Следите за новостями

Доказать и обезвредить

Трио в составе Агентства по защите конкуренции, Агентства по информатизации и связи и финполиции должно добиться снижения тарифов на услуги связи в Казахстане.

29 апреля 2008 09:40, Айдын Бикебаев, Бизнес & Власть
Рубрики: Рынок, Связь

Трио в составе Агентства по защите конкуренции (АЗК), Агентства по информатизации и связи (АИС) и финполиции должно добиться снижения тарифов на услуги связи в Казахстане.

Долгое время рынки телекоммуникаций рассматривались государствами всего мира не иначе как естественные монополии. Практически в любой стране потребности клиентов в телефонных услугах удовлетворялись монопольными операторами при строгом контроле над тарифами со стороны правительства. Однако в 1980-х годах мир признал, что наилучший способ развития отрасли — это конкуренция, в связи с чем, в большинстве государств произошли соответствующие изменения в подходах к регулированию сферы телекоммуникаций. При этом, по заверениям консультантов ЕБРР, с появлением конкуренции доходы бывших монопольных операторов не только не уменьшились, но даже продолжают расти за счет все более увеличивающегося количества новых операторов, которые присоединяются к сетям бывших естественных монополистов и запускают новые виды телекоммуникационных услуг.

Глобальный тренд демонополизации этого сектора коснулся и Казахстана. Однако из-за отсутствия эффективного отраслевого регулирования и действенного антимонопольного органа большинство вопросов, связанных с развитием конкуренции на рынке телекоммуникаций, остаются нерешенными. В частности, до середины 2007 года регулирование отрасли было раздроблено между несколькими госорганами (АРЕМ, АИС, Минтранском и Комитет по защите конкуренции Мининдустрии), которые не предпринимали достаточных мер для развития конкуренции и предотвращения злоупотреблений монопольным положением со стороны АО «Казахтелеком». Сегодня регулирование отрасли производится одним отраслевым регулятором в лице АИС, чья основная цель — развитие конкуренции. При этом серьезную помощь АИС должно оказать АЗК в качестве пока еще единственного антимонопольного органа в стране, призванного пресекать монополистические действия на товарных рынках.

Наиболее значимым шагом в либерализации телекоммуникационной отрасли является решение вопроса по присоединению альтернативных операторов к сети доминирующего игрока по цене, которая не препятствовала бы конкуренции и в то же время стимулировала бы «Казахтелеком» инвестировать в дополнительные мощности, необходимые для подключения конкурентных операторов. По информации участников рынка, ныне действующие тарифы «Казахтелекома» на пропуск трафика альтернативных операторов намного выше, чем эквивалентные тарифы в других странах: соотношение тарифов на присоединение к сети, установленных доминирующими операторами в других странах, и тарифов, действующих в Казахстане, отличается в несколько раз.

В решении данного вопроса особую роль играет АЗК, которое должно проанализировать все действующие тарифы «Казахтелекома» и сравнить их с тарифами на присоединение в других странах. Если информация о многократном завышении «Казахтелекомом» своих тарифов подтвердится, АЗК должно пресечь факт злоупотребления доминирующим положением в виде установления монопольно высоких цен и вернуть контрагентам доминанта излишне уплаченные деньги. Здесь для АЗК очень важно выстроить эффективную схему сотрудничества с финполицией, поскольку у антимонопольного органа нет полномочий на осуществление оперативно-розыскной деятельности и, соответственно, нет возможностей самостоятельно выявлять злоупотребления доминирующим положением и картельные сговоры между участниками рынка, а такие действия тщательно скрываются. Так, в 2007 году в СМИ широко обсуждался конфликт между компаниями «Арна» и «Казахтелеком», когда первая обвинила вторую в блокировании телефонных звонков. Однако однозначно утверждать, что блокирование произошло из-за умышленных действий «Казахтелекома», было бы несправедливо, поскольку теоретически это могла сделать и сама «Арна» в целях оказания давления на «Казахтелеком». Потому, ввиду отсутствия у антимонопольного органа полномочий на оперативно-розыскные мероприятия, причастность конкретных лиц к блокировке звонков должны выявлять правоохранительные органы.

Еще один важный вопрос, стоящий перед АИС, — это принятие мер по ребалансированию розничных тарифов «Казахтелекома». До сих пор они находятся в значительном дисбалансе, и наиболее показательные примеры — это тарифы ниже себестоимости (монопольно низкие) на услуги местной фиксированной связи для физических лиц и чрезмерно (монопольно) высокие тарифы на международные звонки. В большинстве стран розничные тарифы более сбалансированы, несправедливые перекрестные субсидии значительно сокращены, а ключевые препятствия для конкуренции устранены.

АЗК в силу своего предназначения также должно проводить активную работу по скорейшему ребалансированию розничных тарифов «Казахтелекома». Более того, уже сегодня АЗК в рамках антимонопольного расследования может, закрепив факт установления монопольно высоких цен на международные звонки, заставить «Казахтелеком» возместить потребителям излишне уплаченные деньги. Однако из-за институциональной зависимости АЗК от правительства ожидать от него таких действий вряд ли приходится. Тем не менее полагаю, что даже в своем нынешнем статусе органа, входящего в состав правительства, АЗК, тесно сотрудничая с АИС и финполицией, способно наладить эффективную систему выявления и пресечения монополистических действий и устранить большинство вышеуказанных препятствий для создания реальной конкуренции в отрасли телекоммуникаций.

Также антимонопольному органу следует разобраться с тарифами на мобильную связь. В СМИ регулярно появляется информация о завышенности тарифов казахстанских сотовых операторов по сравнению с тарифами в других странах, причем эта информация имеет под собой достаточные обоснования. Приведу самый простой пример. До лета 2007 года действовал порядок, по которому субъекты, занимающие доминирующее (монопольное) положение, были обязаны согласовывать увеличение своих тарифов с антимонопольным органом. С 1 января 2007 года в стране была снижена ставка НДС. Поскольку размер тарифов определяется без учета НДС, 1 января 2007 года фактически произошло увеличение тарифов ТОО «КаР-Тел» и ТОО «GSM Казахстан» (обе компании являются субъектами, занимающими доминирующее положение). Несмотря на это, операторы ни разу не сообщили, что в связи со снижением НДС снизили сумму, предъявляемую к оплате абонентам, и продолжили рассчитывать потребителей по старым тарифам. Другой пример: в 2006 году ликвидирована плата за взаимное присоединение операторов к сетям друг друга. Общая экономия операторов от этого шага составила около 6 млрд. тенге, но такое снижение расходов также не повлекло удешевления тарифов. Поэтому тарифы сотовых операторов надо подвергнуть тщательному анализу на предмет установления монопольно высоких цен.

Комментарии