Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Дубль два. У Казахстана появилась еще одна молодая столица — Astana

Экспансия виртуального Казахстана в проекте Second Life.

25 апреля 2008 10:37, Тимур Раев, Деловой Казахстан

На ее улицах пока пустынно, но скоро жителей станет очень много. Ведь там можно обрести свою вторую половину. Совсем не ту, о которой вы подумали, а именно свою. Потому что вселенная, где родилась Вторая Астана, называется Second Life.

Пролог

Уже давно идут разговоры о том, что человечество стремительно и неумолимо погружается, словно в пучину морскую, в темный и страшный мир виртуальной реальности. Многие специалисты искренне убеждены, что общение через компьютер — это лишь суррогат жизни, жалкое подобие полноценного личного контакта, ибо никогда техника не даст homo sapiens возможность feel the spirit. Иначе говоря, машина не снабдит пользователя невербальной информацией (которую подкорка снимает с пластики, мимики и жестов контрагента), не даст ощутить теплоту (которую люди порой все же излучают), не подарит адекватности отношений, которые в реале строятся на всем, перечисленном выше.

Базируясь на подобных тезисах, технологически продвинутые бизнес-структуры вынуждают сотрудников общаться на дебильных рабочих вечеринках, скакать в мешках на корпоративных пикниках, и говорить друг другу гадости на психологических тренингах. И все это с целью установления и поддержания нормальных отношений в коллективе. Параллельно, разумеется, развивается ровно противоположная тенденция — деловые совещания, переговоры и все, что связано с групповым обсуждением вопросов, предметов и тем, плавно переводится в интернет. Ибо новые технологии однозначно экономят время и деньги.

За любые приобретения, однако же, приходится платить. Выигрывая в оперативности, теряешь в чем-то другом. Когда-то на смену письмам пришел телефон, и люди разучились излагать свои мысли и чувства на бумаге. Достаточно сравнить уровень переписки дотелефонной эпохи с тем, что мы имеем сейчас, когда на смену телефонным переговорам пришла электронная почта. Люди снова стали излагать, но как убого… Поэтому продвинутая аудитория дружно «проголосовала» за Skype и прочие системы, дающие возможность не только перебрасываться письменными сообщениями, но и видеть собеседника в процессе разговора.

Что же будет дальше? Как при нынешнем дефиците времени будет развиваться формат общения? Все идет к тому, что ранее изобретенное окажется в одночасье смыто могучим ураганом под названием Second Life, системой интернет — коммуникаций, безграничным возможностям которой пока аналога нет.

Business-вселенная

На сегодня SL — это в первую очередь бизнес стоимостью $5 млрд., основанный в 2002 году американцем Филипом Роздейлом, главой компания Linden Lab. Придуманный создателями виртуальный мир генерируется множеством серверов и целым пакетом постоянно совершенствующихся программ. На выходе пользователь имеет вселенную, состоящую из водной глади и островов земли, населенных движущимися фигурками-аватарами. Их еще называют резидентами. Они легко путешествуют по островам и общаются друг с другом.

Спустя всего 4 года после запуска первого сервера компания Catamount Ventures и ее управляющий директор Джед Смит, входящий в совет директоров Linden Lab, вроде бы провели сделку по продаже 10-процентного пакета акций за сумму, якобы превышающую полмиллиарда долларов. Правда ли это, не знает никто, кроме участников сделки, потому что до сих пор LL остается непубличной компанией, хотя Роздейл неоднократно говорил о скором IPO.

Как бы то ни было, многие продвинутые компании усиленно вкладываются в SL. Нет, не в покупку акций Linden Lab, а в пропаганду себя и своей продукции во вселенной Второй жизни. «Фирмачи» нанимают профессиональных программистов, которые в пространстве 3D-анимации на приобретенных в SL «землях» обустраивают магазины, офисы, шоу-румы. А это означает, что бизнес-сообщество верит в капитализацию этого киберпространства.

Одним из главных производителей корпоративных проектов является Джастин Бовингтон, генеральный и креативный директор Rivers Run Red. Именно он обеспечил представительствами в SL Adidas/Reebok, BBC, Coca-Cola, Heineken, Philips, ING, Intel и Calvin Klein. Во Второй жизни представлены также такие гиганты, как IBM и Sun Microsystems, звезды Haute Couture — Armani и Yves Saint Laurent Всех не перечесть. Есть в Second Life и медиа — Playboy там проводит пляжные вечеринки, SkyNews рассказывает о себе, таблоиды потчуют сплетнями, а деловая пресса — цифрами.

Очевидно одно — SL действительно целый мир. Со своей экзистенциальной философией. Ее можно назвать последним оплотом либерализма в рамках современной цивилизации, ведь во Второй жизни все равны и свободны, репрессивных законов в этом сообществе нет, законов вообще немного (есть только патентное право и правила, регламентирующие ведение бизнеса). Существующие ограничения обеспечивают лишь права «резидентов», обязанностей у которых нет. Своей особой, совсем уж отличающейся, оторванной от реальной жизни, морали и нравственности здесь, конечно, нет, но нет и смерти — кто хочет тебя «убить», может лишь выбить ненадолго из пространства общения. Так история, которая нависает над ныне живущими третьей мировой войной, оборачивается здесь своим Золотым веком, эдаким расцветом эпохи Просвещения только без членовредительства и физического насилия… Здесь есть место и технологическому прогрессу (постоянно изобретается что-то новое), и вере в разумное, доброе, вечное (жизнь на островах бесконфликтна и красива), и радости бытия (поскольку битва за ресурсы и территорию не ведется).

Игра

Поначалу Second Life позиционировалась как очередная трехмерная компьютерная игра, и ее принципиальное отличие от аналогичных форматов заключалось лишь в непрописанности сюжета и непредсказуемости конца. То есть вступивший в игровое поле действовал так, как видел себя в этой игре, не преодолевал заранее заданные препятствия, а бродил где вздумается и общался с кем хотел. На практике это выглядит так: игрок скачивает из сети (бесплатно) софт игры. Зарегистрировавшись, он выбирает аватар — объемную фигурку, которая будет изображать играющего в пространстве Second Life. Внешность можно подобрать любую — мужчины, женщины, животного. «Материализовавшись», игрок отправляется туда, где «тусуют» другие аватары. На плоскости дисплея он может ходить, бегать, прыгать и летать. Встречаясь с себе подобными, аватар может вступать с ними в коммуникацию самыми разными способами: набивать текст в чате (который будет виден лишь тому игроку, к которому обращен) или набивать его для всех присутствующих в данный момент рядом с его аватаром.

Игра дает возможность включить функцию «голос» и начать разговор «вслух». Вести разговор можно и с одним аватаром (имя персонажа всегда высвечивается на экране, и к любому можно обратиться лично), а можно говорить и с компанией. В данном случае разговор поддерживается точно так же, как в жизни, то есть с пластическим сопровождением текста.

В отличие от какого-нибудь conference call общение в Second Life дает возможность говорящему использовать жестикуляцию, а слушающему — реагировать невербальными способами (каждый аватар обладает набором эмоционально окрашенных движений, по содержанию аналогичных смайликам). Можно повернуться и уйти, можно дать в глаз, можно изобразить скуку, досаду, раздражение, радость. Можно достать оружие и выстрелить в того, кто тебе не мил.

И все же общение как таковое не является в Second Life единственным моментом самореализации. Весь Второй мир воплощает либеральную доктрину в действии (а в основе либерализма — идея потребления…). Поэтому представитель community SL не только волен жить как хочет и делать что хочет, но может и беспрестанно покупать, продавать, производить и потреблять. Включившийся в игру индивид за небольшие (но настоящие) деньги может купить себе землю и установить на этой земле свои порядки. Может открыть себя к посещению, а может никого не пускать, кроме избранных.

Можно с помощью компьютерных программ самостоятельно построить дом (в соответствии с ресурсом фантазии), самому сделать мебель, какую душа пожелает, открыть магазин и продавать в нем что-нибудь милое сердцу, а можно просто заказать местному архитектору проект жилища, а дизайнеру — наряды. А можно в магазине «обкупиться» бутичными вещами. Ибо в Second Life у массы fashion-брендов есть свои торговые точки. Есть они у автомобильных компаний (Mazda, BMW, Mercedes и т.д.), у производителей мобильных телефонов и даже у операторов сотовой связи — SL Vodafone подключает аватаров к реальной сотовой телефонной сети.

Жизнь

Стоимость жизни в SL значительно ниже, чем «в миру».

Расходы на приобретение авто и шмоток невелики — всего за $200–300 можно под завязку упаковаться luxury-продукцией, и сделать свой аватар предметом зависти окружающих. Для этого необходимо стать подлинным self made man — выбрать себе (за деньги) кожу, пластику, позы, фигуру, глаза, нос, волосы и все это скомбинировать, причем варианты внешности можно постоянно менять.

Но сначала надо найти интересные магазины и приобрести там «правильные» вещи, научиться их снимать, надевать, подгонять под себя. То есть потратить время на освоение сложной игровой техники. Ведь иметь теоретическую возможность что-либо сделать не означает способности это осуществить… Так что реализоваться в пространстве SL не то, чтобы очень просто.

Цены в местных shop-ах указываются в местной валюте (по названию компании Linden Lab доллар называется линден-долларом и составляет приблизительно 1/271 американского). Вещи стоят от 15 центов до нескольких US долларов. Забавно, что прелесть каких-нибудь кроссовок заключается вовсе не в том, что они красивы, а в том, что в них резидент бегает быстрее и выше прыгает, то есть обещания рекламы сбываются — в виртуальной реальности с покупками обретаешь и способности. Прикупил красивый прикид, и сам стал красивее…

Те, у кого нет денег на самоукрашательство, и кто не может приобрести личный остров (стоимостью порядка $1700), имеют возможность подработать в самом пространстве игры. Ведь в Second Life есть рабочие места — «упакованные» резиденты нанимают чужие аватары с тем, чтобы те выполняли определенные функции на культурно-массовых мероприятиях, которых в Second Life великое множество (например, развлекали гостей на вечеринках, создавали ощущение востребованности виртуального действия, на котором присутствуют).

В SL можно, например, провести настоящую политическую демонстрацию, подкупив демонстрантов точно как в жизни. Для этого в назначенный день и час владелец аватара должен включить компьютер, загрузиться в SL и исполнить требуемое. За это ему на счет упадет линден-копеечка. Правда, политическая жизнь в SL только зарождается, а вот развлекательных мероприятий не счесть. И там тоже нужны люди для создания «толпы» и отчета о посещаемости. Можно найти самые разные возможности заработка, но их надо самостоятельно и прицельно искать.

Дело в том, что Вторая жизнь существует уже почти шесть лет, а там и по сей день нет никакого контроля и учета происходящего. Нет, правда, и преступлений против личности, которые вынуждают устанавливать контроль. Были, говорят, мошенники, но их нашли и выгнали. Закрыли острова-казино, дабы не совращать пользователей азартом, даже отловили с помощью ФБР одного педофила — свидетель акта виртуального совращения сообщил владельцам SL-реальности об инциденте, и те незамедлительно приняли меры. Поскольку кредитные карты, которыми оплачивается жизнь в анимационной матрице, вполне настоящие, отловить их владельцев не составляет труда.

Однако кто именно и чем занимается на независимых островах, неизвестно. Ибо до сих пор не существует никаких путеводителей или Желтых страниц, а информация о том, что где происходит, передается в основном от игрока к игроку, и лишь единичные бизнесы рекламируют себя при запуске софта. Поэтому любого новичка ждут сюрпризы, о которых он даже не подозревает…

Цивилизация

Однако SL не только царство потребления и самовыражения. Это и очаг цивилизаций. Во Второй жизни полно музеев, храмов, картинных галерей, библиотек, университетов и прилагающихся к этому виртуальных симпозиумов, семинаров, собраний. Любознательному человеку тут есть на что посмотреть и чему поучиться. Можно посещать галереи, любоваться на знаменитые полотна, бродить по историческим центрам древних городов.

Создание культурных пространств — дорогое удовольствие, но хозяева интеллектуальных оазисов и туристических destination прекрасно понимают, что виртуальные посещения неминуемо увеличит количество реальных, а потому не скупятся на программистов и дизайнеров, которые создают великолепные компьютерные версии памятников архитектуры и искусства, строят залы для проведения форумов и пресс-конференций.

Выход в SL дает дополнительную возможность пропагандировать не только знания, но и национальную культуру, придавая ей доступный, наглядный и развлекательно-игровой характер.

Так, например, в виртуальной Астане можно посетить резиденцию президента Ак-Орду, монумент Байтерек, Дворец мира и согласия, набережную Ишима. Этнопарк, расположенный на берегу реки, дает возможность полюбоваться не только искусно «вытканными» коврами для юрт, но и мастерски сработанными национальными костюмами. И даже знаменитыми доспехами Золотого человека! Прелесть придумки заключается в том, что доспехи можно надеть и пощеголять в них перед друзьями, которых можно привести с собой в музей.

И это лишь начало экспансии. К казахским островам (их уже два) скоро добавятся новые земли, и Казахстан в SL станет настоящим континентом. На казахской территории посетители смогут и развлекаться и общаться, проводить интересные мероприятия. С каждым днем в виртуальном Казахстане все больше гостей, прилетающих с других островов, настоящих живых людей, которые своими глазами хотят увидеть столицу страны, которую еще не успели посетить.

Москва тоже обрела двойника в SL. Посетивший главный город России может походить по Красной площади, поглазеть на Ленина в Мавзолее и пошопить в ГУМе. В виртуальной России жизнь прекрасна и удивительна, сплошные праздники да вечеринки, только посетителей там пока совсем немного…

Свое культурное пространство в SL может создать не только страна, но и рядовой пользователь. Так, израильтянка Бэт спроектировала собственный храм, в который регулярно наведываются интересующиеся иудаизмом аватары. Разумеется, неформальные религиозные братства тоже создают в этом «миру» свои агитационные площадки. Со временем в безоблачный край игры, конечно же, потянутся секты, террористические организации и прочие маргинальные сообщества, но пока в SL тишь да гладь. И разве что транснациональные корпорации (которые по духу сродни маленькому тоталитарному государству) способны реализовывать здесь свои имперские амбиции, превращают себя в независимые страны и континенты.

Эпилог

Видимо, во все времена наша материальная жизнь казалась людям слишком короткой. Откуда горестная поговорка «Всех денег не заработаешь»?

И хотя у современного человека по сравнению с древним больше возможностей баловать себя любимого сиюминутными радостями, времени на то, чтобы охватить всю сферу желаний, все равно не хватает. Тут на помощь и приходит Вторая жизнь. Со своим вторым, вечно молодым и неотразимо прекрасным «я». Которое может быть каким угодно. И в этой альтернативной реальности второе «я» может полностью расковаться, а главное — взглянуть на себя со стороны. Ведь никакой иной формат не дает дистанции между собой внутренним и собой же внешним. Только в SL субъект становится собственным объектом. Ведь когда мы что-либо произносим или демонстрируем, то исходим из информации, которой обладаем сами, но окружающие-то «не в материале»! И трактуют нас неправильно. А здесь человек видит себя со стороны, как бывает иногда во сне. Что поучительно. Таким образом, Second Life не просто царство маркетинга, потребления и бизнеса, но и великолепный тренажер жизни, отличный психотерапевт и неплохой учитель.

У этой игры, вне всяких сомнений, большое будущее, потому что натренированное виртуальное «я» в критический момент вполне может помочь настоящему преодолеть препятствие и одержать победу.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии