Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Проект «Казахтелекома» как объект пристального внимания

Итоги прошедшего 26 марта в Алматы совещания по теме развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан и снижению тарифов.

28 марта 2008 17:08, Рафаэль Балгин, Деловая неделя
Рубрики: Связь

26 марта в Алматы прошло совещание по теме развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан и снижению тарифов. Организатором совещания выступило Агентство по информатизации и связи. Среди участников совещания наряду с другими операторами, вероятно, дабы усилить свой командный дух или руководствуясь принципами групповой поддержки, присутствовала целая делегация от «Казахтелекома». Совещание походило на публичное общение первого лица с министерским штатом, транслируемое по ТВ, за той лишь разницей, что не было президентского протокола, а эмоции, пусть и без соответствующей лексики и тона, все равно были видны невооруженным глазом присутствовавшим журналистам.

Заместитель председателя Агентства РК по информатизации и связи Аскар Бишигаев обратил внимание участников совещания на ценовой барьер «Казахтелекома», который сдерживает возможности других операторов. Вследствие этого, как он считает, возникновение факторов, порождающих конкурентную среду на телекоммуникационном рынке, само по себе невозможно.

Как будто бы отчетное совещание, но…

Встречу открыл заместитель председателя Агентства РК по информатизации и связи (АИС) Аскар Бишигаев. Он информировал присутствующих о текущем состоянии вопроса тарифов на услуги доступа к сети интернет в нашей стране. По его словам, к началу марта число абонентов сети интернет, согласно отчетам операторов связи, составило порядка 850000, из которых широкополосным доступом к сети интернет пользуются 290000, а коммутируемым 560000.

Он заявил, ссылаясь на данные маркетингового агентства ICT Marketing, что в 2007 году в Казахстане зафиксировано 1,6 млн. пользователей сети интернет или около 11% населения страны. При этом он не преминул отметить, что данное маркетинговое агентство — независимое. Объясняя разницу между числом абонентов и пользователей, Аскар Бишигаев сказал, что «подобная разница между абонентами услуг доступа в интернет и пользователями говорит о том, что данные услуги наиболее востребованы населением и бизнес-структурами». Дальнейшего объяснения разницы не последовало.

Господин заместитель председателя АИС декларировал, что в 2008 году Казахстану необходимо перейти к предоставлению услуг широкополосного доступа в интернет с параметрами скорости и качества, соответствующими мировым стандартам. При этом он заявил, что начиная с этого года скорость широкополосного доступа в соответствии с базовыми стандартами Международного союза электросвязи должна составлять не менее 256 Кбит/с. Так и походило бы совещание на отчетное — о достижениях и успехах на телекоммуниационной ниве, если бы не было заявлено среди прочего об отчете АО «Казахтелеком» по началу работы созданного в РК Национального центра обмена интернет-трафиком.

По словам господина Бишигаева, реализация данного проекта должна позволить оптимизировать затраты провайдеров за счет более логичной схемы подключения местных сетей и снизить тарифы на предоставление интернет-услуг конечным пользователям. Однако он констатировал, АИС обращает внимание на формальный характер создания данного центра, поскольку его деятельность осуществляется исключительно между двумя компаниями-операторами — АО «Казахтелеком» и его дочерним предприятием АО «Нурсат» (100% акций принадлежит АО «Казахтелеком»).

Аскар Бишигаев на совещании заявил, что АИС по результатам проведенного 15 февраля совещания поддержало решение о передаче кураторских полномочий над данным центром Национальной телекоммуникационной Ассоциации РК. Также он обратил внимание на существующий ценовой барьер вследствие оптовой цены 1 Гб (по прейскуранту АО «Казахтелеком»), которая значительно выше розничных тарифов, предоставляемых основным оператором физическим и юридическим лицам. По словам заместителя председателя АИС, это сдерживает возможности других операторов предоставлять интернет-услуги населению страны. Вследствие этого возникновение факторов, порождающих конкурентную среду на телекоммуникационном рынке само по себе невозможно.

Также АИС констатировало, что тарифы услуг, оказываемых доминирующим оператором юридически лицам, в 18 раз (!) превышают тарифы для физических лиц. При этом скорость доступа для физических лиц ограничена 512 Кбит/с, в то время как в странах Европы стандартная скорость доступа в интернет составляет не ниже 2 Мбит/с, а тарифы на данную скорость для юридических лиц значительно ниже, чем в Казахстане.

Сегодня в республике абонентская плата за доступ к казахстанскому сегменту сети интернет на скорости 2 Мбит/с обойдется юридическим лицам в $3310 в месяц, а доступ к мировым информационным ресурсам в $6136 в месяц.

По словам Аскара Бишигаева, «сложившаяся тарифная политика АО «Казахтелеком» по предоставлению интернет-услуг юридическим лицам ставит ощутимые барьеры в деятельности государственных органов Республики Казахстан, представителей малого и среднего бизнеса». Выступление заместителя председателя АИС закончилось словами: «Агентство считает необходимым обязать в ближайшие месяцы АО «Казахтелеком» предоставить план мероприятий с указанием четкого графика по существенному снижению тарифов на услуги сети интернет».

Множество вопросов к позиции монополиста

После выступления Аскара Бишигаева к участникам совещания обратился директор научно-консультационного центра Национальной телекоммуникационной ассоциации Казахстана Евгений Малишевский. Он сказал, что во исполнение решения от 15 февраля Национальная телекоммуникационная ассоциация направила письмо в «Казахтелеком» с просьбой об ознакомлении с программно-учредительными документами Национального центра обмена интернет-трафиком, которые смогли бы пролить свет на различные аспекты сотрудничества.

В связи с этим Национальная телекоммуникационная ассоциация просила направить ей копии учредительного договора, устава, имеющегося регламента, технические характеристики и описание центра обмена интернет-трафиком. «К сожалению, 12 марта все направили, и до настоящего времени ни ответа, ни привета не получили», — сказал господин Малишевский.

После проведения рабочего совещания 5 февраля с операторами и провайдерами Казахстана обсуждения по центру обмена трафика у ассоциации возникло много вопросов. Ознакомившись с технико-экономическим обоснованием центра и материалами, выложенными на недавно открывшемся сайте, а также имеющимся договором, Евгений Малишевский подверг жизнеспособность этого центра сомнению. По его мнению, она не демонстрируется, т.к.  существует закрытость информации по расходам центра. К тому же, по словам господина Малишевского, вызывает вопрос и размещение центра на площадке «Казахтелекома».

По его мнению, предложенный договор по членскому вступлению в центр обмена интернет-трафиком построен с позиции монополиста, в котором говорится о присоединении, но сроки договоренности распространяются во времени всего на один год. Выгонят ли в последующем с площадки центра его других членов, по мнению Малишевского, не понятно. Он также добавил, что виды оптимизации маршрутов и цели провозглашены, однако то, как и каким образом это будет достигаться, насколько это выгодно, «Казахтелекомом» не поясняется.

Евгений Малишевский привел пример очевидного несоответствия, когда оборудование двух операторов стоит на одной площадке на небольшом расстоянии, а «Казахтелеком» выдает технические условия, согласно которым для вхождения на площадку центра его участникам необходимо внести кабеля на 8 км. Директора научно-консультационного центра Национальной телекоммуникационной ассоциации Казахстана волновало то, как работа центра будет обеспечена с позиции нормативных положений.

«Некоторые подразделения компании-монополиста преследуют одни цели, другие — совершенно противоположные. В один момент все это может рухнуть. К тому же существует общее мнение, связанное с тем, почему не происходит развития. А потому что под эгидой национального оператора это приводит к дальнейшему укреплению монопольного положения в свете ее деятельности по тарифам», — добавил он.

К этому эксперт Национальной телекоммуникационной ассоциации Казахстана Жакипбек Айдарбеков добавил, что операторы первого уровня не захотели вступать в центр, созданный «Казахтелекомом» и «Нурсатом». По его словам, когда это дело обсуждалось, оказалось, что операторы не входят в центр по простой причине — из-за того, что центр создается монополистом.

Главный директор по развитию бизнеса АО «Казахтелеком» Ризат Нуршабеков в числе прочего сказал, что центр не создан для извлечения прибыли и он не будет заниматься коммерческой деятельностью. Цель существования центра, по словам господина Буламбаева, заключается в том, чтобы происходил обмен трафиком операторов на бесплатной основе.

После его слов заместитель председателя АИС Аскар Бишигаев, исполняя функции модератора совещания, сказал: «С 2006 года мы много говорим, бодро отчитались, а ситуация остается такой, что мы сидим друг напротив друга и спрашиваем себя: «а как же все-таки это будет работать?». Безусловно, нельзя не сказать, что инициатива «Казахтелекома» и «Нурсата» была правильной, но с другой стороны у меня возникает вопрос: что за пиринг-центр, в котором существуют два участника? Так они напрямую соединились бы и подписали соглашение. Вместе с тем возникает вопрос: зачем были сделаны соответствующие затраты на оборудование, помещение, ремонт, привлечение специалистов, установлено приличное оборудование (30 млн. тенге)? Акционеры компании тоже могут спросить об эффективности данных инвестиций».

Пиринг (от английского peer-to-peer или P2P — «соединение равноправных систем») — система обмена файлами между интернет-пользователями. Сети провайдеров взаимодействуют друг с другом напрямую, что существенно сокращает время передачи сетевых пакетов данных. Подобное взаимодействие способствует оптимизации маршрутов прохождения интернет-трафика и, как следствие, способствует разгрузке дорогостоящих международных интернет-каналов, что в конечном итоге положительно влияет на динамику развития казахстанского сегмента рынка услуг интернета. Пиринговые взаимодействия позволяют более эффективно использовать ресурсы сетей — участников пиринговых соглашений.

Исполнительный директор этой компании, близко приняв к сердцу заявления от представителей Национальной телекоммуникационной ассоциации Казахстана и вопросы заместителя председателя АИС сказал в числе прочего: «Дискуссия пошла не в то русло. Пиринг-центр предназначен для снижения операционных затрат операторов. Я вижу упущение директора ассоциации (центра) лишь в том, что он недостаточно открыто и точечно работает с операторами». В продолжение своей мысли он напомнил собравшимся, что все вопросы должны решаться путем переговоров бизнесменов.

Центр является некоммерческой и независимой сетевой структурой, которая предоставляет возможность провайдерам интернет-услуг обмениваться казахстанским трафиком без использования международных интернет-каналов по единым для всех правилам и условиям подключения в соответствии со стандартными пиринговыми соглашениями. Для управления деятельностью центра создано юридическое лицо в организационно-правовой форме ассоциации.

Также господин Буламбаев заявил о снижении тарифов для ISP-провайдеров. Это он объяснил тем, что «Казахтелеком» в настоящее время решает задачи по удешевлению доступа и улучшению качества услуг интернета для конечных клиентов. Это заявление вызвало иронические улыбки на лицах участников и журналистов. Получается так, что удешевление доступа и улучшение качества услуг интернета, по мнению Тимура Буламбаева, — прерогатива лишь «Казахтелекома».

Обещания АИС и обращение внимания «Казахтелекома»

После совещания, на котором прозвучало очень много животрепещущих вопросов, состоялась пресс-конференция, на которой на вопросы журналистов в основном отвечали заместитель председателя АИС Аскар Бишигаев и представители «Казахтелекома». В частности был задан вопрос о сроках телефонизации и интернетизации Алматинской области, территории которой при непосредственной близости к городу Алматы должны быть по логике вещей наиболее телекоммуникационно обеспечены.

На фоне развития транзитного потенциала алматинской области и планах строительства ж/д ветки Хоргос-Жетыген-Узун-Агаш-Алматы журналистов интересовал вопрос телефонизации населенных пунктов, которые станут ключевыми точками транзитного потенциала страны. Аскар Бишигаев, обращая внимание представителей «Казахтелеком» на существующую проблему, выступил гарантом телефонизации населенных пунктов, по которым задавались вопросы.

Комментарии