Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Электронная зачетка

Преимущества внедрения системы управления учебным процессом в формате информационно-коммуникативных технологий и создания е-университета на базе Семейского госуниверситета им. Шакарима.

26 апреля 2008 10:41, Екатерина Гуляева, Литер

Образовательное ноу-хау появилось на базе Семейского госуниверситета им. Шакарима. Там внедряется новая система управления учебным процессом в формате информационно-коммуникативных технологий — электронный университет.

Впрочем, многие могут возразить, что подобная система обучения уже несколько лет успешно работает в высших учебных заведениях Казахстана. Но это кредитная система обучения, которая в СГУ им. Шакарима применяется с 2004 года и включает в себя электронный промежуточный и семестровый контроль успеваемости студентов, заполнение регистрационных карт и множество других элементов.

Чем отличается концепция электронного университета от концепции дистанционного образования? На самом деле обе они связаны друг с другом.

Новая система стала следующим шагом в деле внедрения информационно-коммуникационных систем в образовательный процесс. Только теперь можно сказать, что обучение стало по-настоящему дистанционным.

Идея электронного университета возникла в середине 1980-х годов, когда некоторые колледжи и университеты, в основном в США, попытались применить компьютерные сети и телекоммуникационные технологии для дистанционного обучения взрослых учащихся. В настоящее время в мире существуют множество электронных университетов и заведений, занимающихся дистанционным образованием. Однако все эти заведения можно в общих чертах разделить на три модели в зависимости от их организационной структуры: бимодальная модель, дистанционная модель и модель консорциума. СГУ имени Шакарима выбрал бимодальную модель электронного университета. Она представляет собой синтез традиционной системы образования и системы электронного университета. Эта модель успешно используется в Мельбурнском университете Дикин, университете Мердока, университете Новой Англии, Калифорнийском университете в Чико, Техасском университете в Остине, а также в таких странах как Фиджи, Ямайка, Папуа-Новая Гвинея и Замбия.

В Казахстане электронная система управления учебным процессом делает первые шаги. В Семее применить электронный университет решился пока лишь СГУ имени Шакарима.

«К этому ответственному шагу университет готовился с 2004 года, — пояснил руководитель лаборатории электронных средств обучения СГУ Турсын Мадиев. — Во-первых, постоянно обновляется компьютерный парк учебного заведения. Во-вторых, была установлена внутренняя интранет-сеть, объединившая все корпусы университета при помощи оптово-волоконного кабеля. Одновременно шла подготовка преподавателей к работе в новых условиях. Информационная система дает возможность найти исчерпывающую информацию о единой системе управления учебным процессом в режиме онлайн».

А в том, что она действительно единая можно убедиться, не отходя от своего компьютера. Достаточно ввести логин и пароль, и поток необходимой информации тут же высвечивается на мониторе. Правда, в целях защиты информации каждый пользователь имеет строго ограниченный круг модулей. К примеру, учащемуся доступна информационная система управления учебным процессом по всем формам обучения. Сюда включены сведения об индивидуальных учебных планах конкретного студента с конспектами программ курса и лекциями. Также легко можно проверить свою успеваемость. Еще один образовательный портал позволяет пользоваться всеми учебными материалами изучаемых дисциплин, предоставляемыми преподавателями вуза. А чтобы первокурсники не запутались в системе, в начале учебного года пара занятий по информатике посвящается обучению студентов электронному университету.

«Мы решили внести в ЭУ также подсистемы управления кадрами университета, электронный документооборот и провести информатизацию библиотечного обслуживания читателей, — дополнил Турсын Мадиев. — Все это позволяет сократить время и средства, также очень удобно в обращении. А главное — необходимая информация всегда у тебя на компьютере, даже если ты находишься у себя дома».

А вот что думают о внедрении системы электронного университета ее будущие пользователи.

Студентка 3 курса по специальности журналистика — Екатерина Козлюк: «У меня вызывает особый интерес возможности дистанционного образования. Если я выезжаю за границу, то смогу продолжить обучение в своем вузе. Надеюсь, мои планы, связанные с переменой статуса (я выхожу замуж), не помешают мне получить образование по дистанционной форме».

Студент 1 курса Александр Курбатов: «Я знаю, что электронная система контроля в университете уже есть. Мы сдаем экзамены в виде компьютерного тестирования. Рейтинг нам выставляется в электронной ведомости. Потом распечатывается в виде чек-листов. Думаю, что внедрение новой системы позволит нам лучше ориентироваться в самой системе — получать информацию из первоисточника».

Преподаватель кафедры русской филологии Илья Бароховский: «Это достаточно перспективно. Но требуется серьезное материально-техническое обеспечение. Сможет ли университет сделать его возможным? Но однозначно, система ЭУ создаст такие условия, что для некачественной работы будет гораздо меньше возможностей, чем при традиционной системе».

Заведующая кафедрой Галина Колмогорова: «Для повышения качества образования в современных условиях — это необходимость.

Мы избавляемся от лишних бумаг, бесконечного дублирования документов. Все заложено в электронном виде, требуется только корректировка по мере роста студента. Доступность, открытость, экономия времени — вот самые главные преимущества».

Комментарии