Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Казахстанская плазма

Казахстанские игроки запускают новые проекты по производству компьютеров и компьютерной техники, но чтобы добиться успеха, им придется выдержать мощную конкуренцию с мировыми брэндами.

13 мая 2008 15:15, Эксперт Казахстан
Рубрики: Рынок, Железо

Отечественные игроки запускают новые проекты по производству компьютеров и компьютерной техники, но чтобы добиться успеха, им придется выдержать мощную конкуренцию с мировыми брэндами

B первые дни мая Glotur Production анонсировала проект строительства завода по производству LCD-дисплеев и плазменных панелей. Доля Glotur — 35%. Остальные участники — Национальный инновационный фонд (НИФ) (40% участия) и сингапурская компания DS Multimedia (25%). Запуск предприятия ожидается к концу 2008 года. Инвестиционная емкость проекта — 23,5 млн. долларов, предполагаемый срок окупаемости 5,5 лет. Завод будет построен в алматинском парке информационных технологий Alatau IT-city. В июле завершится строительство, к ноябрю закончится монтаж технических линий, и завод мощностью 950 тыс. единиц продукции в год будет сдан в эксплуатацию.

Судя по всему, от разговоров о необходимости развития отечественной IT-индустрии участники рынка переходят к делу. Их подталкивает рост рынка — динамика роста продаж ПК в Казахстане в 2007 году составила 25–30%, в нынешнем году предполагается рост на 20%. При таких темпах насыщение рынка прогнозируется только в 2015–2017 годах. Но, несмотря на это, реализовать задуманный проект будет не просто — у местных игроков сильные конкуренты со всемирно известными брэндами.

PC своими руками

В марте нынешнего года Glotur Production уже запустила в эксплуатацию конвейерную линию по сборке персональных компьютеров под маркой Tecata. Стоимость проекта составила 450 млн. тенге, предполагаемый срок окупаемости — 4,5 года. Финансировал проект фонд АИФРИ Glotur Technology (создан АО «Glotur» и НИФ). До конца текущего года планируется собрать 20 тыс. системных блоков. У компании уже есть договоренность с розничными сетями и сервис-партнерами. В самой компании говорят, что это первая конвейерная сборка в Казахстане и начало промышленного производства системных блоков, но с этим можно поспорить. В LogyCom еще в 2005 году осуществили запуск своего конвейера и частично автоматизировали процесс производства. В Alser Computers нам рассказали, что эта компания также обладает сертифицированным производством, где продукция проходит контроль качества и тестируется. Таким образом, уже в нескольких компаниях есть поточная сборка системных блоков. По данным Glotur, 60% компьютеров на казахстанском рынке собраны внутри страны, при этом 40% продаваемой в стране продукции предлагается частными сборщиками.

Говоря о преимуществах собственной сборки, Glotur Production указывает на низкую стоимость техники. Дешевый отечественный компьютер начал рекламироваться за год до того, как был собран первый системный блок. Руководство Glotur Production утверждает, что цены на их продукцию на 20% ниже рыночных.

В 2009 году, когда проект выйдет на полную мощность (100 тыс. компьютеров в год), в Казахстане должно быть продано 750 тыс. ПК. Фактически компания претендует более чем на 10% рынка. По мнению одного из игроков, «сейчас на рынке достаточно серьезная конкуренция». «Рынок фактически разделен между крупными игроками, которые усиливают свои позиции. Тем не менее, новый игрок сможет найти себе место при правильной стратегии работы».

Дисплеи made in Kazakhstan

Более значимым может стать второй проект компании Glotur Production — по выпуску плазменных панелей и дисплеев. Предполагается, что на новом заводе будет осуществляться полный цикл производства. Две технологические линии будут выпускать продукцию разных диагоналей для мониторов и телевизоров. Подобное производство является крайне сложным, поэтому в мире изготовлением плазменных панелей занимаются такие компании, как Matsushita Electric Industrial (Panasonic) и LG. Сингапурскую компанию взяли в проект в надежде на получение доступа к ее технологиям.

При сотрудничестве с зарубежными партнерами в Казахстане в течение двух лет также планируется создать RND-лаборатории (конструкторское бюро). В частности, здесь планируется проектировать материнские платы для телевизоров и компьютеров. После проектировки компания будет размещать заказ на соответствующем заводе (их печатают, в частности, в Индонезии и на юге Китая). По словам создателей проекта, это значительно удешевляет стоимость изделия. Печатать материнские платы в Казахстане будет невыгодно как минимум в течение ближайших 3–5 лет, считает председатель правления Glotur Ханат Нурекенов.

Продукция казахстанского завода по производству плазменных панелей в будущем будет реализовываться как внутри страны, так и на экспорт. В 2006 году во время подписания договора о создании завода президент компании DS Multimedia LTD РТЕ Ким Йонг Хьюн выразил уверенность, что продукция нового предприятия составит «достойную конкуренцию ведущим производителям подобной техники».

Победить иностранцев

Участники рынка считают, что с продвижением нового продукта могут возникнуть проблемы. По оценкам Cnews объем рынка мониторов в Казахстане составляет примерно 400 тыс. единиц в год. Учитывая среднюю цену за монитор в 220 долларов, текущий объем рынка составляет примерно 88 млн. долларов. Иностранные игроки находят наш рынок весьма привлекательным. «В компании ViewSonic заявили, что 2008 год будет являться для ViewSonic определяющим для развития бизнеса в Казахстане. В наших планах довести нашу долю на рынке мониторов в этом году до 5–8%  и до 10–13% в 2009, — говорит менеджер по развитию бизнеса ViewSonic Алексей Новик. — IT-рынок Казахстана вообще и рынок мониторов в частности год от года демонстрировали впечатляющий рост (35–40%). Такими темпами роста не могла похвастаться ни одна другая страна в СНГ! И даже несмотря на то что в этом году рост, по-видимому, несколько замедлится, общий объем рынка мониторов в 2008 году, тем не менее, составит величину около 350–400 тыс. устройств. Казахстанский рынок IT является третьим по величине рынком в СНГ».

Основную долю на рынке мониторов в Казахстане, более 50%, занимают такие компании, как Samsung и LG. При этом Samsung удерживает долю рынка во многом благодаря позиционированию брэнда, созданному в прежние годы. Кроме того, здесь представлены BenQ, Fujitsu Siemens, Philips и прочие. Все эти компании будут составлять конкуренцию малоизвестному казахстанскому брэнду.

«Для потребителя имеет значение брэнд, и введение на рынок нового брэнда — дело очень трудоемкое. К тому времени, когда в Казахстане появился BenQ, он уже был известен здесь, и, тем не менее, пришлось приложить много усилий для его продвижения», — рассказал один участник рынка.

«С точки зрения конкурентоспособности такой продукции у меня есть сильные сомнения в целесообразности организации производства в Казахстане, — говорит Алексей Новик. — Все-таки стоимость сборки в Китае намного ниже, а транспортные издержки не так велики. К тому же производство мониторов под локальным брэндом предполагает серьезные инвестиции в маркетинг. В СНГ определенного успеха локальные производители добились только, пожалуй, в Белоруссии. Но и там этот успех был обусловлен не экономическими, а административными факторами — для всех бюджетных тендеров в приказном порядке предлагалось закупать только мониторы белорусского производства, пусть даже и по совершенно неконкурентной цене».

Казахстанская продукция при небольших объемах производства и дорогой рабочей силе действительно едва ли может быть конкурентоспособной по цене. Остается уповать на современные технологии и высокий уровень качества производимой продукции. Некоторые аналитики все же считают, что брэнд made in Kazakhstan сумеет потеснить мировых производителей, по крайней мере внутри страны.

В любом случае запуск проектов Glotur явно станет важным шагом вперед для отечественной IT-индустрии.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии