Следите за новостями

Интеграция по-казахстански

Стадии становления и современное положение рынка системной интеграции в Казахстане.

8 мая 2008 18:23, Вера Сучкова, Computer Club Magazine
Рубрики: Рынок, Железо, Софт

Рынку системной интеграции в Казахстане — около 15 лет. Все это время он рос, развивался, менялся, а вместе с ним менялось и значение этого сложного термина. Сегодня все больше компьютерных компаний начинают гордо именовать себя системными интеграторами, и думается, мода на интеграцию еще даже не достигла бума.

Что же стоит за этими двумя словами? Мы живем в мире комплексных систем, единственной константой которого можно считать тенденцию к постоянным изменениям. Каждая компания ежедневно генерирует и обрабатывает море разнообразной информации, используя постоянно улучшающиеся технологии, чтобы удовлетворить растущие запросы клиентов и выжить под ценовым прессингом требований рынка.

Основой для успешного функционирования любой организации является ее информационная среда. Понимание этой среды, ее построение, интеграция с другими составляющими, нормальное функционирование, своевременное развитие и т.д., — все это базис повседневной работы компании. Для решения этих задач и существует системная интеграция.

Истоки и корни

На заре становления рынка системной интеграции под этим термином как заказчиками, так и поставщиками услуг подразумевалась, в основном, комплексная продажа техники или построение локальных сетей на основе имеющегося оборудования. Сегодня как никогда заметна роль интеллектуальной составляющей интеграции: понимание бизнеса заказчика, построение системы с учетом всех имеющихся факторов и конечной задачи ее эксплуатации, предварительная глубокая экспертиза проекта. Соответственно, требования также выросли.

В 1994 г. начался процесс разделения торгового рынка на крупно-оптовых (дистрибьюторы) и мелкооптовых (дилеры) продавцов. Год спустя в рядах дилеров был отмечен рост числа системных интеграторов и VAR-продавцов. Появившиеся в начале 90-х годов компьютерные фирмы создавались в основном на базе коллективов разработчиков решений (чаще всего программистов), которые тогда заявляли о себе именно в этом качестве. Однако дать реальную прибыль в компьютерном бизнесе в то время могла только торговая деятельность — поставка техники, к которой многие фирмы относились как ко временному, вспомогательному направлению работы. Трудности реализации услуг в области системной интеграции определялись не только довольно низким спросом, но и тем, что исторически многие предприятия имели собственные сильные отделы вычислительной техники и автоматизации.

Появление большого количества системных интеграторов объясняется просто: переходом клиентов от использования автономных ПК, хаотично разбросанных по подразделениям предприятия, к сетевым решениям. Их реализация потребовала набора новых услуг от компьютерных фирм, таких как разработка проекта, комплексные поставки оборудования и ПО, установка и наладка сетей, обучение персонала, техническое обслуживание и пр. Для системной интеграции периода 1994–1996 гг. в целом характерно то, что участие интеграторов в проектах ограничивалось лишь созданием вычислительных систем на базовом уровне и не затрагивало прикладных задач клиентов. В лучшем случае компьютерные фирмы предлагали заказчику некоторый вариант собственного типового решения, обычно связанного с автоматизацией отдельной службы организации (например, бухгалтерии или склада).

Постепенно основной акцент стал делаться не на массовых закупках оборудования (случай, когда об эффективном решении исходной задачи обычно забывают, хотя такие примеры еще не редкость), а на комплексном решении проблемы. Сейчас на первое место выходит установившаяся в цивилизованном мире практика выбора партнера, прежде всего по уровню предлагаемого сервиса, качеству решения, а уже потом по остальным критериям.

Изменились условия работы системных интеграторов. В интеграционных проектах резко возросла роль консалтинга, методологий управления, практического опыта — иначе говоря, того «воздуха», за который еще несколько лет назад никто платить не хотел.

Новый виток комплексной автоматизации

Системная интеграция сегодня — это создание, сопровождение и развитие информационной инфраструктуры организации, то есть комплекса программных и технических средств, полностью обеспечивающих работу с информацией. Системный интегратор должен решить задачи заказчика, выбрав наиболее эффективный инструментарий, который может и не входить в обычный перечень продуктов и услуг, предоставляемых им самим или его партнерами.

Мы попросили оценить нынешний объем рынка системной интеграции и тенденции его развития Сергея Шевцова, генерального директора компании ABS, одного из ведущих системных интеграторов Казахстана.

«Я думаю, комплексные решения для автоматизации бизнеса сейчас пользуются довольно хорошим спросом, — считает г-н Шевцов. — Особенно это касается крупных компаний. Если посмотреть на рынок в целом, то нашими клиентами являются, в основном, предприятия, которые имеют 1000 и больше сотрудников. При внедрении проекта в такой компании эффект системной интеграции будет более ярко выражен. На Западе комплексные решения являются стандартом, и не важно сколько человек работает в компании — 20 или 100. Они строят системы изначально правильно. Особенность нашего рынка в том, что информационные решения используются тем эффективнее, чем крупнее организация. Даже если маленькая фирма, насчитывающая 10–20 сотрудников, решит воспользоваться услугами системного интегратора, то, возможно, и эффект, и отдача будут не так заметны.

Что касается объема рынка, то мы ежегодно проводим такие исследования. В этом году, по нашим оценкам, объем ИТ-рынка в Казахстане составит порядка 2,2 млрд. долларов, а на долю системных интеграторов придется около 15% в его структуре. Но составляющая интеграции, ИТ-услуг, постоянно растет. Основной тенденцией на рынке, с нашей точки зрения, является и возрастающая специализация системных интеграторов в какой-то сфере. Сейчас все труднее повышать квалификацию персонала, поскольку сотрудникам, которые умеют внедрять какие-то решения, необходима постоянная практика. У многих маленьких компаний нет возможности удержать высококвалифицированного специалиста, если он не находит постоянного применения своим навыкам. У крупных же компаний, в том числе и нашей, всегда есть большие проекты, где сотрудники в полной мере могут проявить свои знания и умения».

Интегратор и заказчик

Еще вчера заказчики очень смутно понимали сам смысл термина «системная интеграция». Сегодня многие уже хорошо ориентируются на рынке услуг и могут четко сформулировать, чего именно они хотят от поставщика. Заказчики отдают предпочтение компаниям, давно работающим на рынке, поскольку сами достаточно хорошо понимают, что для создания комплексной системы требуется опыт, и «необходимо построить не один дом, чтобы понять, как правильно его строить».

С другой стороны, принципиально новым для фирмы-интегратора является то, что если в прошлом ее функции ограничивались рамками поставленной заказчиком задачи, то теперь ей нужно выступать в роли именно постановщика задачи. Кроме очевидного повышения ответственности за конечный результат, это означает существенное изменение требований к квалификации, что выходит за пределы чисто компьютерной сферы, в рамках которой системные интеграторы действовали раньше.

Создание информационной системы предприятия может проходить по двум принципиально разным схемам: первая — это автоматизация отдельных этапов деятельности предприятия с ориентацией на структуру, сложившуюся к данному моменту; вторая — существенная перестройка с учетом современных возможностей вычислительной техники. Очевидно, что эффективность последней схемы значительно выше.

Принципиальным моментом в реализации обоих вариантов служит изменение стратегических целей заказчика. В первом случае речь идет об оптимизации на уровне круга задач, решаемых отделом автоматизации предприятия, во втором — о получении эффекта в глобальном масштабе, на уровне всей организации (например, увеличения прибыли для коммерческой фирмы). Соответственно, оптимизация задач в первом примере формулируется как достижение максимального эффекта в рамках отпущенных на проект средств, а во втором — как минимизация затрат на проект, обеспечивающий достижение заданного результата. Исходя из вышесказанного, схема финансирования коммерческого предприятия в упрощенном виде определяется либо существующим размером прибыли предприятия, доля которой выделяется на автоматизацию, либо прогнозируемым увеличением его прибыли в результате внедрения новой системы. Следует помнить, что для убыточного предприятия единственным реальным способом автоматизации может быть только второй вариант, который подразумевает, в частности, привлечение средств со стороны. С точки зрения компьютерного бизнеса переход от затратного механизма финансирования отрасли к инвестиционному делает ее развитие чрезвычайно перспективным.

Очевидно, что создание информационных систем по второй схеме требует от системного интегратора выполнения принципиально нового круга задач. Если раньше он был ограничен решением только технических проблем, то сейчас во главу угла ставится доскональное изучение прикладной сферы деятельности заказчика, исследование организационной структуры (бизнес-процедур, информационных потоков и пр.), диагностика проблем, разработка рекомендаций по их решению, создание конкретного проекта их реализации, его сопровождение и развитие в будущем. Таким образом, на передний план в работе системных интеграторов выходит аналитическая деятельность — консалтинг.

Если заказчику сложно поставить задачу для интегратора, то вводится этап предварительного консалтинга. Чтобы выработать грамотное техническое задание для создания или реорганизации более-менее крупной системы, необходим тщательный учет не только информационных, но и финансовых потоков внутри организации. Анализ стоит потраченных на него денег, так как дает возможность подготовить рекомендации по оптимизации бизнес-структуры компании.

Рассчитать возможность развития сложной информационной системы хотя бы на год-два вперед по плечу далеко не каждой компании, даже если она называет себя системным интегратором. Для этого нужно хорошо знать, какая продукция предлагается конкретными производителями в рамках проекта, а также какое оборудование выйдет на рынок в течение рассматриваемого периода. Понятно, что перспективные планы развития своих продуктов производитель доверяет только наиболее приближенным партнерам. Кроме того, желательно в том же объеме быть посвященным в планы производителей конкурирующего оборудования.

Интегратор и вендор

Любопытно отметить, что наши крупнейшие системные интеграторы не считают друг друга конкурентами. Как такое может быть? Очень просто — этот рынок все еще захвачен мировыми вендорами, и на долю отечественных интеграторов, даже весьма крупных, выпадают очень небольшие проценты (например, у той же ABS доля рынка немногим более 4%). Как бы там ни было, наши интеграционные компании являются лишь поставщиками услуг — все необходимое оборудование и программное обеспечение им приходится устанавливать от тех же вендоров, что, естественно, никоим образом не помогает успешно отвоевывать у них рынок.

Интеграторы вблизи

Сегодня системным интегратором называет себя чуть ли не каждая компьютерная компания, имеющая на то достаточно амбиций. Однако реально отвечают всем современным требованиям рынка немногие. Остановимся на крупнейших.

Одним из старейших и самых известных системных интеграторов в Казахстане является компания ABS, которой этим летом исполнится 14 лет. Первым ее проектом стало внедрение структурированной кабельной системы на 1500 портов в «Национальном Банке». Такое решение было осуществлено в Казахстане впервые. Также из крупных проектов можно отметить автоматизацию зданий «КазМунайГаза», «Транспорт Тауэр», здания Министерства Финансов. Отдельного внимания заслуживает масштабный двухэтапный проект для «КазТрансОйла» — 5000 км волоконно-оптической связи. От структурированных кабельных систем ABS перешла к поставке телефонных станций; потом добавила к этому системы, обеспечивающие бесперебойное электропитание для этих систем; стала устанавливать системы безопасности, обеспечивающие контроль доступа к помещениям, где хранится оборудование, и вообще контроль доступа в здания заказчиков. Сегодня компания оказывает полный комплекс услуг, связанных с телекоммуникациями, для организаций любого масштаба: коммерческих компаний, государственных структур, банков, иностранных компаний и т.д.

В последнее время ABS стала внедрять системы управления бизнесом. Для начала определяется, какие задачи необходимо решить клиенту для повышения эффективности бизнеса. На основе проведенного анализа вырабатываются решения. Затем поставщик услуг спускается на уровень ниже и производит автоматизацию информационных систем. После чего дело доходит до того классического уровня, на котором внедрялись решения в течение 14 лет — уровень телекоммуникаций, необходимых для работы информационных систем.

«Уникальность нашей компании как системного интегратора в том, что мы именно системный интегратор, — отметил Сергей Шевцов. — То есть, мы из различных систем и различного оборудования собираем именно ту систему, которая позволяет нашему клиенту эффективно работать и решать какие-либо задачи. Также в последние два года мы стали уделять больше внимания бизнесу нашего клиента и строить свои решения с учетом его особенностей. Если раньше мы смотрели на то, как развивать коммуникации, и глубоко не погружались в тот бизнес, которым занимается компания (системные части имеют что-то общее для любого заказчика), то сейчас мы все это внимательно изучаем. Определенные решения нужны банку, и совсем другие решения нужны нефтяной компании или предприятиям государственного сектора, причем мы смотрим на них с позиции «бизнеса», а не с позиции «коммуникаций».

Также одним из крупнейших игроков на рынке системной интеграции является компания АЛСИ. Свои задачи как системного интегратора она видит в отработке и моделировании частей разрабатываемых проектов; проведении независимых экспертных исследований и сравнении характеристик оборудования; проведении для заказчиков семинаров по новейшим технологиям; обучении специалистов заказчика с привлечением технических экспертов компаний-производителей; поддержке реализованных проектов и их модификации.

АЛСИ придерживается четырехэтапной модели работы с клиентом, на которой стоит остановиться подробнее.

Основная цель первого этапа — формулировка задач, которые необходимо решить клиенту. Глубина анализа зависит от нескольких определяющих факторов. Например, от уровня решаемой задачи, от глубины проработки бизнес-решений, на которые в данный момент готов заказчик. В общем случае анализируется комплекс показателей предприятия, отражающих специфику его деятельности, степень автоматизации бизнес-процессов, соответствие уровня ИT-инфраструктуры стратегическим и тактическим планам предприятия. Конечным результатом этапа является формулирование технического задания, разработанного совместно сотрудниками заказчика и специалистами АЛСИ.

Затем происходит выработка комплексного решения на основании ТЗ, включающее в себя само техническое решение, способ его реализации, этапность работ, схему финансирования. В результате получается проработанный по всем параметрам проект по реализации задач, заложенных в ТЗ. Естественно, у каждого заказчика имеются свои особенности и требования к составу проектно-сметной документации, поэтому в каждом конкретном случае он оговаривается отдельно. Каждый проект обсуждается с заказчиком настолько детально, насколько требуется обеим сторонам. Каждая составляющая решения предоставляется для заказчика в развернутом виде, с указанием всех плюсов и минусов от ее реализации.

Третьим этапом идет внедрение решения согласно проекту (плану действий). Производится поэтапная поставка, установка, настройка, тестирование всех составляющих проекта. В ходе работ проводится первичное обучение персонала заказчика по использованию внедряемых систем.

И, наконец, последний этап — сопровождение решения. С учетом специфики каждой организации компания подбирает и предлагает различные схемы сервисного сопровождения помимо стандартной гарантии.

В числе ведущих системных интеграторов РК можно назвать компанию «КазИнформТелеком». Правда, это, скорее, интегратор «старого типа», предлагающий не столько «интеллектуальные» услуги, сколько поставку широкого спектра оборудования и программного обеспечения для решения телекоммуникационных задач. Поскольку в области телекоммуникаций уровень выполняемых работ и оказываемых услуг, в основном, определяется уровнем предлагаемых технологий и оборудования, «КазИнформТелеком» имеет статус системного интегратора и дистрибьютора ведущих мировых производителей телекоммуникационного оборудования: Cisco Systems, Avaya Communications, Anixter, Radyne ComStream, Prodelin, Patton, Powerware, WaiLAN, CommSystems, Gamatronic и других.

Это позволяет компании сопровождать свои проектные решения поставкой различного оборудования (коммутаторов, маршрутизаторов, мультиплексоров, модемов, радиорелейного, спутникового и оптоволоконного оборудования, цифровых АТС, систем бесперебойного электропитания и др.), которое в большинстве случаев является масштабируемым, что позволяет заказчику сохранить инвестиции при расширении существующей сети.

Итак, рынок системной интеграции в Казахстане, как видим, перешел на принципиально новый уровень своего развития. Впрочем, никого, наверное, не удивит, если мы отметим, что на Западе, да и в соседней России, эти процессы прошли значительно раньше. Так что, глядя на соседей, можно предрекать свое собственное будущее. А оно, думается, в том, что услуги системных интеграторов будут все более востребованы не только крупными национальными компаниями и банками, но наконец-то доберутся и до малого и среднего бизнеса.

Комментарии