республике организаций корпоративного сектора и субъектов малого и среднего бизнеса, использующих систему электронных торгов. Причем первые в большинстве своем относятся к категории «заказчик», вторые — «поставщик». Общая цель и тех и других — наладить электронную торговлю. Место встреч — электронные торговые площадки (ЭТП).

К слову, на разработку и запуск только одной такой площадки в Казахстане требуются инвестиции, исчисляемые сотнями тысяч долларов США. И, судя по тому, что сегодня в республике функционирует порядка десяти ЭТП, интернет-коммерция — дело как минимум перспективное…

«Объяснение заинтересованности компаний в услугах электронных площадок, — говорят представители отечественных ЭТП, — как все элементарное — просто. Электронное оформление сделок экономно, быстро и эффективно». И, дабы перечисленные в пользу ЭТП доводы воспринимались не просто как реклама, к ним прилагаются доказательства. Согласно которым, к примеру, заказчик сохраняет от 25 до 30 процентов средств, выделенных на закупку, а поставщик расширяет географию поставок и, соответственно, список клиентов. По словам директора департамента инновационных технологий «Казкоммерцбанка» Нурлана Жигипарова, через их электронную торговую площадку за четыре года существования было заключено более тысячи сделок. Общий объем их составил свыше четырех миллиардов тенге. «Очевиден и тот факт, — подчеркивает Нурлан Жигипаров, — что это достаточно перспективная технология ведения и расширения бизнеса. Ведь механизм выбора поставщиков и работы с ними, а также управление закупками в электронном виде гораздо удобнее и экономичнее даже с точки зрения содержания персонала, отвечающего за приобретение или распространение товара. Уверен, что со временем услугами электронных торговых площадок воспользуются и компании, которые сегодня все еще работают по старинке».

В большинстве своем отечественные площадки универсальны. Хотя некоторые из них работают и по конкретным секторам. Кстати, практика деления площадок по определенной специфике набирает обороты. Крупные заказчики в поиске поставщиков предпочитают не тратить время на мониторинг всех имеющихся торговых площадок, а выходить на свой «клуб по интересам».

Миссия невыполнима?

По мнению аналитиков, отечественные площадки не выполняют одну из своих главных миссий — делать процесс договоров максимально прозрачным. Особенно это касается эпизодов, где в качестве заказчика выступают государственные организации и национальные компании. Не секрет, что именно они являются своего рода «лакомым кусочком» для любого поставщика. В этих случаях, по мнению аналитиков, принцип прозрачности не срабатывает по двум причинам. Во-первых, пресловутый «человеческий фактор». То есть преимущество при заключении сделок отдается аффилированными структурам или компаниям, имеющим «доступ к телу». Во-вторых, информация о поставщике, выигравшем тендер, поступает де-факто. Де-юре же остается «за кулисами». «У нас часто происходит так, — говорит аналитик Павел Грудницкий, — что непонятны не только решения в пользу того или иного исполнителя, но толком не разъяснены даже условия по проводимым тендерам. Это при том, что наглядным примером для подражания может стать практика ЭТП по вопросам госзакупок в странах Европы».

По словам аналитика, здесь изначально выставляются четкие требования и условия поставщикам. «У нас же электронные площадки используются министерствами, госструктурами и национальными компаниями для «галочки», — говорит он. — Так как они просто обязаны объявить о тендере на товар или услугу официально. Получается, что электронные площадки в Казахстане выполняют функцию сайта объявлений, где можно просто поместить информацию, отправить заявки и объявить результат». Хотя одним из вариантов выхода из ситуации давно и не раз рассматривался способ оценки поставщика по балльной системе. То есть заказчик выставляет анкету с требованиями, поставщик ее добросовестно заполняет и, набрав наибольшее количество баллов, автоматически выигрывает тендер. Но инициатива также давно и часто застревает еще на «зачаточном» уровне.

Единственно, в чем сошлись мнения и экспертов и представителей ЭТП, так это в степени значимости площадок в формате «бизнес для бизнеса». Прогнозы, что электронных торговых площадок будет больше, так как они действительно сокращают затраты и поставщика, и заказчика в несколько раз, также поддержаны с обеих сторон. Если бы не одно «но». Активными пользователями интернетом как технологией ведения бизнеса, даже если учитывать корпоративный сектор, пользуются в лучшем случае процентов десять из всего количества пользователей — 35–40 тысяч человек. В малом и среднем бизнесе ситуация еще сложнее: глобальная сеть в целом и отечественные сайты в частности вызывают интерес в единичных случаях. Более того, наш интернет-рынок несравним даже с российским: Рунет занимает четвертое место в мире. А это миллионы пользователей.

Соседи плохого не посоветуют?

Если говорить о ситуации с электронной торговлей в России, то там ЭТП появились в 2002 году, и их — около сотни. Правда, представители российской ассоциации электронных торговых площадок честно признают, что некоторые из них действительно выполняют функцию доски объявлений. Да и проблем на начальном этапе формирования торговых площадок было достаточно. К примеру, в первые годы становления около 8 процентов лотов просто закрывались. Связано это было с тем, что заявок либо не поступало ни от одного поставщика, либо был только один претендент. Так как были сосредоточены в рамках отдельно взятого региона. Проникновение же в соседние зоны из-за разницы в технологиях было затруднительно. Логическим выходом из этой ситуации стало объединение площадок путем модификации форматов, обмена информацией и постепенной замены технологий. «Первое, с чего начала наша ассоциация, — это организация филиальной сети, — говорит заместитель председателя Ассоциации электронных торговых площадок Илья Димитров. — Сегодня к ассоциации относятся более пятидесяти площадок со всех регионов России. И мы предполагаем, что сотня ЭТП — еще не предел». По его словам, объяснений таким предсказаниям два. Во-первых, ЭТП оказалась не только экономически эффективным способом развития бизнеса, но и стала мощным антикоррупционным инструментом. Во-вторых, государственные структуры смогли увеличить количество поставщиков и снизить цены по некоторым товарам и услугам. Прогнозы по перспективам развития электронной торговли в Казахстане у представителей АЭТП не менее радужные. В особенности это относится к планам по взаимной интеграции российских и отечественных поставщиков и заказчиков на ЭТП обеих стран. Но сегодня ведутся только переговоры по информационному обмену. Хотя в случае сведения правил «игры» и технологий взаимопроникновение как исполнителей, так и заказчиков станет проще автоматически. «Мы уже сегодня готовы присутствовать на казахстанских торговых площадках по вашим правилам и на ваших условиях, которые прописаны в законе Казахстана, — говорит Илья Димитров. — И уверен, что наш рынок будет интересен вашим поставщикам и заказчикам».

Комментарии